Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Вацура В.В. 1
1 Череповецкий государственный университет
1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 208 с.
5. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2002. – 352 с.

В современном обществе всё чаще и чаще можно услышать разговоры об этничности. Понятия «этнос», «этническая идентичность», «этнические стереотипы» стали частью нашей жизни. По мнению Т.Г. Стефаненко, этническую идентичность можно считать составной частью социальной идентичности личности и определить как психологическую категорию, относящуюся к осознанию человеком собственной принадлежности к тому или иному этносу. В то же время необходимо разделять понятия этнической идентичности и этничности – характеристики, относящейся к определению этнической принадлежности по объективным признакам (место рождения, язык и другие) [4].

Актуальность исследований этнической идентичности обусловлена различными факторами. Одной из основных причин исследования данного феномена можно назвать межэтнические конфликты, которые в последнее время не только происходят чаще, но и носят более серьезный характер. Так, нередки становятся случаи убийств на межнациональной почве, а количество молодежных экстремистских организаций, несмотря на запреты, постоянно увеличивается.

В психологии проведено множество исследований этнической идентичности: выделены стадии её формирования (В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романова и др.); выявлены условия её формирования и развития (К.А. Тимошенко, О.В. Чернова и другие); описана её структура и типы (Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие). Большое внимание в современных исследованиях уделяется изучению этнической идентичности людей подросткового и юношеского возраста.

Юношеский возраст является временем активного формирования этнических установок, этнической идентичности [1;2]. Осознание собственной принадлежности к той или иной группе всегда являлось условием успешного саморазвития. В современном обществе этническая группа и осознание этнической идентичности играют огромную роль в развитии личности.

Наше внимание особенно привлекли типы этнической идентичности. Они являются следствием взаимодействия целого ряда факторов, среди которых ареально-хронологические, диахронические, лингвистические, этнопсихологические и другие, складывается в результате процессов социализации, интериоризации, инкультурации и социальной адаптации Условием благополучия межнациональных, межэтнических взаимоотношений является толерантное поведение, в его основе находится позитивная этническая идентичность. Человек с таким типом этнической идентичности воспринимает образ своего народа как положительный, однако в то же время не направлен против других народов. Позитивная этническая идентичность принимается как «норма». Отклонения от «нормы» могут происходить по типу, например, этнической индифферентности, гипоидентичности (этнонигилизм) [5].

Люди с этнической индифферентностью характеризуются как практически равнодушные к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют не только этническая идентичность других, но даже их собственная этническая принадлежность. Этнонигилизм обычно проявляется в форме космополитизма и представляет собой отрицание этничности, этнокультурных ценностей. Этнонигилистические тенденции также отражают нежелание поддерживать собственные этнокультурные ценности, выражаются в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним и в трудностях в общении.

Г.У. Солдатова выделяет еще три типа этнической идентичности: этноизоляционизм, этноэгоизм и этнофанатизм. Все эти типы можно назвать деструктивными. Данные типы этнической идентичности характеризует убежденность в превосходстве над другими этническими группами. Этноизоляционизм может проявляться в негативном отношении к брачным межнациональным союзам, ксенофобии; этнофанатизм, ставящий интересы «своего» народа выше прав индивида, – в различных формах этнической нетерпимости, вплоть до этнических «чисток»; а этноэгоизм как наиболее лояльная форма может выражаться лишь в демонстрации превосходства собственного этноса лишь на вербальном уровне, но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет [3].

Итак, в исследовании мы исходим из следующих положений. Этническая идентичность – это результат осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с представителями этнической группы. Этническая идентичность наиболее интенсивно формируется и развивается в подростковом и юношеском возрасте. Также нужно отметить, что существуют различные типы этнической идентичности.

В эмпирической части исследования мы попытались выявить различия между типами этнической идентичности (их выраженностью и доминированием какого-либо из них) современной молодежи, проживающей в разных условиях – в городе и в селе (город является полиэтнической средой, а село – моноэтнической). В исследовании приняли участие 68 человек в возрасте 17–22 года, проживающие в г.Череповец, г. Сыктывкар и с. Яренск.

