Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНФЛИКТНЫХ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Канцлер Л.А. 1 Бочанцева Л.И. 1
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Настоящее исследование выполнено в рамках актуальной для современной психологии проблемы влияния типа темперамента на выбор поведения в конфликтной ситуации. Материалы статьи содержат описание методологического аппарата исследования: постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы. В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях. Установлено, что возникновение конфликтов зависит от сочетания типов темперамента. Результаты исследования показали, что у подростков с определённым типом темперамента преобладает и определённый тип поведения в конфликтной школьной ситуации. В исследовании авторы делают вывод о том, что тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, и он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации.
поведение
подростки
темперамент
типы темперамента
конфликтные ситуации
взаимосвязь.
1. Гаджиева У.Б. Особенности проявления темперамента как свойства индивидуальности личности / У.Б. Гаджиева // Научно-исследовательские публикации. JSRP. 2014. №4 (8). С.109-113.
2. Ганеева А.А. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей / А.А. Ганеева, А.В. Гайнуллина // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-4. С.961-963.
3. Георгян А.Р. Педагогические ситуации в сфере взаимодействия «Учитель-ученик» на основе субъект - субъектных отношений / А.Р. Георгян // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №1 (12). С.60-62.
4. Рождественская Н.А. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях / Н.А. Рождественская, А.М. Мамонова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. №1. С.110-116.
5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.
6. Самохвалова А.Г. Коммуникативные свойства темперамента как фактор затрудненного общения подростков / А.Г. Самохвалова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №3. С.65-69.
7. Таращанский М.Т.Типологический подход к анализу конфликтных ситуаций / М.Т. Таращанский, Т.В. Киселева // Управление проектами и развитие производства 2010. №2.

Особенности темперамента проявляются в учебной и трудовой деятельности. Главными различиями темпераментов являются своеобразие проявления психики [1].

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния типа темперамента на выбор поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наиболее близко к этой проблематике подошли В.Д. Небылицын и Б.М. Теплов. Они утверждали, что зная темперамент подростка, а также наблюдая за его поведением в конфликте, можно предположить, каким образом подросток поступит в данной ситуации.

В школьной среде появляются немало конфликтов, как между учениками, так и между учащимся и педагогом, родителем и учащимся, родителем и педагогом.

Анализ научных исследований и состояния проблемы особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях выявил противоречия между необходимостью всестороннего изучения роли темперамента подростка на их поведение в конфликте, а также недостаточной исследованностью данного феномена в науке.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования – выявление особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях, возникающих в школьной среде.

Объектом исследования являются особенности поведения подростка разных типов темперамента

Предметом нашего исследования являются особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях.

Цель исследования: выявление влияния типа темперамента на поведение подростков в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации.

Исследуя, особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях, мы обратились к понятиям конфликт и темперамент.

В современной научной литературе понятие конфликт однозначно не определено. При рассмотрении конфликта в широком смысле понятие «конфликт» означает способ достижения результата путем серьезного разногласия. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: конфликт – это способ разрешения противоположных целей путем серьезных разногласий. Нами были рассмотрены различные классификации конфликтов. Многие авторы приводят классификацию конфликтов с различных точек зрения, например, с позиции причин возникновения, основных форм жизнедеятельности, по группам участников, по степени их вовлеченности в конфликт, по продолжительности и т.д.

При рассмотрении понятия темперамента в широком смысле означает характерный для каждого человека комплекс психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. Разделяя данный взгляд, мы обозначим собственную точку зрения на данное понятие: темперамент – это индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Нами была рассмотрена классификация типов темперамента предложенная И.П. Павловым (сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик) и особенности их проявления в поведении личности. Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных ситуациях. В рамках своего исследования, считаем важным отметить, конфликт в школе - явление многоплановое. Поведение участников конфликта связано с личностными предпосылками: как со стороны учеников, так и со стороны педагогов и родителей [3].

