Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рязанцева А.В. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Буянов М.И. Cистемные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Руководство для врачей и логопедов [Электронный ресурс] // Magazine.mospsy.ru: [сайт]. [2014]. URL: http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s01.shtml (дата обращения: 16.12.2015).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155. Доступ из справ. -прав. системы «КонсультантПлюс».
3. Сенсорика с элементами методики Монтессори для детей [Электронный ресурс] // Centrumka: [сайт]. [2014]. URL: http://centrumka.com/montessori/ (дата обращения: 16.12.2015).
4. Черная Е.В. Моделирование деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию у старших дошкольников мелкой моторики // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – № 2 (3). – С. 250–254. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/145/Action145-10743.pdf (дата обращения: 16.12.2015).

Актуальность исследования проблемы развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников обусловлена тем, что условиями реализации основной образовательной программы дошкольного образования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определены гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2].

Заметим, что зрительно-моторной координацией понимают согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

Проблемы развития зрительно-моторной координации в дошкольном возрасте интересовали многих отечественных и зарубежных ученых. Так, И.П. Павлов указывал на важность тренировки мелкой моторики для активизации работы коры больших полушарий и обеспечения развития «центров речи», что способствует интеллектуальному развитию. Исследования В.М. Бехтерева доказали, что обычные движения рук способны снять напряжение как с самих рук, так и с губ, снимая при этом умственную усталость. Работы М.М. Кольцовой выявили, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие мелкой моторики предшествует появлению артикуляции слогов. В целом же, благодаря развитию пальцев, в коре головного мозга формируется проекция «схемы человеческого тела» [1].

Большой вклад в развитие координации движений внесла М. Монтессори, создавшая оригинальную систему, позволяющую развивать сенсорику. При этом у детей значительно совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. В результате работы с сенсорным материалом в специально организованной развивающей среде дети раннего и дошкольного возраста овладевают важными понятиями и навыками, а именно: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения, подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета (называют до 16 цветов) [3].

Учитывая важность проблемы, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму. Основные задачи формирования графических навыков должны быть следующие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- развитие точности и координации движений рук и глаз, гибкости рук, ритмичности;

- совершенствование движения рук, развитие всех познавательных психических процессов.

Как известно, движение – это ведущий фактор развития физических способностей. Поэтому оно является стержнем жизнедеятельность человека, формирует физическое развитие. При нарушении зрительно-моторной координации у дошкольников выявляются «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений. И, как следствие, – отклонение в развитии физических качеств. Поэтому двигательные нарушения требуют целенаправленной коррекции средствами физического воспитания.

Работа по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста, проводится в три этапа:

- первый этап посвящается диагностической деятельности. Детям предлагаются упражнения для оценки их координационных способностей;

- на втором этапе проводится работа по разучиванию комплексов упражнений с детьми;

- на третьем этапе вновь проводится повторная диагностика.

Эффективность организации данной деятельности зависит от способности педагога программировать профессиональные действия. В этой связи использование технологии педагогического моделирования является очень продуктивным [4], что подтверждается положительным опытом коллег.

Для воздействия на координационные физические способности детей применяются в различных сочетаниях общие и специально подготовленные координационные упражнения. Коррекционная направленность таких упражнений состоит в том, чтобы формировать движения рук и ног, для усвоения детьми заданного ритма, автоматизации, согласованности действий рук и ног у детей [3].

Содержание обучения и воспитания должно быть адекватно физическим и психическим возможностям. В обучении и воспитании детей с нарушениями зрительно-моторной координации большое значение имеет наглядная информация, комплексный подход, то есть в течение всего дня, на всех занятиях и во время самостоятельной деятельности детей должны решаться коррекционно–развивающие задачи.

Координационные способности ребенка представляют совокупность множества двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность, то есть умение целесообразно строить движение, умение управлять, для того чтобы в случае необходимости быстро его перестраивать.

Основная задача воспитателя в коррекционной работе состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных функций, которые провоцируют появления оптической дисграфии. Не следует допускать перехода недостатков на последующие этапы развития, которые могут значительно осложнить учебно-познавательную деятельность в младшем школьном возрасте.

Начиная работу, нужно акцентировать внимание на формировании у детей умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать предметы. Под тщательным руководством педагога дети должны выявить основные элементы, детали объекта, определить их соотношение, положение в пространстве, а также заметить изменения в самом объекте или его расположении. Сложность заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, не дорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7, применения графических и абстрактных изображений).

Эффективным методом комплексного развития координационных способностей является игровой метод. Игровая деятельность детей с нарушениями в развитии является способом увеличения двигательной активности, стимулятором развития координационных способностей.

Таким образом, у воспитателя детей дошкольного возраста имеется широкий спектр методов, позволяющих развивать зрительно-моторную координацию у дошкольников.


Библиографическая ссылка

Рязанцева А.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15302 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674