Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Кисова В.В. 1 Чернеева Я.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)»
Статья посвящена актуальной проблеме развития волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития. Представлен оригинальный психодиагностический комплекс исследования волевого поведения, позволяющий эффективно исследовать особенности развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с задержанным типом дизонтогенеза. Авторами рассматриваются особенности осуществления волевого усилия детьми в условиях внешнего отвлекающего фактора и монотонной деятельности. Изучаются проявление некоторых волевых качеств личности первоклассников с нормой и задержкой психического развития (самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка). Выявляются типологические особенности проявления волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися первоклассниками. Определяются основные коррекционно-развивающие направления работы в отношении волевого поведения детей с задержкой психического развития.
первоклассники
задержка психического развития
волевое поведение
волевое усилие
самостоятельность
дисциплинированность
настойчивость
выдержка
1. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И., Матасов Ю.Т., Ушакова И.П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск: Челяб.ГПИ, 1979. – 69 с.
3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
4. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 882-886.
5. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5-2. – С. 81-85.
6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 12-8. – С. 1526-1528.
7. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3-4. – С. 186-188.
8. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 63-74.

Процесс перехода детей от дошкольному к младшему школьному возрасту признается всеми специалистами в области психолого-педагогической науки одним из важнейших периодов становления их личности (Т.Ю. Андрущенко, Е.З. Басина, Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Б.Д. Эльконин и др.). Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Становление произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. В работах А.Д. Вильшанской, С.А. Домишкевича, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой и других исследователей подчеркивается, что поведение детей с ЗПР слабо регулируется социальными мотивами. Это провоцирует развитие у них таких поведенческих характеристик, как сложность выполнения требований и просьб взрослого, установление продуктивного взаимодействия со сверстниками, мобилизация самоактивности при столкновениях с трудностями в достижении цели и т.д. Подобное поведение обеспечивает возможность закрепления у младших школьников с ЗПР таких негативных личностных качеств как безынциативность, нетерпеливость, уход от ответственности, повышенная внушаемость, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации и т.п.

Логично предположить, что выявление и решение проблем становления волевого поведения у младших школьников с ЗПР должно начинаться в возможно более ранние сроки их пребывания в образовательном учреждении [5,6]. Таким образом, именно первый год обучения в школе должен являться ключевым периодом для целенаправленной работы в данном направлении. Проведенный обзор научной литературы позволяет констатировать, что специальных исследований, посвященных изучению особенностей волевого поведения первоклассников с ЗПР, нами, к сожалению, обнаружено не было.

Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение специфических особенностей волевого поведения и волевых качеств личности первоклассников с задержкой психического развития. Задачи экспериментального исследования были сформулированы следующим образом:

  1. выявление способности к осуществлению волевого усилия в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Не подглядывай», автор И.В. Дубровина [3]);
  2. определение специфики волевой регуляции в условиях монотонной деятельности у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Пресыщение», автор А. Карстен в модификации А.Д. Виноградовой [1]);
  3. исследование уровня развития основных волевых качеств личности (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка) у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (авторская модификация методики А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» [2]).

Исследование проводилось на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 10» города Нижнего Новгорода и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 7» города Кстово Нижегородской области. В исследовании приняли участие 30 первоклассников с задержкой психического развития (с диагнозом, утвержденным психолого-медико-педагогической комиссией) и 30 первоклассников с нормальным психическим развитием.

Анализ результатов первоклассников с ЗПР, полученных по методике «Не подглядывай» (И.В. Дубровина), позволяют говорить, что эти дети демонстрируют два основных варианта волевого поведения, в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя. Первый вариант (56,7 % испытуемых с ЗПР) можно описать следующим образом. Дети могут удерживаться от нежелательного поведения только непродолжительное время (от 45 секунд до 1 минуты 45 секунд). За все время, отведенное на эксперимент, количество подглядываний составляет 5-7 раз. Причем, количество подглядываний не варьируется от первой ко второй серии методики, т.е. школьники затрудняются в проявлении волевого усилия и в присутствии взрослого, и в присутствии сверстника.

В качестве средств организации своего поведения во время ожидания первоклассники с ЗПР используют большое количество, так называемых запрещающих движений, например, физическое ограничение возможности видеть действия, которые совершает взрослый или другой ребенок. Так, чаще всего дети закрывали дополнительно лицо руками, сильнее зажмуривали глаза, закрывали лицо подручными средствами, например, листочком или платком. Так же отмечается наличие замещающих движений, когда ребёнок переключает себя на другое занятие. Данные движения носили как внешний характер (дети поправляли одежду, волосы, отбивали какой-либо ритм руками, или ногами), так и внутренний (дети улыбались, что-то беззвучно бормотали).

Второй вариант волевого поведения первоклассников с ЗПР (43,3% детей) характеризовался увеличением временного интервала волевого усилия до 2 минут 5 секунд. Число подглядываний за взрослым становится значительно меньше, чем за сверстником. Движения, организующие поведение, носят и запрещающий, и замещающий характер. Причем, замещающие движения преобладают.

Выполнение данной методики нормально развивающимися первоклассниками также выявило два варианта волевого поведения. Первый вариант продемонстрировало немногим менее половины контрольной группы школьников (43,3%). Среднее время волевого усилия в обеих сериях эксперимента составляет около 3 минут, число подглядываний не превышает 2 раз. Использование запрещающих движений сведено к минимуму. Замещающие движения носят и внешний и внутренний характер. В качестве внешних движений, чаще других, представлено рисование на парте пальцами, из внутренних - шевеление губами.

