Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ С ПОЗИЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Шевченко К.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме образования заторов на улицах крупных городов вследствие многочисленных дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) и происшествий (ДТП), и возможности оперативного устранения последствий таких заторов путем научно обоснованного использования института аварийных комиссаров. При этом, приведён анализ требований ГОСТ Р ИСО 39001 к различию понятий ДТИ и ДТП. Отдельно рассмотрены проблемы нормативного и законодательного регулирования деятельности служб аварийных комиссаров. Проведенный в статье анализ задач, решаемых аварийными комиссарами, позволил обосновать их роль в процессе своевременной ликвидации дорожных заторов, вызванных последствиями ДТИ. Предложен ряд рекомендаций, который, по мнению авторов, будет способствовать увеличению спроса и повышению качества услуг аварийных комиссаров, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
аварийные комиссары
дорожно-транспортный инцидент
"европротокол"
безопасность дорожного движения
1 ГОСТ Р ИСО 39001 – 2014. Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Введ. 2014–10–14. – Москва: Стандартинформ, 2015. – 36 с.
2 Правила дорожного движения Российской Федерации: официальный текст по состоянию на 23.11.2016 г [Электронный ресурс]. [Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090]. – М.: ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», 2016 г., режим доступа: http://ivo.garant.ru/ – (дата обращения: 19.01.2017)
3 Воробьев, А.Л. Показатели качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Наука, Техника, Инновации 2014» – Брянск: НДМ, 2014 – С. 302 – 307.
4 Воробьев, А.Л. Оценка эффективности процесса оформления дорожно-транспортного происшествия методом SWOT-анализа [Текст] / А.Л. Воробьев, В.И. Рассоха, В.А. Лукоянов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2016. №7. – С. 112-116.
5 Шевченко, К.А. Об эффективности оказания услуг аварийными комиссарами [Текст] / К.А. Шевченко || Шаг в науку. - 2016. №1. – С.198-202.
6 Воробьев, А.Л. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина // Международная научно-практическая конференция "Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации" ООО "ИПК Университет" — Разработка и внедрение магистерских программ в России: Россия, г. Оренбург ФГБОУ ВПО ОГУ, 9–10 октября 2014 г. — С. 40-41.
7 Афлятунов, Т.И. Проблемы проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий [Текст] / Т.И. Афлятунов, Р.А. Дурнев, А.Ф. Хоруженко // Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20).С. 72-76.
8 Магнат страхование. Задачи аварийных комиссаров [Электронный источник]// (режим доступа: http://magnatcentr.ru/dtp/zadachi-avarijnyix-komisarov).
9 Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // I Международная научно-методическая конференция «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике» - Россия, г. Уфа, РИЦ БашГУ, 29-30 апреля 2014 г. - С. 101-104.
10 Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели [Текст] / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 18 -23.
11 Колчина, И.В. Адресно-временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате дорожно-транспортного происшествия [Текст] / И.В. Колчина, А.Л. Воробьев //Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 5-2 (79). С. 82-86.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – члена-корреспондента РАЕ, к.т.н., доцента, Воробьева А.Л.

По сведениям ГИБДД, за последние восемь лет количество автотранспорта в России увеличилось почти в полтора раза. Оренбургская область не стала исключением из общероссийской тенденции и на 2016 г. в нашем регионе зарегистрировано свыше 700 тыс. автомототранспортных средств. В самом Оренбурге количество автомобилей также с каждым годом неуклонно увеличивается, что не могло не отразиться на количестве дорожно-транспортных инцидентов (ДТИ) и происшествий (ДТП).

ДТИ – это случай, вызванный нарушением составляющей системы дорожного движения [1] и включает в себя все события, начиная от неправильной парковки, заканчивая гибелью людей.ДТП – случай, являющийся определенным сегментом в структуре ДТИ и вызвавший гибель, ранение или телесное повреждение участников дорожного движения [1], поэтому, на его регистрацию и ликвидацию должны выезжать исключительно сотрудники ГИБДД в отличии от простого инцидента, где его участники могут самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации [2].

В условиях медленной модернизации дорожной инфраструктуры, крупные населенные пункты, где сосредоточена большая часть автомототранспортных средств, столкнулась с проблемой резкого увеличения количества именно ДТИ и, как следствие, возникновению дорожных заторов из-за медленного устранения их последствий [3].

