Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИЛЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ ОМСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ «ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА, СЕРЫЙ ДЫМ"

Ильиных А.С. 1 Черныш И.С. 1 Тимофеева М.Р. 1
1 ФГБО УВО «Омский университет дизайна и технологий»
Целью данной статьи является выявление взаимосвязи поведения человека, стилевых предпочтений и способов ношения одежды. На примере коллекции мужской одежды «Зеленая трава, серый дым» рассмотривается как формируется стилевой концепт, как он влияет на поведенческие характеристики моделей на подиуме. Костюм является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. Это заставляет дизайнеров одежды экспериментировать с различными стилями, формами, технологиями, тканями и образами. Благодаря исследованию о взаимодействии стиля и поведения человека, сделаны выводы о том, что проектирование костюма – это система, где каждый элемент является определяющим в формировании поведенческой культуры через предметы дизайна, индустрии красоты.
дизайн
стиль
взаимосвязь
урбанизм
1. Баумгартнер Дж. Мне опять нечего надеть. Как улучшить свой гардероб и изменить жизнь. – М: «Эксмо», 2013. – 173 с.
2. Килошенко, М. И. Психология моды / М. И. Килошенко. – М.: ОНИКС, 2006. – 320с
3. Сестры Сорины. Язык одежды или как понять человека по его одежде. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000. – 224 с.
4. Тимофеева М.Р. Социокультурные аспекты и проектные концепты адаптивного дизайна. В сборнике: Современные концепции научных исследований // Евразийский союз учёных. – 2014. – №5, часть 2. – С.151-153
5. Тимофеева, М. Р., Толмачева Г. В . Тексильный дизайн. Инновационные технологии / М. Р. Тимофеева, Г. В. Толмачева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 722–126
6. Тимофеева М.Р. Процессы культурной идентификации в дизайне костюма. В сборнике: Сибирская этника // Преемственность межкультурных коммуникаций. Материалы всероссийской научной конференции. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 94-96
7. Сайт OmskFashionDesignSchool.com [Электронный ресурс] – Режим доступа http://omskfashiondesignschool.com (дата обращения: 24.05. 2016).
8. Формула моды: Восток-Запад. Сайт Omsk Fashion Design School [Электронный ресурс] – Режим доступа http://omskfashiondesignschool.com/formula (дата обращения: 24.05. 2016).

Выбор одежды человеком обусловлен различными факторами, в том числе стилевыми предпочтениями. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самооценки и наоборот. Это взаимодействие интересно и неоднозначно. Костюм – это экран, на котором проецируются все аспекты материального, духовного, социального развития общества, он непосредственно связан с человеческим образом, настроением, поведением. Костюм является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни. В научной и научно – популярной литературе костюм неоднократно выступал в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания – философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды. В социологической науке также имеется немало работ, посвященных костюму и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления [2]. Вопрос в том, какие факторы играют значимую роль при выборе одежды:

1. Самооценка внешности (влияние оценки внешности со стороны и собственные логические заключения о параметрах фигуры и типа внешности в целом).

2. Жизненный этап (какие чувства и эмоции мы испытываем в данный период жизни).

3. Образ жизни (степень комфортности при данном образе жизни).

4. Характер личности (зависимость выбора одежды от внутренних психологических характеристик человека).

Через характеристику кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности движений человека, но и формирует определенную манеру поведения в обществе. Можно выделить несколько наиболее выраженных отличительных характеристик взаимодействия стиля и поведения человека:

1. Одежда как знак выражения радости. Выбор светлых, мягких тканей, полуприлегающий или свободный покрой. «Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение» – говорила Г. Шанель.

2. Одежда как знак тревожности. Тревожность как черта личности или как ситуативное переживание. Человек как бы кутается в одежде, закрываясь с головой от всех проблем и страхов.

3. Ностальгия по ушедшему времени. Одежда людей, тяготеющих к стилю «ретро».

4. Одежда как знак характера. Знак мужественности, смелости – элементы в одежде, напоминающие средневековые рыцарские доспехи, стиль «авиатор», «вестерн». Знак внутренней свободы – одежда в стиле «гаучо» (в духе скотоводов прерий испано-индийского происхождения).

5. Одежда дисциплинированной личности. Элементы: плотно затянутый пояс, плотно прилегающая одежда жестких конструкций.

6. Знак скрытной личности. Элементы: застегнут на все пуговицы в изделиях с застежкой доверху.

7. Знак динамичной личности. Элементы: длинный шарф, распущенные волосы, пластичность ткани, свободный покрой одежды.

8. Знак нравственных качеств. Элементы: длина юбки, вырез на груди и т.д.

9. Одежда как знак вхождения в зрелищно-игровую ситуацию. Актеры на сценетеатрализованные массовые мероприятия. Человек, в костюме какого-либо персонажа невольно начинает вести себя как его персонаж, перенимая его позы, жесты, стилистику общения.