Были использованы следующие методы и методики: методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой, групповые беседы с респондентами и статистические методы обработки, в частности ?*-критерий Фишера.

Всем респондентам предлагалось заполнить бланк, содержащий 20 вопросов методики. После заполнения бланка с ними проводилась беседа, включающая вопросы о национальности респондентов, об опыте их общения с другими этническими группами, о наличии стереотипных установок в отношении других этносов и прочие.

Стоит отметить, что все респонденты охарактеризовали себя как представителей русского этноса. При ответе на вопрос «Почему вы так считаете?» в первую очередь респонденты обращали внимание на эмоционально-ценностные аспекты: патриотизм, собственное отношение к этнической группе, достижения этноса – и только потом на объективные характеристики (страна и место проживания, язык, этническая принадлежность родителей). В ходе исследования были получены следующие данные о доминирующем типе этнической идентичности, представленные в таблице.

Доминирующий тип этнической идентичности у сельских и городских жителей юношеского возраста

Доминирующий тип этнической идентичности

Сельские жители

Городские жители

Этнонигилизм

0 %

8,82 %

Этническая индифферентность

2,94 %

17,65 %

Позитивная этническая идентичность

67,65 %

44,12 %

Этноэгоизм

17,65 %

11,76 %

Этноизоляционизм

5,88 %

2,94 %

Этнофанатизм

5,88 %

14,71 %

Попарное сравнение двух групп респондентов с помощью ?*-критерия Фишера позволило выявить статистические различия на уровне значимости p?0,05 по следующим типам этнической идентичности: позитивная этническая идентичность, этнонигилизм, этническая индифферентность. Можно говорить о том, что у сельской молодежи, проживающей в моноэтнической среде, более свойственен позитивный тип этнической идентичности. Сельской молодежи свойственно естественное предпочтение собственных этнокультурных ценностей, сохранение традиций собственного этноса, что и выражается в типе этнической идентичности. Отсутствие возможности общаться с различными этническими группами позволяет более глубоко познавать собственную этничность, которая и становится в конечном итоге позитивной этнической идентичностью.

Городской молодежи, проживающей в полиэтнической среде, сложнее формировать собственную этническую идентичность. Присутствие в круге общения представителей различных этнических групп осложняет формирование позитивной этнической идентичности: наблюдая за достоинствами других этносов и замечая недостатки своего, человек может прийти к отчуждению от собственного этноса.

Отсутствие статистически значимых различий по доминированию деструктивных типов этнической идентичности может говорить о том, что условия проживания в поли- или моноэтнической среде не влияют на степень убежденности в превосходстве собственного этноса над другим. Возможно, на такое убеждение оказывают влияние средства массовой информации, которые распространены и в городе, и в селе. Так, в ходе беседы националистические установки наблюдались и у сельской молодежи, и у городской. Источником таких установок респонденты называют личный опыт общения (городские), Интернет и телевидение (сельские и городские).

Стоит отметить, что согласно методике, выраженность любого из шести типов этнической идентичности может варьироваться от 0 до 20 баллов. Линейка оценок условно разделена на четыре степени выраженности: I степень – (0 – 5 баллов) – очень низкая интенсивность; II – (6 – 10) – низкая; III – от (11 – 15) – средняя; IV – (16 – 20) – высокая степень значимости типа этнической идентичности. В ходе исследования у всех респондентов выявлена высокая степень значимости доминирующего типа этнической идентичности.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы психологами при работе по формированию этнической идентичности. В частности, может быть разработана программа, которая может включать как ознакомление с культурной и жизнью различных этносов, усвоение ценностей своего этноса, так и различные приемы и техники, способствующие самораскрытию человека и его самопознанию. Толерантное поведение может обеспечить позитивный тип этнической идентичности. Именно на его формирование и должна быть направлена подобная программа.


Библиографическая ссылка

Вацура В.В. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15257 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674