В настоящее время объем потенциальных работ для сотрудников ГИБДД велик, поэтому оперативность выполнения их работ очень важна. В виду большого количества ДТИ на дорогах, сотрудники ГИБДД не успевают вовремя и оперативно ликвидировать последствия ДТИ, а уровень бытовой культуры у многих водителей оставляет желать лучшего, поэтому разбирательства на месте аварии могут закончиться и дракой, и причинением вреда личному имуществу. Поэтому все чаще автовладельцы предпочитают вызывать аварийных комиссаров [4].

Аварийный комиссар – юридическое или физическое лицо, к его услугам прибегают страховщики при необходимости защиты своих интересов в случае ДТИ. Аварийные комиссары всегда действуют в соответствии с инструкцией, которая включает в себя осмотр застрахованного имущества, установление характера ущерба, его причины и размер [5].

В сложившейся практике оформления ДТИ, услуги аварийных комиссаров приобретают все большую актуальность [6], поскольку далеко не все водители в состоянии самостоятельно грамотно оформить результаты произошедшей аварии в силу либо своего незнания всей процедуры и нюансов оформления «европротокола», либо опасаясь автомошенников. В таких условиях аварийный комиссар выступает в роли связующего звена между участниками ДТИ, страховых компаний и сотрудниками ГИБДД.

Однако, анализ литературных источников показал, что необходимо оптимизировать деятельность аварийных комиссаров, пересмотреть последовательность их действий, проанализировать процесс оказания услуг, т.к. в случае ДТИ освобождать проезжую часто нужно незамедлительно, хотя, например, в работе [7], такого пункта просто нет.

В соответствии с [8] в задачи аварийного комиссара входят:

  1. Прибытие на место происшествия и определение необходимостив медицинской помощи участникам ДТИ или вызова эвакуатора для транспортировки поврежденных транспортных средств (ТС).
  2. Ограждение места происшествия специальными средствами для безопасного объезда места инцидента другими участниками дорожного движения и снижения возможных убытков со стороны клиента, а также для сохранения следов ДТИ, осыпи стекла, тормозных следов.
  3. Определение возможных очевидцев происшествия и фиксация их контактной информации.
  4. Опрос каждого из участников ДТИ, которые,как правило, после происшествия проявляют агрессию по отношению друг к другу, и аварийный комиссар, как третья сторона, зачастую делает диалог участников ДТИ более конструктивными.
  5. Проведение осмотра поврежденных ТС, установление и фиксация характера и перечня видимых повреждений деталей и элементов ТС, а также выполнение фото- и видеосъемки места происшествия.
  6. Осуществление сбора оперативной информации и сведений обо всех участниках происшествия (наименование страховых компаний, период использования ТС, личные данные водителей и т.д.), проведение фотосъемки документов участников ДТИ, что в дальнейшем позволит сократить время для решения вопроса страховой выплаты.
  7. Оказание помощиавтовладельцам в грамотном и полном написании объяснения, посколькуэтот документ наиболее важен, т.к. должен однозначно характеризовать поведение водителя на дороге, дорожную обстановку и обстоятельства происшествия (ГИБДД принимает к сведению эти изложенные обстоятельства при вынесении решения о данном ДТИ).
  8. Участие в составлении схемы и извещения о ДТИ и т.д.

На деле же, работа АК выполняется не в той мере и не в том объеме, как ее анонсируют всевозможные сайты и рекламные проспекты. К тому же, в настоящее время не существует нормативного документа, однозначно устанавливающего последовательность действий при оформлении ДТИ. Количество организованных исключительно в коммерческих целях служб аварийных комиссаров абсолютно не соответствует качеству оказываемых ими услуг.

Как уже было продемонстрировано в [9], одним из главных показателей работы аварийных комиссаров, является время оказания АК услуг по фиксации, оформлению и ликвидации последствий ДТИ. Это время зависит от грамотного построения последовательности действий АК и четкого его соблюдения. Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами в работе [10] показал, что одним из самых трудоемких этапов этих услуг является «фиксация последствий ДТИ и составление схемы». Об этом свидетельствует и адресно–временная модель ликвидации затора на проезжей части в результате ДТИ [11].

