Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,336

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВАЗИВНЫХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ (СИНДРОМЫ КАННЕРА И АСПЕРГЕРА) В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ

Ефремова А.А. 1 Белогузов И.И. 1 Голенков А.В. 1
1 "Чувашский государственный университет им.И.Н.Ульянова"
Первазивные нарушения развития (ПНР) в практической деятельности врача-педиатра играют существенную роль. Цель – проанализировать фильмы, в которых показаны ПНР и оценить их возможности для показа массовой аудитории, преподавания студентам, практикующим врачам. Материалы и методы. Были проанализированы 10 фильмов, демонстрирующих клиническую картину ПНР, используя диагностические критерии DSM-IV-R. Результаты: По итогам просмотренных фильмов, снятых за рубежом в 1988-2010 гг., была проанализирована встречаемость ПНР (синдромы Каннера и Аспергера) и нарисован клинико-психологический портрет такого больного. Представленный кинематографический образ нередко идеализированно изображает человека с аутистическими расстройствами, наделяет его теми или иными сверхспособностями. Заключение: Просмотр и анализ представленных художественных фильмов могут способствовать лучшему усвоению знаний студентами-медиками (медицинскими работниками и врачами) по вопросам ПНР, а также повышению психиатрической грамотности населения.
первазивные нарушения развития
художественные фильмы
преподавание психиатрии
психиатрическая грамотность населения.
1. Голенков А.В.Оценки студентами электросудорожной терапии в фильмах и наяву // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2011.№7. С. 152-157.
2. Голенков А.В., Аверин А.В.Сестринский процесс в психиатрии: учебное пособие. Чебоксары, 2003. 200 с.
3. Голенков А.В., Биктагирова Д.Р.Возможности использования художественных фильмов для преподавания наркологии // Наркология. 2012. Т. 11.№4(124). С. 36-42.
4. Детская и подростковая психиатрия: Схемы и таблицы // Сост. Голенков А.В. Чебоксары, 2006. 36 с.
5. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Первазивные расстройства развития// Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994. Т. 2. С. 231-245.
6. Draaisma D. Stereotypes of autism // Philos. Trans. R. Soc.Lond. B. Biol. Sci. 2009. May 27, Vol. 364(1522). P. 1475-1480.
7. Hankir A., Holloway D., Zaman R., Agius M.Cinematherapy and film as an educational tool in undergraduate psychiatry teaching: a case report and review of the literature // Psychiatr. Danub. 2015. Sep. 27. Suppl. 1. P. 136-142.
8. Pervasive Developmental Disorders //Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-IV. 4th ed., text rev. Washington: APA, 2000. P. 69-84.
9. Treffert D.A. The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future // Philos. Trans. R. Soc.Lond. B. Biol. Sci. 2009. May 27, Vol. 364(1522). P. 1351-1357.
10. Wedding D., Boyd M.A., Niemiec R.M.Mental retardation and autism // Movies and Mental Illness – Using Films to Understand Psychopathology. Cambridge: Hogrefe & Huber Publishers, 2005. Chapter 12. P. 137-144.

Введение. В настоящее время первазивные нарушения развития (ПНР) и, в частности, ранний детский аутизм (РДА) представляется как необычное явление, вызывающее общественный интерес и находящее отражение в художественных фильмах [6, 9].

Кино и телевидение представляют легко доступные ресурсы для пациентов и общественности, которые могут формировать представления о ПНР[7, 10].Их преимуществом является то, что в них наглядно и детально демонстрируется клиническая картина ПНР, «пациенты» представлены в естественных для них условиях и не возникает проблем с конфиденциальностью [1, 3].

За рубежом накоплен определенный положительный опыт по использованию коммер-ческих фильмов в обучении студентов-медиков и врачей. Существуют авторские списки фильмов, рекомендуемых к просмотру при изучении той или иной патологии, перечень вопросов для приобретения знаний, умений и навыков[10]. Имеется возможность использования фрагментов фильмов для проверки уровня знаний студентов [2, 3, 7].