Второй вариант волевого поведения продемонстрировало большинство испытуемых с нормальным развитием (56,7%). В первой серии эксперимента волевое усилие демонстрировалось максимальное количество времени, подглядывания отсутствовали. Во второй серии время волевого действия фиксировалось на отметке от 2 до 3 минут, количество подглядываний было минимальным. Организующие поведение действия были только замещающего характера.

Результаты исследования по методике А.Д. Виноградовой показали, что большинство первоклассников с ЗПР (63,3%) неусидчивы, отвлекаются от выполнения задания при наличии малейших помех. Выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Качество выполнения работы достаточно низкое. Стремление к достижению цели, поставленной взрослым, отсутствует. Выполнение работы зависит от степени внешнего контроля со стороны экспериментатора.

Остальные дети с ЗПР (36,7%), входящие в экспериментальную группу, достаточно долгое время могут выполнять однообразную работу. Однако качество ее выполнения соответствует не всем требованиям взрослого (при закрашивании кружков нарушаются их границы). Точность и аккуратность выполнения работы существенно снижается после непродолжительного времени.

Методика А.Д. Виноградовой показала, что, практически, все первоклассники с нормальным психическим развитием показывают достаточно высокий уровень волевой регуляции поведения. Дети проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, склонны к завершению начатого дела, способны длительно выполнять монотонную, однообразную работу. Однако в некоторых случаях у них отмечается недостаточная точность и аккуратность выполнения задания.

Исследование уровня развития основных волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР по методике А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» в авторской модификации позволяет сделать следующие выводы. Большинство детей экспериментальной группы проявляют дисциплинированность только в условиях постоянного внешнего контроля со стороны педагога. Только одна треть испытуемых с ЗПР экспериментальной группы понимает дисциплинированность как необходимость школьной жизни. Эти первоклассники добровольно выполняют школьный распорядок, соблюдают требования, которые предъявляет им учитель. Нарушения ими дисциплины отмечаются достаточно редко.

Самостоятельность и настойчивость у детей с ЗПР проявляются в минимальной степени. Большинство первоклассников с ЗПР не способны эффективно организовать как свою учебную деятельность, так и свое свободное время. Большую значимость для них сохраняет наличие внешнего контроля со стороны педагога. Дети не могут длительно осуществлять целенаправленную деятельность, не вызывающую у них непосредственного интереса. Они редко стремятся доводить до конца начатое дело, не придают значения незавершенному делу, так как быстро теряют к нему интерес, особенно, если оно вызывает у них значительные затруднения.

Выдержка проявляется первоклассниками с ЗПР только в единичных случаях. Если же дети и проявляют терпение, то на достаточно короткий срок. Поведение в сложных и конфликтных ситуациях носит импульсивный характер, дети не умеют сдерживать свои негативные эмоциональные проявления.

Исследование волевых качеств личности у нормально развивающихся первоклассников позволяет констатировать их следующие особенности. Соблюдение дисциплины у большинства испытуемых контрольной группы характеризуется добровольным и осознанным выполнением правил школьного распорядка и основных социальных норм поведения. Самостоятельность проявляется в умении первоклассников осуществлять самоконтроль за деятельностью и поведением, что, однако, не исключает стремления некоторых детей к внешнему контролю. Наиболее сложным для детей оказывается эффективная организация своего свободного времени.

Умение добиваться поставленной цели, т.е. настойчивость, отмечается у нормально развивающихся учащихся в меньшей степени, чем все выше перечисленные волевые качества. Дети, даже осознавая необходимость выполнения мало привлекательной деятельности или задания взрослого, редко доводят начатое дело до конца, если попадают в условия воздействия внешних помех или трудностей, связанных с выполнением самой деятельности. Исследование возможности проявления нормально развивающимися первоклассниками выдержки показали, что дети могут сдерживать свои импульсивные проявления только в привычной для них обстановке или условиях деятельности. В случае возникновения так называемых нештатных ситуаций, например, конфликт, дети могут демонстрировать неконструктивное поведение, выражающееся в проявлении негативных эмоций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поведение первоклассников с ЗПР характеризуется минимальными возможностями осуществления волевого усилия. Это проявляется в неумении организовать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, отсутствии у детей адекватных средств стабилизации собственного эмоционального состояния, не сформированности мотивации волевого действия. Привычной формой регуляции поведения учащихся с ЗПР является внешний контроль со стороны педагога. Изучение волевого поведения нормально развивающихся первоклассников показало, что они более способны как к самоконтролю, так и к волевому усилию. Например, эти дети более мотивированы на достижение результата, способны адекватно регулировать свое поведение в ситуациях с затрудненными условиями.

Исследование волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР выявило, что наиболее выраженной характеристикой для них является дисциплинированность. Такие качества как настойчивость, выдержка и самостоятельность проявляются в очень незначительной степени. У детей с нормальным развитием наиболее выраженными волевыми качествами оказались дисциплинированность и самостоятельность. Настойчивость и выдержка, хотя и проявляются в большей степени, чем у школьников с ЗПР, но все же не достигают максимально возможных возрастных показателей.

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости целенаправленной психолого-педагогической работы по развитию и коррекции волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР. Следует отметить, что одним из эффективных средств развития волевого поведения у младших школьников является формирование у них сотрудничества со взрослыми и сверстниками как в поведенческом, так и в деятельностном аспектах [4,7,8].


Библиографическая ссылка

Кисова В.В., Чернеева Я.А. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17148 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674