В результате анализа нормативных документов было установлено, что услуги комиссаров не классифицируются ни в действующем в настоящее время общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), ни в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

Институт аварийных комиссаров, де-факто сложившийся в действующий более чем в 30 регионах России, в настоящее время не имеет законодательного закрепления. Коммерческие организации, осуществляющие консультирование владельцев по оформлению ДТИ, действуют порой не только в интересах законопослушных граждан, но и оказывают содействие мошенникам, намеренным получить страховое возмещение. В соответствии со справкой общественного совета УМВД по Оренбургской области обзор состояния преступности за период с 2011 г. по 2016 г. свидетельствует об устойчивой динамике роста преступлений в сфере страхования. За указанный период количество мошеннических действий возросло вдвое. В связи с этим увеличилась стоимость полиса ОСАГО более чем на 40 %, таким образом, из-за мошенников в области страхования страдают добросовестные автовладельцы.

Со 2 августа 2014 г. года вступили в силу поправки ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)» о повышении лимита выплат по «европротоколу» с 25 000 р. до 50 000 р. только для ДТП, оба участника которого заключили договор после вступления в силу поправок в закон. В связи с этим, планируется провести эксперимент по «безлимитномуевропротоколу» в таких регионах России как:

- Москва;

- Московская область;

- Санкт-Петербург;

- Ленинградская область.

В данных регионах предполагается, что ДПС перестанет выезжать на место ДТП, если в результате нет пострадавших и не причинен вред жизни и здоровью, этот факт заставляет водителей оформлять «европротокол» самостоятельно или вызывать сотрудников службы аварийных комиссаров.

Сложившаяся ситуация определяет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:

- сотрудникам ГИБДД не придется выезжать на место ДТИ и тратить время на оформление протоколов;

- снизится время оформления ДТИ, т.к. не нужно будет ждать приезда ДПС.

Минусы:

- рост случаев мошенничества в инициировании ДТИ;

- рост мошенничества с «подставами на дорогах» в случае отказа выезда сотрудников ГИБДД на место ДТИ без пострадавших;

- рост числа отказов в страховых выплатах из-за неправильного оформления «европротокола» в результате недостаточной грамотности участников ДТИ;

- рост числа судебных споров, как результат неправильного оформления «европротокола», в случаях, когда виновник ДТИ уже после оформления захочет его оспорить.

Однако, реализация данного проекта возможна только в комплексе с другими изменениями:

- ужесточение ответственности виновника ДТИ за несвоевременное уведомление своего страховщика в факте ДТИ;

- применение «европротокола» по договорам КАСКО;

- выплаты без справок из ГИБДД в случае оформления «европротокола»;

- обучение водителей порядку оформления «европротокола».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что служба аварийных комиссаров в рамках реализации нового положения ФЗ «Об ОСАГО» является необходимым элементов в структуре обеспечения безопасности дорожного движения и связующим звеном между страховыми компаниями и автовладельцами. Таким образом, аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТИ и функционированию транспортных систем в целом [4] и поэтому требуется законодательное закрепление их деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.

Своевременность и необходимость создания законодательной базы в области деятельности служб аварийных комиссаров обусловлена:

- динамичным развитием дорожной сети;

- ежегодным увеличением количества автомототранспортных средств и, как следствие, увеличение дорожно-транспортных происшествий;

- ростом мошенничества и злоупотребления в области автострахования.

Законопроект обеспечит механизм правового регулирования нового института − службы аварийных комиссаров, и модернизацию действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и страхования имущества и гражданской ответственности владельце транспортных средств, а также позволит создать правовые условия для развития важного института гражданского общества – страхования.

И в завершении темы, хотелось бы отметить, что далеко не все автолюбители знают контактную информацию служб аварийных комиссаров и перечень их услуги. В связи с этим, предлагается ряд рекомендаций, которые способствовали бы увеличению спроса и повышению качества данного вида деятельности:

- разработать научно-обоснованную методику оказания услуг;

- повысить степень доверия к аварийным комиссарам у автовладельцев;

- распределит приоритеты в ликвидации последствий ДТИ;

- повысить оперативность фиксации ликвидация последствий ДТИ;

- оптимизировать места расположения служб аварийных комиссаров на территории города;

- разработать меры по снижению урона окружающей среде, в следствие ДТИ;

- предложить меры по снижению урона экономике государства в целом от многочисленных дорожно-транспортных инцидентов.


Библиографическая ссылка

Шевченко К.А. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ С ПОЗИЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16838 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674