10. Одежда как способ заявить о себе. Часто это наблюдается у тех людей, которыенедавно улучшили свое материальное положение. Они покупают дорогую яркую одежду, вместе с тем несочетающуюся с собой. Дешевая и элегантная одежда признак интеллигентной личности. Дешевая и яркая одежда признак психологически несформировавшейся личности. Как правило, это молодые юноши и девушки[3].

Возможно и, наоборот, влияние манер на восприятие одежды. Это тонко заметил Э.М. Ремарк в романе «Триумфальная арка», описывая свою героиню: «Он подал ей манто. Она не надела его, а лишь накинула на плечи. Это была дешевая норка, возможно даже имитация, но на ней и такой мех казался дорогим. Смотрится дешево только то, что носишь без чувства уверенности в себе. Ему не раз случалось видеть королевские соболя, которые казались совсем дешевыми»[1]. Можно сделать вывод, что стиль в одежде – это определённая акцентированность костюма, продиктованная следующими признаками или их совокупностью: возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества и национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями. Акценты расставляются обычно при помощи аксессуаров, обуви, расцветки ткани, принтов, фурнитуры, деталей отделки и фактуры ткани, кроем модели одежды [4]. Таким образом, выявляется взаимосвязь влияния одежды на человека и человека на одежду. В связи с этим можно сделать вывод, что стиль, безусловно, влияет на поведение и манеры человека, но данные от природы ему качества при этом не поглощаются одеждой, а наоборот дополняют и преображают характер ее ношения.

Молодые дизайнеры чувствуют стремление общества к экспериментам со своим имиджем и с постоянной периодичностью создают коллекции, удовлетворяющие данную потребность. В данной сфере нужно чувствовать грань дозволенного, переступив за которую можно получить совершенно нелепый и несуразный эффект. В любом случае, потребность общества к переменам была и будет всегда. Это заставляет дизайнеров костюма экспериментировать с различными стилями, формами, технологиями, тканями и образами.

Студенты омской школы дизайна [7] создают коллекции с различными проектным задачами и для разных целевых аудиторий. На примере коллекции мужской одежды «Зеленая трава, серый дым» (авторы Игорь Черныш и Анна Ильиных), которая была представлена на международном фестивале «Формула моды: Восток-Запад. 2016» можно рассмотреть, как формируется стилевой концепт, как он влияет на поведенческие характеристики моделей на подиуме (рис. 1).

Рис. 1. Коллекция «Зелёная трава, серый дым»

Этот паттерн поведения формируется под влиянием модельных особенностей коллекции и переносится в повседневную жизнь. Эклектика присутствует в самом названии коллекции. Идет противопоставление природной гармонии с урбанистическим дисбалансом. Люди живут в мире, в котором не способны создать для себя комфортную среду обитания. Урбанистические элементы вторгаются в природную систему, где все сбалансировано. Цветовая гамма отражает название коллекции, в ней преобладают зеленые, коричневые, серые тона (рис. 2).

комплект из коллекции _ЗТСД.JPG

Рис. 2. Комплект из коллекции «Зелёная трава, серый дым»

Если говорить о взаимодействии стиля, а в данном случае костюма и поведения человека, то можно выделить несколько отличительных характеристик:

1. Одежда как знак тревожности. Это заметно проявляется в пятой модели, где воротник жилетки закрывает пол лица. А брюки с камуфляжным принтом указывают на наличие напряженных практически военно-стратегических отношений между природой и урбанистическим обществом

2. Одежда как знак характера и как знак внутренней свободы. В четвертой модели характер владельца определяет корсет. Он символизирует мужественные воинственные качества. В тоже время ремни на корсете сковывают человека, и он стремится к свободе. На стремление к свободе также указывают широкие кюлоты. Яркий цветной принт на данных брюках символизирует разводы в лужах, как следствие наличие в них бензина.

3. Одежда как знак динамичной личности. Данное характеристическое убеждение активно считывается во всей коллекции. Это объясняется тем, что все комплекты создавались для современных молодых людей, ведущих активный образ жизни. Современный ритм города предполагает динамику. Костюмы свободного покроя, они эргономичны и функциональны. Ткани, используемые при создании коллекции, пластичные, подвижные и комфортные при тактильных контактах. В совокупности этот набор качеств обеспечивает удобство ношения одежды в условиях урбанистической среды.

Благодаря подробному исследованию – взаимодействие стиля и поведения человека, можно сделать вывод о том, что проектирование костюма – это система. Каждый элемент этой системы является определяющим в формировании поведенческой культуры через предметы дизайна, индустрии красоты. Модная индустрия является одним из эффективных способов коммуникации и передачи художественной ценности целым п околениям.


Библиографическая ссылка

Ильиных А.С., Черныш И.С., Тимофеева М.Р. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТИЛЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ ОМСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ «ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА, СЕРЫЙ ДЫМ" // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15240 (дата обращения: 14.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252