Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕДИАПРОСТРАНСТВО ФИННО-УГОРСКОГО МИРА

Шигурова Т.А. 1, 1 Гудошникова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
В статье показано формирование медиапространства финно-угорского мира в начале ХХI века. Предложено понимание результатов активной деятельности финно-угорских народов России в различных областях науки, культуры, средств массовой информации и общественно-политической жизни как создание виртуального сообщества – финно-угорский мир. Показано многообразие и перспективность для развития сообщества функционирования своей медиа-платформы: телерадиокомпании, интернет каналы, видеохостинги, тележурналы, социальные медиа. Выявлено преимущество медиапространства в активизации внимания к национальным вопросам и ценностям, в разнообразии контактов, формировании новых исследовательских подходов и точек зрения, что создает новую картину мира. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования информационной культуры и перспектив развития языков и сохранения культур финно-угорских народов.
информационная культура
Межкультурная коммуникация
медиапространство
финно-угорский мир
телерадиокомпании
тележурналы
виртуальная реальность.
1. Агеева Г.М. Финно-угорский мир: электронный формат. Проблемы библиографического отражения в цифровой среде // Финно-угорский мир. – 2011. – № 1. – С. 82–85.
2. Елисеева Ю.А. Инфосфера финно-угорского мира в межкультурном диалоге: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Регионология. – Электрон. журн. – Саранск, 2012 – № 2. – Режим доступа: http://regionsar.ru/node/929. – Загл. с экрана.
3. Кириллова Н.Б. Медиа среда российской модернизации. – М.: Академический проект, 2005. – 400 с.
4. Пономарев К.А. Финно-угорский мир: потребность объединения и проблемы развития. – Ижевск: Изд.: Удмуртского ИУУ, 1994. – 92 с.
5. Сий Э. Очерки истории и важнейшие документы Всемирных конгрессов финно-
угорских народов // Сородичи по языку. – Будапешт, 2000. – С. 439-472.
6. Цыпанов Ю. К 10-летию Всемирного конгресса финно-угорских народов // Финно-угроведение. 2002. № 2. – С. 13-23.
7. Шигурова Т.А. Покрывало мордовской невесты в свадебном обряде: этно-социальный аспект // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2011. – № 1. – С. 133–138.
8. Шигурова Т.А. Информационный потенциал текста мордовского костюма // Регионология. – 2011. – № 2. – С. 297 – 298.
9. Шигурова Т.А. Межкультурные связи (на материале мордовского костюма) // Межкультурные связи в системе литературного образования: Материалы Всерос. научн.- практ. конф. (2008 г.). – Саранск, 2008. – С. 196–198.
10. Шигурова Т.А. Ритуальный национальный костюм как способ социально-культурной идентификации его владельца // Регионология. – 2010. – 3. – С. 298–305.
11. Шигурова Т.А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы. Монография. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. – 156 с.
12. Шигурова Т.А. Свадебная одежда мордвы. – Саранск, 2010. – 170 с.
13. Юрченкова Н.Г. Финно-угорский мир: проблемы межэтнической коммуникации в сфере культуры // Регионология. – 2001. – № 3. – С. 240–244.

  Современный уровень развития культуры определяется прогрессом в сфере техники и технологии и все нагляднее обнаруживает доминирование информации и знания. В будущем степень зависимости человека и общества от  информационных ресурсов и их эффективного использования будет только возрастать. Поэтому проблемы  формирования и развития информационной культуры современного информационного общества привлекают к себе внимание ученых со второй половины ХХ века.

Термин «межкультурная коммуникация» был введен в научный обиход культурным антропологом Э. Холлом в 1954 г. Тогда же он обозначил межкультурную коммуникацию как особую, перспективную область научных исследований. Среди наиболее выдающихся зарубежных исследователей межкультурной коммуникации, помимо Э. Холла, следует назвать М. Беннета, А. Крёбера, Р. Льюиса, Дж. Трагера и некоторых других.

В России вклад в становление межкультурной коммуникации как учебного, так и исследовательского направления внесли Е. Л. Головлева, Т. Г. Грушевицкая,                      И. Э. Клюканова, О. А. Леонтович, В. Д. Попкова,  А. П. Садохина, С. Г. Тер-Минасова и др. Теоретическую базу  изучения феномена масс-медиа в современном мире, анализа воздействия массовых коммуникаций на общественную жизнедеятельность составляют работы:  Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда,  Р. Мертона,  Г. Маклюэна,           А. Айриса, Ж. Бюгена,  Д. Маккуэйла.

