Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Цыбулько В.В. 1
1 Донской Государственный технический университет (ФГБОУ ВО «ДГТУ»)
Статья посвящена оценке качества образования в общеобразовательных учреждениях, рассмотрены критерии и признаки достижений обучающихся, проанализирована роль независимой оценки качества образования в деятельности образовательных организаций. Автором рассмотрено влияние независимой оценки образования на учебные достижения учащихся и динамика развития каждого обучающегося. Независимая оценка образования сегодня является самым объективным способом оценки уровня учебных достижений, который позволяет школьнику определить свой рейтинг, выявить и мобилизовать свои возможности. В статье показан инструментарий, который является средством определения уровня учебных достижений и развития обучающихся. Независимая оценка качества влияет на эффективность работы общеобразовательного учреждения, его рейтинг среди других школ и отношение Министерства образования РФ, родителей и самих обучающихся к общеобразовательному учреждению.
учебные достижения
общее образование
независимая оценка
критерии независимой оценки.
1. Ефремова Н.Ф. Современные измерители знаний (опыт тестирования) // Н.Ф. Ефремова, А.А. Рыжкин. Высшее образование в России. 2001. №1. – С. 15-20.
2. Ефремова, Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. 2004. № 9.
3. Сибова, Н.Г. Внешняя и внутренняя оценка качества образовательной среды как один из путей повшения качества // Портал для работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/11/28/vneshnyaya-otsenka-kachestva-obrazovatelnoy-sredy
4. Станкевич, Е.Ю. К вопросу оценки качества образования. // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2215
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования») // Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В настоящее время качество образования и воспитания школьников является стратегической областью при определении уровня развития страны. Основными тенденциями обеспечения высокого уровня обученности становятся ориентация на требования обучающихся и организация оптимальных условий для их обучения и развития. Для полноценной и эффективной работы школ необходима система независимой оценки качества образования, которая даст возможность проследить динамику развития каждого обучающегося; оценить успешность усвоения программы, составленной по федеральным государственным образовательным стандартам; определить перспективы, направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся. На данном этапе развития образования тема независимой оценки актуальна и востребована. Целью данной работы является рассмотрение понятия и компонентов независимой оценки качества обучения, а также выявление влияния независимой оценки образования на учебные достижения школьников.

Для анализа данной проблемы были изучены уже имеющиеся печатные издания по данной теме отечественных авторов, а именно Болотов В.А., Ефремова Н.Ф., Ковалева Г.С., Станкевич Е.Ю. и др. Для дальнейшего рассмотрения темы необходимо ввести ряд сделанных ими определений.

Качество образования – это комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Качество образования можно определить с помощью его оценки – деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанных, зафиксированных в нормативных документах и локальных актов требований к качеству образования. Существует два направления условий достижения качества образования:

  1. обеспечение профессионализма и высокой квалификации кадров;
  2. внедрение независимой системы оценки результатов образования.

Согласно ст.95 Федерального закона «Об образовании РФ», независимая оценка качества образования (НОКО) – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

  • потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
  • потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
  • учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ [5].

Независимая система оценки качества работы школы необходима для повышения качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности школы; обеспечение полной, актуальной, достоверной информации потребителей о качестве работы; оказание содействия населению в выборе школы; формирование результатов оценки качества работы школы, и рейтингов их деятельности [4].

НОКО школы направлена на изучение определенных объектов, по которым можно сделать выводы о функционировании всего ОУ. К таким объектам относятся:

  • образовательные программы;
  • образовательные результаты учащихся;
  • условия реализации образовательного процесса;
  • Интернет-страницы и сайты образовательных организаций.

Более подробно рассмотрим процесс оценки качества образования и критерии оценки образовательных учреждений (ОУ). Целями данного процесса являются формирование системы диагностики и контроля состояния образования в школе, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования в ОУ, а также получение объективной информации о состоянии качества образования и причинах, влияющих на его уровень. С помощью процесса мониторинга (т.е. систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия или несоответствия ее развития и функционирования заданным целям), школа может выявить ошибки и отклонения в работе, а также обнаружить их причины и предпринять корректирующие действия для эффективного предоставления услуг образования. На рисунке 1 представлены критерии, по которым оценивается деятельность ОУ [4].