Безусловно, знания о ПНР в практической деятельности врача-педиатра играют существенную роль, однако на их изучение выделяется чрезвычайно мало времени. Например, в учебнике по детской психиатрии (2005) под редакцией Э.Г. Эйдемиллера детскому аутизму (F 84.0) уделено три страницы и описываются они в разделе шизофрении, а в учебнике (2016) под редакцией Г.Н. Незнанова такая информация вообще отсутствует. Как следствие, мы имеем низкую грамотность врачей, неосведомленность родителей, распространение среди них мифов и заблуждений, которые существенно затрудняют диагностику и лечение ПНР.

Цель настоящего исследования – проанализировать фильмы, в которых показаны ПНР и оценить их возможности для показа массовой аудитории, преподавания студентам, практикующим врачам.

Материалы и методы. Были выбраны и проанализированы 10 фильмов (табл. 1), демонстрирующих клиническую картину РДА (7) и синдрома Аспергера (3), используя диагностические критерии DSM-IV-R[8] и описанные в руководстве [5].

Таблица 1

Художественные фильмы с ПНР

Оригинальное название

На русском языке

Страна

Год издания

Синдром Каннера (РДА)

“Rain Man”

«Человек дождя»

США

1988

“Mercury Rising”

«Меркурий в опасности»

1998

“Les diables”

«Дьяволы»

Франция, Испания

2002

“Mozart and the Whale”

«Без ума от любви»

США

2005

“After Thomas”

«После Томаса»

Великобритания

2006

“The Black Balloon”

«Черный шар»

Австралия

2008

“Chocolate”

«Шоколад»

Таиланд

Продолжение

Синдром Аспергера

“Ben X”

«Бен Икс»

Бельгия

2007

“Adam”

«Адам»

США

2009

“My Name Is Khan”

«Меня зовут Кхан»

Индия

2010

 

Результаты и их обсуждение.

Среди ПНР синдромы Каннера и Аспергера имеют общие характеристики, а именно, нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации и сфере интересов и действий, однако для повышения компетентности врачей необходимо разграничивать эти два состояния (табл. 2).

Таблица 2

Дифференциальная диагностика синдромов ПНР[4]

Признак

Синдром

Каннера

Аспергера

Время появления пер-вых симптомов ПНР

На первом году жизни

На 2-3 году жизни

Пол

Девочки и мальчики

Только мальчики

Интеллектуальное развитие

Как правило, ниже нормы

Норма или выше нормы

Психомоторика

Ходьба развивается раньше речи

Начинают говорить раньше, чем ходить

Речь

Не выполняет коммуникативные функции

Средство общения

Исход

Атипичная умственная отсталость у 75% больных, шизоидное расстройство личности – у 25% с нормальным интеллектом

Шизоидное расстройство личности

 

Они были отобраны по годам, в период до 2000 г. – два фильма (20%), с 2001-2007 гг. – четыре (40%), с 2008-2010 гг. – четыре фильма (40%), критериям их популярности и насыщенности сюжета темой аутистического расстройства.

Среди героев этих кинолент было пять мужчин (50%), одна женщина (10%) и четверо детей (40%), их возраст варьировал от 6 лет («После Томаса») до 51 года («Человек дождя»). Средний возраст составил 22±6,7 года, причем расстройство выявлено до 36 мес. в 20% («Шоколад», «Без ума от любви – когда родители в два года сообразили, что Дональд не был таким ребенком, какого они желали»), после 36 мес. – 60% («После Томаса», «Адам», «Дьяволы», «Черный шар», «Бен Икс», «Меркурий в опасности»), и возраст не известен в 20% («Человек дождя», «Меня зовут Кхан»).

В результате был собран клинико-психологический портрет человека с ПНР (табл. 3), характеризующийся следующими диагностическими критериями:

Таблица 3

Диагностические критерии ПНР [по 5, 8]

Фильм

А

Б

В

Всего

“Rain Man”

1, 2, 3, 4, 5

2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

14

“Ben X”

1, 2, 3, 4, 5

2, 3, 4, 6

1, 2, 5

12

“After Thomas”

1, 2, 3, 4, 5

2, 5, 6

1, 2, 5

11

“Les diables”

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3

1, 2, 5

11

“The Black Balloon”

1, 2, 4, 5

2, 4

1, 2, 5

9

“Chocolate”

2, 3, 4

1, 2, 5

1, 5

8

“Mercury Rising”

1, 2, 3, 4, 5

1, 4

1

8

“Mozart and the Whale”

2, 5

4, 5, 6

1, 3, 5

8

“My Name Is Khan”

4, 5

2, 3, 6

1, 5

7

“Adam”

1

2, 3, 6

5

5

А – нарушения в социальном взаимодействии;

Б – нарушение коммуникабельности и воображения;

В – значительное сужение интересов и активности.

