Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Нарихнюк Ю.В. 1 Васильева В.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
1. Васильева В.С., Абрамовских А.А. Информационные технологии как средство коррекции нарушений речи у старших дошкольников с ОНР (III уровень) // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 3 ч./ Под общ.ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – Часть III. – с. 119-126
2. Васильева В.С., Нарихнюк Ю.В. Использование информационных компьютерных технологий с детьми с ОВЗ // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 7 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород : ИП Ткачева Е.П., 2015. – Часть VII. – 14 с.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [3].

В специальном (коррекционном) образовании информационные технологии достаточно широко применяются в процессе коррекционно-развивающей работы со всеми категориями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [1].

Использование информационных технологий связано с трудностями, которые определяются отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональными ограничениями учащихся.

Такими ограничениями у лиц с нарушением слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков [2].

Для детей данной категории важную роль играет речевое развитие. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Для устранения этих ограничений разработаны специальные компьютерные технологии:

- «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе» разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной)применяются на начальном этапе обучения;

- «Дактильный букварь», «Дактильная речь»- для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения;

- «Руководство» – программа сурдопедагогической реабилитации, разработанная Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно). Цель создания программы – совершенствование навыков вербальной речи;

- Компьютерная технология «Видимая речь» позволяет поставить голосовую речь;

- «Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков;

- Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся;

- Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования.

Использование компьютерных технологий делает коррекционную работу с детьми с нарушением слуха эффективнее и позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.


Библиографическая ссылка

Нарихнюк Ю.В., Васильева В.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15600 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674