Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛОГО-ЦИФРОВЫХ И ЦИФРО-АНАЛОГОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ

Михалев Д.С. 1 Штрапенин Г.Л. 1
1 Уральский государственный университет путей сообщения
Рассматривается проблема экспериментального изучения важнейших устройств информационной элек-троники – аналого-цифровых (АЦП) и цифро-аналоговых (ЦАП) преобразователей в транспортном вузе. Ранее для изучения АЦП и ЦАП в основном применялись различные программы моделирования элек-тронных устройств, что делало невозможным определение большей части их параметров, в частности, связанных с погрешностями преобразования. Результатом данной работы является схема, конструкция и программное обеспечение компьютеризированного лабораторного стенда для изучения АЦП и ЦАП на основе технологий фирмы National Instruments. Существенной особенностью стенда является использо-вание в качестве объекта изучения реальных АЦП и ЦАП на доступных интегральных микросхемах, смонтированных в виде модуля, размещаемого на макетной плате универсальной рабочей станции NI ELVIS, а также применение оригинального программного обеспечения с широкими возможностями адаптации, которое позволяет организовать лабораторный практикум для студентов различных специ-альностей и базового уровня знаний по электронике и смежным дисциплинам.
компьютеризированный стенд
аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь
интегральные микросхемы
лабораторный практикум.
1. Марченко А.Л., Освальд С.В. Лабораторный практикум по электротехнике и электронике в среде Multusim». Учебное пособие для вузов. – М.: ДМК Пресс, 2010. – 448 C. ISBN 978-5-94074-593-8
2. Штрапенин Г.Л., Шнырев В.Т. Электроника и схемотехника: метод. указания. – Екате-ринбург: Изд-во УрГУПС, 2012. – 69 C.
3. Трэвис Дж., Кринг Дж. LabVIEW для всех. – М.: ДМК Пресс, 2008.- 880 С. ISBN 5-94074-401-X
4. NI Educational Laboratory Virtual Instrumentation Suite II Series (NI ELVIS II Series) User Manual [Электронный ресурс] // URL: http://www.ni.com/pdf/manuals/374629c.pdf (дата обра-щения 20.08.2017)
5. 2.7 V to 5.5 V, 200kSPS 8-bit Sampling ADC AD7819 [Электронный ресурс] // URL: http://www.analog.com/media/en/technical-documentation/data-sheets/AD7819.pdf (дата обраще-ния 20.07.2017)
6. TLC7524C, TLC7524E, TLC7524I 8-bit multiplying digital-to-analog converters [Электронный ресурс] // URL: http://www.ti.com/lit/ds/slas061d/slas061d.pdf (дата обращения 20.07.2017)

На сегодняшний день аналого-цифровые (АЦП) и цифро-аналоговые (ЦАП) преобразователи изучаются в транспортных вузах в курсах электроники и схемотехники в рамках различных направлений подготовки бакалавров и специалистов технической направленности. Неотъемлемой частью данных курсов является лабораторный практикум, в ходе прохождения которого студенты закрепляют изученный теоретический материал, проводят необходимые измерения и оценивают полученные результаты.

Традиционный стенд для изучения электронных устройств включает, как правило, несколько источников постоянного и переменного напряжения и тока, измерительные генераторы сигналов различной формы и регистрационную часть – набор электро- и радиоизмерительных приборов (измерители напряжения, тока, частоты, электронный осциллограф и т.п.). В ходе типовой лабораторной работы студенты проводят измерения выходных сигналов (или их временных зависимостей) некоторой электронной схемы, изменяя параметры входных сигналов, а затем строят соответствующие графические характеристики, на основании которых делаются выводы или проводятся расчеты тех или иных параметров схемы. При этом отсчет измеренных значений электрических величин производится визуально, а последующая обработка полученных данных – вручную с применением электронных калькуляторов. Оформление итогового отчета по лабораторной работе вместе со схемами, таблицами данных, графиками и выводами также делается вручную, что занимает у студентов много времени, в связи с чем обсуждение и осмысливание полученных результатов, что на наш взгляд является главным итогом лабораторной работы, отходит на второй план.

Очевидно, что такая схема выполнения лабораторных работ является не только морально устаревшей и не эффективной, но и не имеет перспектив в плане освоения студентами современных технологий сбора и обработки данных, приобретающих в последнее время все большее распространение во всех областях народного хозяйства, в том числе и на железнодорожном транспорте.

