Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМУЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Муртазина Р.И. 1
1 Елабужский институт, филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
1. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. – 1994. – № 3. – С.131-135.
2. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С.17 – 41.
3. Медведев В.И. Адаптация человека. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.

Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием.

В ВУЗах, процесс обучения первокурсников характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. Начальный этап обучения в высшем учебном заведении иногда связан с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности. Главной целью студентов первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента.

Целью нашего исследования является выявление наиболее часто встречаемых проблем, возникающих у студентов первого курса обучения с началом учебного года. Выборку составили студенты первого курса в количестве 60 человек. Мы попросили студентов первого курса написать три самые значимые проблемы, с которыми они столкнулись в начале учебного года. Исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что 33 % студентов испытывают трудности в организации своего рабочего времени, 25 % студентов испытывают страх перед новым коллективом (то есть у студентов возникают проблемы в сфере общения), у 22 % студентов возникают трудности в распределении своего дохода, 20 % студентов тяжело переносят оторванность от родителей.

Создание профилактических программ для помощи студентам в адаптации к обучению представляет собой очень перспективный и эффективный метод помощи будущим специалистам. Чем быстрее приспособятся студенты к обучению, тем быстрее начнут усваивать учебный материал, что положительно скажется на знаниях, умениях и навыках будущего специалиста. На сегодняшний день проводятся различные беседы, адаптационные тренинги со студентами. Таким образом, для обеспечения успешного обучения студента в вузе, в начале учебного года должны быть предприняты все профилактические меры, которые помогут студенту наиболее безболезненно адаптироваться к обучению в вузе.


Библиографическая ссылка

Муртазина Р.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМУЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15364 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674