Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ

Абрамовских Н.В. 1 Гусейнова Э.М. 1
1 Сургутский государственный педагогический университет
1. Шеханова И.И. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования/ / Среднее профессиональное образование. – 2009. – №12. – С. 53-54.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 03.09.2015).
3. Зайцева Н.В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 767-769.
4. Коломийченко Л. Концепция социального развития детей дошкольного возраста / Л. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5. – С. 8–28.
5. Общее библиотековедение / Н.С. Карташов [и др.]. – М.: Изд-во МГУК, 1997. – 256 с.
6. Казаева Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода / Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 55-59.

Социальное партнерство в образовании – это отношения, организуемые образовательным учреждением между двумя и более равноправными субъектами, характеризующиеся добровольностью и осознанностью за выполнение коллективных договоров и соглашений и формирующиеся на основе заинтересованности всех сторон в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучающихся, повышения качества образования.

Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Проблема социального партнерства в системе образования затронута в работах Б.В. Авво, Г.А. Вержицкого, С.Г. Гринько, Г.И. Ибрагимова, А.В. Корсунова, Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой, О.В. Шнейдер, О.Н. Олейниковой, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко и в диссертационных исследованиях Р.В. Голованова, А.В. Борилова, О.В. Зубакиной, Т.М. Глушанок, О.И. Морозовой.

Социальное партнерство по отношению к образованию – это сотрудничество, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является значимым, позволяющим изменить, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования [1].

Сегодня дошкольное образование выступает в качестве уровня общего образования, на основе зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013 года приказа «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Настоящий приказ вступил в силу с 1 января 2014 года.

Рассмотрим основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве. ФГОС ДО утверждает основные принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Построенная на основе ФГОС ДО, Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на социальные формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Обязательная часть Основной образовательной программы дошкольного образования направлена на решение задач становление первичной ценностной ориентации и социализации. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.

Основная образовательная программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС – система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников психолого-педагогического процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей [2].

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения [3].

Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Л.В. Коломийченко указывает, что дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой» [4].

Таким образом, актуальным становится вопрос выбора социальных институтов, с которыми ДОУ могло осуществлять взаимодействие, об условиях этого сотрудничества, его формах.

Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, центры досуга и творчества, библиотеки и другие.

Согласно Закону РФ «О библиотечном деле», (1994) библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Социальные функции библиотеки – это комплекс функций библиотеки как социального института, отражающий взаимоотношения библиотеки и общества. Представления о социальных функциях библиотеки менялись исторически. Но во все времена основополагающее значение имела деятельность библиотеки как книгохранилища. Для этого библиотека формирует библиотечный фонд, аккумулируя документный фонд, и организует сохранение документов для их дальнейшего использования, тем самым, выполняя мемориальную функцию. Предоставление доступа к накопленным человеческим знаниям – основа для выполнения просветительской функции (образовательной). Возрастает роль информационной функции. Библиотека выполняет социализирующую функцию, предоставляя бесплатное усвоение знаний, способствуя полноценной реализации личности [5].

Из Закона «О библиотечном деле» следует, что библиотеке как социальному учреждению, присущи следующие социальные функции: информационная, культурная, образовательная. Информационная функция библиотеки заключается в том, что совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства и воспроизводства. Культурная функция библиотеки – это совокупность видов ее работы, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности. Образовательная функция библиотеки – это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества, которое включает социализацию членов общества, их образование и самообразование, воспитание и самовоспитание.

Социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки заключается в контакте с детьми, педагогами и родителями. В дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.

Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Цели сотрудничества школы и детского сада следующие:

1. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;

2. Формирование преемственной связи, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс.

Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Методическая работа на базе школ и ДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственности, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе. Учителя школ посещают группы, набирающие в следующем году первые классы, воспитателями присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы.

Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и другое.

Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другие.

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Общественные организации являются неправительственными, негосударственными, но на основе определенных договоров и совместных планов работы, возможно сотрудничество с детским садом, на основе общих интересов, например организации национально-культурных центров, центры традиционной культуры разных народов и другие. Совместное проведение мероприятий, праздников, общественных движений. Так же как и общественные организации, социальными партнерами детского сада могут быть и центры досуга и творчества. Центры досуга и творчества могут быть как частными, так государственными, здесь работа может быть индивидуальной и групповой.

При заключении договора о партнерстве, необходимо знать и использовать принципы социального партнерства.

Солодухина И.И. выделяет следующие принципы социального партнерства:

1) уважение и учет интересов участников соглашения;

2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;

3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;

4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;

5) равноправие и доверие сторон;

6) невмешательство во внутренние дела друг друга;

7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

11) ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Деятельность дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы образования [6]. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Итак, социальное партнерство в системе дошкольного образования – это реальное взаимодействие двух или более сторон на основе подписанного соглашения на определенный период времени, соглашения направленное на решение конкретных целей и задач до достижения желаемого результата.

Таким образом, современная система образования вступила во времена активного социально-экономического развития, поэтому важной задачей становится развития современной модели образования через систему социального партнерства.


Библиографическая ссылка

Абрамовских Н.В., Гусейнова Э.М. СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15603 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674