А – Нарушения в социальном взаимодействии:

1)полное отсутствие осознания наличия и чувств у других лиц (например, в фильмах «Дьяволы», «Бен икс», «Черный шар» главные герои не замечают горя других лиц обращаются с человеком, как будто это часть мебели);

2) отсутствие или патологический поиск комфорта во время тяжелых переживаний (например, в фильме «Дьяволы», где девочка ложится на холодный пол лишь бы находиться рядом с братом, или поиск комфорта носит стереотипный характер, например, в состоянии обиды Раймонд в фильме «Человек Дождя» твердит «хорошо, хорошо, хорошо», или во время страха мальчик из фильма «Меркурий в опасности» повторяет «мама-папа-мама-папа»);

3) отсутствует или нарушено подражание другим (например, мальчик Саймон в фильме «Меркурий в опасности» подражает телефонному сигналу при нажатии клавиш);

4) отсутствие или нарушение социальных игр (например, в фильме «После Томаса» мальчик сидит отдельно и не участвует активно в простых играх);

5) испытывает значительные трудности в том, чтобы найти друга среди сверстников (например, чтобы достичь понимания действий других людей, герой фильма «Бен Икс» снимает всё на видеокамеру).

Б – нарушение коммуникабельности и воображения:

1) отсутствие способов общения (как показывает фильм «Дьяволы» девочка не использует разговорный язык, жесты, мимику в общении);

2) значительное нарушение невербальной коммуникации, про­являющейся во взгляде в глаза, выражении лица, позе, жестах, ко­торые способствуют началу или изменению общения (например, неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза в фильмах «Дьяволы», «Человек дождя», «Бен Икс», «Меня зовут Кхан»);

3) отсутствие воображения, например, в фильме «Адам» говорится о «душевной слепоте», где главный герой постоянно спрашивает о чём думают люди);

4) выраженные нарушения в произносимой речи показаны в фильмах «Без ума от любви» (Изабель, подруга Дональда, при спокойном разговоре часто использует высокие звуки), «Бен Икс» (у героя монотонная речь);

5) выраженные нарушения в форме или содержании речи, включая стереотипии и повторное использование слова (частое повторение «мамины деньги» в фильме «Шоколад»); частые замечания не к месту (например, Дональд из фильма «Без ума от любви», внезапно спросил номер страхового полиса во время разговора о девушках);

6) выраженные нарушения способности начать и поддержать разговор с другими, несмотря на адекватную речь (например, главный герой в фильме «Адам» рассказывает о видах телескопов, несмотря на отсутствие интереса у других).

В – значительное сужение интересов и активности:

1) стереотипные движения тела, например, раскачивающееся движение всего тела, когда герой фильма сидит («После Томаса»), стоит («Человек дождя», «Без ума от любви», «Шоколад»), неусидчивость на месте («Дьяволы»), трясущиеся движения ногами («Бен Икс»);

2) постоянное внимание и занятость какими-то деталями или предметами (например, в фильме «Черный шар» герой постоянно носит на себе шапку обезьяны, «Бен икс» – пульсометр, или «После Томаса», где мальчик одевает всегда одно и тоже пальто, или то, что Клея всегда держит при себе мешочек с осколками («Дьяволы»);

3) сильные переживания при каких-нибудь изменениях обыч­ного окружения(например, когда Изабелла в фильме «Без ума от любви» убралась у друга в комнате, сделав в ней перестановку);

4) бессмысленное стремление следовать в деталях установлен­ной рутине, например,

в меню только макароны («Адам») или блинчики с кленовым сиропом по вторникам («Человек дождя»);

5) значительно ограниченный круг интересов и занятость од­ним вопросом, например, сверхзахваченность собственными стойкими интересами: одержимость космосом («Адам»), или захваченность цифрами («Без ума от любви»), или просмотром телепрограмм («Человек дождя»).