Рисунок 1 – Критерии оценки качества образовательной деятельности школы

В данной статье более подробно остановимся на учебных достижениях школьников и их независимой оценки. Существенной мерой качества подготовленности обучающихся можно считать «уровень учебных достижений – измеряемый параметр или выявленное свойство обучающихся, которое отождествляют с некоторым показателем, получаемым при педагогических измерениях шкалированием путем того или иного преобразования количества правильно выполненных заданий теста» [1]. Возникшие в последние годы понятия «подготовленность», «уровень учебных достижении» и «качество учебных достижений» используются как синонимы, но это не совсем верно. Качество учебных достижений – это соответствие достигнутого уровня учебных достижений обучающегося (измеренный в процессе тестового контроля) в той или иной предметной области эталону или норме, а подготовленность (латентный параметр) как состояние обучающегося на момент измерения уровня его учебных достижений [2].

Для независимой оценки учебных достижений школьников в современных условиях используется такой инструментарий, как независимый тестирование школьников. Для совершенствования системы подготовки школьников и методов их отбора появилась необходимость создания на государственном уровне связующего и регулирующего звена, обеспечивающего единство требований на входе в профессиональные образовательные учреждения и делающего всю систему образования прозрачной для общества в сфере оценки качества подготовленности абитуриентов. Этим звеном в настоящее время становится система массового тестирования школьников, выпускников и абитуриентов (централизованное тестирование, единый государственный экзамен, различные формы тестового контроля на региональном уровне и др.) [2].

Современный тестовый контроль – это система контрольных измерительных материалов, процедур тестирования, технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса в качестве учебных достижений. При целенаправленном подборе заданий, соответствующих по своим характеристикам зоне ближайшего развития обучаемого, творческое развитие обучающихся становится доминирующим, самоценным, способствуя активизации обучающей [1].

Тестовый контроль изменяет процедуру взаимодействия учителя и учащегося, самоподготовки и самоорганизации; исключает большое число факторов, вызывающих конфликты среди различных субъектов образовательного процесса. Стандартизированное тестирование в современном образовании является самой независимой, точной, диагностичной, легко воспроизводимой и алгоритмизируемой технологией измерения уровня учебных достижений обучающихся, определения его соответствия требованиям образовательных стандартов. Из опыта проведения данной процедуры можно сказать, что стандартизированные педагогические измерения повышают мотивацию обучения и достижения более высоких результатов. При такой форме контроля исключаются причины для возникновения конфликтных ситуаций при оценивании знаний. Для оценки качества образования используются различные показатели и критерии, которые напрямую зависят с видом процедур оценки. Остановимся подробнее на видах и показателях.

Существует два вида оценки качества образования – внутренняя и внешняя. Внутренняя оценка качества образования является элементом системы оценки качества образования школы и представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями исполнения образовательной деятельности, учениками, учебными и внеучебными достижениями обучающихся и служит информационным обеспечением образовательной деятельности.

Внешняя оценка – это оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Она реализовывается через: региональные, федеральные мониторинговые исследования, аккредитация и лицензирование, оценку деятельности школы родителями и учащимися, результаты участия обучающихся и педагогов в районных, областных, всероссийских олимпиадах, выставках и конкурсах [3]. Оценивание качества происходит по определённым показателям.

При проведении оценочной процедуры анализируются показатели и критерии качества деятельности ОУ. На рисунке 2 представлена система организации и проведения оценки учебных достижений [3].

Рисунок 2 – Система оценки качества образования.

При независимой проверке школа сама в праве выбрать организацию, которая будет проводить независимую оценку качества образовательной деятельности. В последние годы возрастает потребность в специализированных, аккредитованных центрах независимой оценки качества образования. На сегодняшний день очень мало организаций, которые могут оценить качество образовательной деятельности школы.

Согласно методическим рекомендациям по проведению независимой оценки качества образования [5], к осуществлению НОКО могут быть привлечены следующие организации:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • региональные центры оценки качества образования;
  • отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
  • общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что независимая оценка качества ученых достижений сегодня – это перспективное, стремительно развивающееся направление анализа образовательной деятельности, которое способствует повышение качества образования выпускников, умение адаптироваться в жизни и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Тестовый контроль является средством определения уровня учебных достижений и развития обучающихся. Объективная оценка уровня учебных достижений позволяет школьнику определить свой рейтинг по определенным показателям, выявить и мобилизовать свои возможности для достижения предполагаемого результата, обозначить план действий в соответствии с собственной системой ценностей и мотиваций. Система тестового контроля позволяет прогнозировать развитие образовательных систем, создавать и корректировать обучающие и контролирующие программы и технологии, совершенствовать методы управления качеством образования. Для этого и необходимо сотрудничество с независимыми центрами оценки качества образования, которые в дальнейшем будут развиваться и направлять школы на успешное развитие. 


Библиографическая ссылка

Цыбулько В.В. ВЛИЯНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАНИЯ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17291 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674