Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Николаев Е.В. 1 Охлопкова И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова"
Мультипликационные фильмы играют большую роль в формировании личности ребенка с ранних лет жизни. Однако на сегодняшний день мультипликационные фильмы несут в себе иные функции. Большинство из них становятся все агрессивными, жестокими, не соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Музыкальное оформление становится у современных мультипликационных фильмов более простым, не качественным, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников. Популярные детские каналы на телевидении показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи. В данной статье авторы попытались раскрыть данную проблему влияния мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Агрессивное поведение
мультипликационные фильмы
старший дошкольный возраст
средства массовой информации
1. Бандура А. Теория социального научения. – СПб. : Евразия, 2000. – 184 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М. : АСТ, 1998. – 324 с.
3. Кочетов М. Вредные мультики: влияние анимации на детскую психику // журнал «Великая эпоха». – Сентябрь 2015. - № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epochtimes.ru/vrednye-multiki-vliyanie-animatsii-na-detskuyu-psihiku-98916053/
4. Мухина В. С. Детская психология. : Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с.
5. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей // Журнал «Психологическая наука и образование». - 2011. - № 2. – С. 68. [Электронный ресурс]. URL: http://moluch.ru/archive/80/13872/

Сегодня мультипликация занимает большое место в буднях детей, как малышей, так и школьников. Анимация является одним из основных источников информации, помогающих познавать окружающий мир.

Актуальность темы определена тем, что формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультипликационные фильмы, где могут содержаться агрессивные сцены, и они могут повлиять на поведение детей.

«Агрессивное поведение – устойчивая черта личности, готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важные из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения связи обратной, провоцирующему влиянию оружия» [2, с. 324].

Мультфильмы всегда считались художественными произведениями, которые создавались для помощи в психологическом развитии детей. Дети всегда начинают сопереживать персонажам мультфильмов, которые в свою очередь в доступном для ребенка понимании учили его таким качествам, как добро, сострадание или дружба. Однако на сегодняшний день мультфильмы, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников.

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1-3 часов в день. Дети смотрят мультфильмы онлайн, по телевизору.

Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей изучали: А. Бандура, В. С. Мухина, Д. В. Андрющенко, Д. В. Ольшанский, И. А. Медведева, М. Н. Баринова, М. В. Соколова, Н. Е. Маркова, Т. В. Наумова и др.

Если правильно подобрать мультипликационную картину, то она может стать хорошим оружием в развитии ребенка. С ее помощью возникает возможность вовлечь ребенка в процесс обучения без лишних проблем. Сегодня существует целый комплекс мультфильмов, направленных на познание различных качеств и свойств предметов. Так, некоторые из них помогают в изучении цвета, счета, а некоторые – языков и развитие логического мышления. В игровой форме и красочном сопровождении процесс обучения проходит гораздо проще как для ребенка, так и для его родителя.

Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Еще А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что «сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера» [1, с. 184].

Как считает В. С. Соколова, «мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящее в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение» [5, с. 68].

В. С. Мухина отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируется с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» [4, с. 272].

Все существующие мультфильмы разделяются на несколько категорий:

1) отечественные;

2) зарубежные (диснеевские, японские мультфильмы аниме и др.);

3) развивающие мультфильмы (отечественные, зарубежные, российские).

Отечественные мультфильмы, они по своему содержанию ближе к ребенку, так как в них отражается родная российская картина мира. В советских мультфильмах добрые герои противопоставляются злым. При этом добро в конце всегда побеждает. Да и злой персонаж подается в юмористической форме, что снижает его негативное воздействие. Отрицательный персонаж в советских мультфильмах обычно легко перевоспитывается, да и злой он только потому, что его никто не любил, с ним никто не дружил и не общался.

Аниме отличается от простых мультипликационных фильмов, она своеобразна. Ее привлекательность в том, что она погружает человека в другой мир реальности и создает ощущение волшебства, поэтому она может сильно повлиять на ребенка.

Для ряда зарубежных мультфильмов характерно и откровенно деструктивное влияние на ребёнка: употребление сомнительных речевых приёмов, ругательств, оскорблений, демонстрация антисоциального поведения в привлекательном ракурсе, спорных гендерных особенностей поведения, нереалистичных образов и сексуальной нетрадиционной ориентации. Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.

И. А. Медведева, Д. В. Андрющенко и Н. Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

1) «агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости;

2) девиантное поведение героев, которое не наказывается. В результате, у ребенка складывается представление о том, что данная форма поведения допустима в современном обществе;

3) демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребенка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности; демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения;

4) демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению существующих эталонов красоты; безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям; негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы» [3].

При выборе мультипликационных фильмов для детей стоит в первую очередь решить, какие именно качества хотите привить своему ребенку. Ведь одни учат дружбе и верности, другие трудолюбию и терпению, третьи вообще развивают логику и ораторские способности. Если правильно делать подборку детских картин, то из маленького открытого ребенка вырастет настоящий искренний и трудолюбивый человек, стремящийся помогать окружающим.

Можно прийти к выводу, что современные мультипликационные фильмы отличаются зачастую, интересным сюжетом и более современным юмором, что для детей младшего возраста не всегда могут быть понятными. Советские мультфильмы являются классикой детского кинематографа. Мы согласны с мнением о том, что советские мультики отлично подходят для деток младшего возраста, так как они легкие в понимании и положительно влияют на психическое состояние ребенка. Аниме мультфильмы отличаются японской направленностью, из-за чего они часто очень похожи между собой. Такой вид мультиков наименее популярен среди детей. Наверное, наиболее популярными и однозначно наиболее полезными являются развивающие мультики. Такие мультфильмы позволяют научить ребенка чему-то новому или объяснить то, что у родителей не получается. Развивающие мультфильмы не только очень полезные, но зачастую и довольно интересные.

За последние годы, на телевидении появляется множество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского производства. Современное телевидение, кино и видео оказывают на ребенка все более интенсивное влияние, причем далеко не положительное. Ребенок часто находится под воздействием персонажей и сюжетов агрессивного содержания. Родители и специалисты выражают обеспокоенность за своих детей так, как созерцание сцен насилия может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. У детей при просмотре агрессивных сцен, закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Мы предполагаем, что на высокий уровень агрессивного поведения старших дошкольников влияют современные, зарубежные мультипликационные фильмы, а именно, в которых сюжеты имеют сцены насилия, безжалости, жестокости, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений).


Библиографическая ссылка

Николаев Е.В., Охлопкова И.И. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674