В рамках проведения эмпирического исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях нами было изучено поведение подростков в конфликтных школьных ситуациях.

Отметим, что подростки сангвиники в конфликтных школьных ситуациях способны действовать уравновешено и спокойно; подростки холерики обойдутся лишь криком и злостью; подросток флегматик избегает скандалы и конфликтные ситуации, а подросток меланхолик стремится избежать конфликтные школьные ситуации [2].

Между тем отметим, что все типы темперамента проявляют себя по- разному в конфликтных школьных ситуациях; возникновение конфликтов непосредственно зависит от сочетания типов темперамента [5].

В исследовании приняли участие 30 подростков, обучающихся в 6-ых классах (16 девочек и 14 мальчиков).

Были подобраны 5 методик по выявлению особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных ситуациях:

1. Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка);

2. Опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса;

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева;

4. Методика «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант);

5. «Карта наблюдений» Л.Стотта.

В ходе исследования особенностей поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях были выявлены следующие особенности: у меланхоликов преобладает в основном избегание, уход в себя. Преобладающим типом поведения в конфликтных школьных ситуациях у сангвиников является сотрудничество, позитивная агрессия, неугомонность. У флегматиков доминирует приспособление, позитивная агрессия. Холериков в конфликтных школьных ситуациях характеризует явное соперничество, негативная агрессивность и эмоциональнее напряжение [4].

На основании данных, полученных в ходе эксперимента, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяющий определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. «Корреляция» в математической статистике определяется как вероятная зависимость, возникающая, в отличии от функциональной, когда зависимость одной переменной от другой осложняется наличием ряда случайных факторов.

В ходе корреляционного анализа были обнаружены связи между типом темперамента и особенностям поведения в конфликтных ситуациях. При корреляции между переменными были получены не только прямо-пропорциональные зависимости (положительные связи), но и обратные зависимости (отрицательные связи). Причем положительные и отрицательные связи были получены нами при р≤0,001 и р≤0,01.

Корреляционный анализ показал следующие значимые связи между холерическим типом темперамента и способом выхода из конфликта.

Так, холерик достаточно высокой степенью связан со шкалами соперничество, негативной агрессии, конкуренция, эмоциональное напряжение. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления холерического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик. Так, чем ниже у подростка переменная сотрудничества, тем ниже проявление некоторых черт холерического типа темперамента, чем выше проявляются другие типы темперамента.

Сангвинический тип темперамента достаточно высокой степенью связан со шкалами сотрудничество, позитивная агрессия, конфронтация и сотрудничество, неугомонность. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления сангвинического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами избегание и другими шкалами используемых методик.

Меланхолический тип темперамента высокой степенью связан со шкалами избегание, конфликтность, уход в себя. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция. Следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления меланхолического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.

Флегматический тип темперамента достаточно высокой степени связан со шкалами приспособление, позитивная агрессивность, приспособление, недоверие к новым людям. Все эти шкалы связаны прямо-пропорциональной зависимостью, т.е. между ними существует положительная корреляция, следовательно, чем выше у подростка показатели по этим шкалам, тем выше вероятность у него проявления флегматического типа темперамента. Обратная зависимость обнаружена между переменными по шкалами соперничество и другими шкалами, используемых методик.

Следовательно, проведённое исследование показало, что у большинства подростков с определённым типом темперамента преобладает определённый тип поведения в конфликтной школьной ситуации.

Можно сделать вывод о том, тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, и он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, т.е. между типом темперамента и типом поведения в конфликтной школьной ситуации существует зависимость.

Таким образом, задачи, выдвинутые в начале исследования, решены, цель достигнута. Гипотетическое предположение о том, что если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликтной школьной ситуации, нашла свое подтверждение в ходе проведения эмпирического исследования.


Библиографическая ссылка

Канцлер Л.А., Бочанцева Л.И. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНФЛИКТНЫХ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17271 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674