В отечественной историографии особое место занимают труды Н. Б. Кирилловой, которая  активно исследует проблемы информационного общества, формирования медиакультуры и медиасреды в условиях социальной модернизации России [3]. Этнокультурные процессы развития многонациональной России, финно-угорского сотрудничества представлены в работах Э. Сий  «Очерки истории и важнейшие документы Всемирных конгрессов» (5), Е. Цыпанова – «К 10-летию Первого Всемирного конгресса финно-угорских народов» (6) и др. Осмыслению первых шагов деятельности финно-угорского движения посвящена книга К. А. Пономарева «Финно-угорский мир: потребность объединения и проблемы развития» (7).

Вопросы развития культурных связей были предметом рассмотрения в трудах таких ученых, как Н. И. Воронина, Н. Н. Гаврилов, Г. Е. Шкалина, Н. Г. Юрченкова [10, с. 240–244]. Исследовались причины, подталкивающие финно-угорские народы к консолидации (о межкультурной коммуникации через призму традиционного мордовского костюма см.: [4, с. 133–138; 5,  с. 297–298; 6, с. 196–198; 7, с. 298–305; 8; 9]).

 В работах О. С. Малининой обсуждаются разные аспекты совместной деятельности финно-угорских народов России в сфере культуры, средств массовой информации, образования и общественно-политической жизни. Особого упоминания заслуживают работы Ю. В. Семенова, в которых освещается работа Всемирных финно-угорских конгрессов и их влияние на процессы глобализации. Тенденции развития культур финно-угорских народов в условиях глобализации рассматриваются в статьях      Г. М. Агеевой, Е. В. Полутиной, В. М. Резоновой [1, с. 82–85]. О перспективах развития инфосферы финно-угорского мира пишет Ю. А. Елисеева [3].

Проблемы информационной культуры, представляя большой научный интерес в целом, весьма актуальны в аспекте межкультурной коммуникации финно-угорских народов. Успешности развития творческой личности, конкретного этноса и этнической культуры во многом способствует информационное взаимодействие народов, влияние  медиа ресурсов, способных создавать новую виртуальную реальность, в некотором смысле – иллюзию.  По мнению Н. Б. Кирилловой, «медиа – это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций (печать, радио, ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, Интернет) связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные ценности, оказывает воздействие на мнения и поведение людей» [3, с. 25].

Важность расширения информационного пространства финно-угорских народов подтверждается документами международного финно-угорского движения: в «Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира»  была поставлена цель оказывать помощь в области информации; в «Резолюции  II Всемирного конгресса»  особо подчеркнуто значение расширения системы средств массовой информации финно-угорских народов; на III  Всемирном Конгрессе была выработана  «Концепция стратегии в сфере медиа и информатики».

По решению IV Всемирного финно-угорского конгресса был создан «Финно-угорский культурный центр РФ». В качестве одного из приоритетных направлений этого центра обозначено развитие единого информационного пространства. Финно-угорский культурный центр России осуществляет сбор и распространение информации о жизни финно-угорских народов; посредством своих медийных ресурсов обеспечивает свободный доступ к этой информации. На V Конгрессе была подчеркнута необходимость создания цифрового аудиовизуального интернет-архива финно-угорских народов.

В результате активной деятельности было создано виртуальное  сообщество  – финно-угорский мир; проведение конгрессов показало, что финно-угорское сообщество многообразно и имеет перспективы для дальнейшего развития.  Данное сообщество не имеет государственных границ, но есть общность языкового родства и своя медиа-платформа: телерадиокомпании, интернет каналы, видеохостинги, тележурналы, социальные медиа, представленные в медиапространстве финно-угорского мира. Так, Государственные телерадиовещательные компании финно-угорских регионов Удмуртской Республики, Республики Коми, Республики Мордовия, Республики Марий Эл, Финляндии, Республики Карелия, Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, Эстонии позиционируют себя как «главный медиаресурс региона». Кроме того, в сетке национального вещания представлены телеканалы, информационные агентства и радиоканалы.