Среди всех просмотренных фильмов в пяти фильмах (50% случаев) встречается синдром Саванта – редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с дефектом личности [9]. В фильмах «Человек дождя», «Без ума от любви» у героев отличная механическая память, умение выполнять в уме сложные арифметические операции, главный герой фильма «Меня зовут Кхан» в игре «Пазл» за максимально короткое время составляет наибольшее количество слов, у Саймона в фильме «Меркурий в опасности» феноменальная способность разгадывать сложные шарады, в фильме «Шоколад» девочка-аутистка обладает способностям интуитивного обучения боевым искусствам,

Таким образом, человек с ПНР в просмотренных фильмах является идеализированным. Он всегда выглядит отрешенным, безэмоциональным, у него отмечаются стереотипные движения. Взгляд его скользит в сторону или сквозь собеседника. Часто присутствует страх – панический, удушающий – громких звуков, определенных цветов, незнакомцев, заставляющий персонаж куда-то бежать или просто громко кричать. В общении с ним сложно, так как он плохо понимает переносный смысл сказанного, явлений. Вместе с тем у него имеется своя любимая тема: космос, загадки или электроника, о которой он будет знать абсолютно все, включая точные даты или научные термины. В реальной жизни куда более редко встречаются люди с такими адаптивными возможностями, какие мы видим в фильмах, но часто – с сочетанием перечисленных особенностей.

Однозначно можно утверждать, что благодаря подобным визуальным образам в воображении зрителей, самых обычных людей, складывается более определенное представление о таких людях, что служит их лучшему взаимопониманию[6]. С этой точки зрения мы считаем, что очень полезен просмотр подобных фильмов (не только с героями с РДА) и представление всего в реальности, получения опыта, как для студентов и врачей, так и для всего общества в целом.

Заключение.

Как показало настоящее исследование, фильмы, демонстрирующие ПНР, имеют относительно малую распространенность в кинематографе. Просмотренные художественные фильмы с аутизмом в разных временных интервалах показывают обеднение клинических проявлений (с 2008г.), с 14 до 8-5 признаков ПНР. Во всех фильмах демонстрируется приятная внешность, нарушения в общении и языковой сфере, отклонения в игре, сильные или слишком слабые ответы на сенсорные стимулы

Наиболее наглядные проявления ПНР показаны в фильмах: Человек дождя (“RainMan”), Дьяволы (“Lesdiables”), Бен Икс (“Ben X”), После Томаса (“After Thomas”), что можно рекомендовать к просмотру массовой аудитории для улучшения психиатрической грамотности и преодолению стереотипов и предубеждений.

Однако, на наш взгляд, ведущим мотивом создания фильмов все же являются сугубо коммерческие интересы кинокомпаний. Не случайно режиссеры демонстрируют ПНР как некий дар человека, его уникальность («гениальность»). Так, в пяти фильмах («Шоколад», «Меня зовут Кхан», «Человек дождя», «Меркурий в опасности», «Без ума от любви») был показан синдром Саванта. При этом нередко гипертрофированное изображение расстройств, часто чрезмерно используется коммерческим кино [2], в ряде случаев позволяет зрителю лучше запомнить это состояние [3]. Поэтому не всегда показанное соответствует клинической реальности, о чем необходимо предупреждать студентов.

Некий идеализированный портрет человека с аутизмом в воображении зрителей складывает более определенное представление о таких людях, что служит их лучшему взаимопониманию. С этой точки зрения, можно сказать, что просмотр подобных фильмов будет очень полезным.

Для демонстрации ПНР можно использовать как фрагменты фильмов, так и полные картины. После просмотра отрывка, его содержание должно обсуждаться с обучающими. Художественное и документальное кино хорошо сочетается со многими известными в педагогике методами обучения. Однако даже высокохудожественные, содержательные и полностью реалистичные фрагменты фильмов не могут заменить непосредственную работу студента с больным, беседу, наблюдение и его обследование, т.е. подготовку будущего врача в клинике («у постели больного»). Фильмы, между тем, являются весьма ценным ресурсом для наглядной демонстрации различных аспектов психической патологии[3].


Библиографическая ссылка

Ефремова А.А., Белогузов И.И., Голенков А.В. КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВАЗИВНЫХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ (СИНДРОМЫ КАННЕРА И АСПЕРГЕРА) В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1.;
URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16809 (дата обращения: 15.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252