В  концепции наиболее значимых из них, в частности телеканала «Моя Удмуртия»,  актуальным является фактор многонациональности аудитории. На удмуртском и татарском языках транслируются информационные, публицистические, развлекательные и даже детские программы. При поддержке Министерства национальной политики в телеэфире размещается серия межпрограммных роликов «Уроки удмуртского языка». На сайте телеканала действует обратная связь: представлены опросы, интервью первых лиц республики, различные спецпроекты, а также обсуждения событий, комментарии всех желающих.

В сетке вещания телеканала Коми республики «Юрган» значительную долю занимают передачи, нацеленные на сохранение национальной культуры и самобытности коми народа, языка коренного населения. Это, прежде всего, программа «Коми инкогнито» о загадочных местах республики. Особой популярностью пользуются интерактивные эфиры, в рамках которых у телезрителей появляется возможность напрямую участвовать в обсуждении затронутых тем, высказывать свое мнение, задавать интересующие вопросы и получать «@online ответы». Преимущество  телеканала «Юрган» перед другими ресурсами подобного рода заключается в использовании электронной базы  программ, вышедших в эфир. Благодаря всемирно известной площадке YouTube можно посмотреть понравившиеся программы телеканала в любое время суток. Все проекты удобно сгруппированы в плейлисте, что облегчает навигацию.

Создание национальной редакции «Сияжар» в Республике Мордовия позволило смотреть передачи на мокшанском и эрзянском языках; следить за тем, как живет мордовская диаспора за пределами региона. Об этом можно слышать и в национальных вестях «Кулят». В целом для национальных программ характерно преобладание информационных жанров.

Функционирование видеохостинга «ФИННОУГРОвидение» и тележурнала «Финно-угорский мир», размещающих только видеосюжеты, направлено на всех интересующихся этнокультурной тематикой. Межрегиональный журнал «Финно-угорский мир» не имеет аналогов в мире. Приоритетными для него являются темы о состоянии и перспективах развития языков и сохранении культур финно-угорских народов. Благодаря таким ресурсам есть возможность получать информацию в любое время и в любом месте через сеть Интернет.

Кроме того, интересны профильные проекты финно-угорских социальных медиа: Уралистика, Удмуртлык, группы  Вконтакте,  FUpostcrossing, использующие различные online технологии в Интернете, которые позволяют пользователям общаться, взаимодействовать между собой. Первая специализированная финно-угорская социальная сеть  «Уралистика» появилась сравнительно недавно – в 2008 г. Социальная сеть «Уралистика» – это место, где можно устанавливать сотрудничество с активистами финно-угорского движения из разных частей света, вести свою личную страничку (блог, фотоальбом, собственная аудио- и видеотека), загружать файлы, создавать группы по интересам, принимать участие в интересных дискуссиях.

В социальной сети В контакте образовались большие пользовательские финно-угорские группы: «Финно-угры», «Эрзянский интерфейс ВКонтакте.ру», «Эрзяне, объединяемся! Эрзят, вейсэвиевтяно», использующие для обсуждения темы: «Как остановить депопуляцию финно-угров?», «Как избежать ситуации, когда титульная нация становится не титульной в своем регионе?»  Удмуртское медиапространство представлено социальными медиа «Удмуртлык», «Шунды». Эволюционируют и удмуртские блоги: наряду с текстовым контентом появляется медийный видеоканал  «YumshanPromo».

Главным социальным медиаресурсом республики Коми можно считать «KomiForum.ru», предполагающий  общение на любые темы. Интересен проект FUpostcrossing, осуществляющий  не только обмен финно-угорскими открытками, но и налаживание контактов. Важно подчеркнуть, что потребность в существовании социальных медиа финно-угорской тематики все больше возрастает. Для финно-угорского мира, объединившегося в электронной среде сравнительно недавно, блоги и социальные сети являются универсальным средством массовой коммуникации.

Из вышесказанного следует, что характерной чертой последних десятилетий стало укрепление связей финно-угорских народов в электронном коммуникационном пространстве таких регионов России, как Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Коми-Пермяцкий округ Пермского края. Цифровая среда снимает ограничения в общении, обусловленные географической отдаленностью друг от друга регионов, активизирует внимание к национальным вопросам и ценностям, разнообразит контакты, способствует формированию новых исследовательских подходов и точек зрения, что создает новую картину мира. 


Библиографическая ссылка

Шигурова Т.А., Гудошникова А.А. МЕДИАПРОСТРАНСТВО ФИННО-УГОРСКОГО МИРА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16673 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674