Развитие компьютерных технологий и появление доступных и программ моделирования электронных устройств позволяет в определенной степени заменить натурный эксперимент его виртуальными моделями. Данный подход получил широкое распространение и для проведения лабораторных работ по электронике и смежным дисциплинам [1-2], при этом наряду с уменьшением затрат, связанных с приобретением оборудования, удается автоматизировать процесс «измерений» и обработки результатов. В то же время, очевидно, что виртуальный эксперимент, который представляется, по сути, в виде видеоряда на экране компьютера, не дает возможности, во-первых, ознакомиться с реальной элементной базой современной электроники – студент просто не представляет, как выглядят радиодетали, с которыми ему в будущем предстоит иметь дело. Во-вторых, экранные «измерительные приборы» имеют мало общего с настоящими, в связи с чем формирование навыков работы с ними маловероятно.

Следует отметить, что в последние годы широкое распространение получили компьютеризированные лабораторные стенды для проведения практикумов по электротехническим дисциплинам, представляющие собой панели с набором элементов и измерительных приборов для проведения некоторого заранее заданного перечня лабораторных работ с возможностью автоматизации измерений и обработки результатов. Наряду с высокой стоимостью, такие стенды обычно отличает невозможность модернизации аппаратного и программного обеспечения, что делает их применение узко направленным на конкретных студентов, обладающих определенным уровнем знаний и навыков, в то время как в условиях транспортного вуза электронику и смежные дисциплины изучают студенты различных специальностей и базового уровня знаний.

Создание лабораторного практикума по изучению реальных АЦП и ЦАП связано с определенными трудностями. Это касается, во-первых, выбора элементной базы. Используемые интегральные микросхемы должны быть доступны и сравнительно несложны в применении в плане обеспечения электропитания и минимума дополнительных деталей. Параметры АЦП и ЦАП должны представлять интерес с точки зрения их определения и изучения. Измерения должны проводиться в ручном или автоматическом режимах с возможностью представления результатов в различном виде с последующей обработкой. При этом эксперимент должен быть вариативным в смысле глубины подхода и его последующего обсуждения и осмысливания. Перечисленные условия были выполнены при создании стенда для изучения АЦП и ЦАП на основе технологий фирмы National Instruments: программного комплекса NI LabVIEW [3] и универсальной рабочей станции NI ELVIS [4].

Принципиальная электрическая схема аппаратной части стенда приведена на рис. 1.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема аппаратной части стенда для изучения АЦП и ЦАП

В стенде используется интегральные микросхемы АЦП AD7819 и ЦАП TLC7524. Их основные параметры [5,6] приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Параметр

AD7819

TLC7524

Разрядность преобразователя

8 бит

8 бит

Время установки

4,5 мкс

0,1 мкс

Цифровой интерфейс

Параллельный

Параллельный

Напряжение питания

5 В

5 В

Потребляемая мощность

17,5 мВт

5 мВт

Диапазон рабочих температур

-40…105°С

0…70°С

 

Для работы ЦАП в режиме преобразователя код –> положительное напряжение используется сдвоенный внешний операционный усилитель LM358, подстроечным резистором 10 КОм устанавливается точная величина выходного напряжения. Следует отметить, что применяемые в стенде микросхемы доступны и дешевы, их отличает высокая помехоустойчивость, а разрядность 8 бит обеспечивает необходимую точность измерений.

Программная часть стенда – это виртуальный прибор LabVIEW, организованный в виде иерархической структуры. Сначала запускается основная программа, которая позволяет выбрать одну из четырех подпрограмм для исследования различных характеристик и параметров аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей. Внешний вид лицевой панели основного прибора приведен на рис. 2.

Рис. 2. Внешний вид лицевой панели основного прибора лабораторной работы для изучения АЦП и ЦАП

В базовом варианте работа включает четыре задания, их перечень при необходимости может быть сужен или расширен путем модернизации программного обеспечения. Как пример выполнения задания №2, на рис. 3а и рис. 3б приведены характеристики преобразования ЦАП при величинах разрядности 2 и 4 соответственно, что позволяет оценить влияние параметров ЦАП на точность преобразования. На рис. 4 показаны итоги выполнения задания №4: результаты измерений и расчет погрешности преобразования 8-и разрядного ЦАП во всем диапазоне выходных напряжений с сохранением результатов для последующего анализа.

Методическое обеспечение стенда состоит из теоретического введения об устройстве и параметрах изучаемых АЦП и ЦАП, описания аппаратной и программной частей стенда и порядка работы с ним. Далее приводятся перечень заданий и варианты их выполнения, рекомендации по оформлению отчета и список контрольных вопросов к процедуре защиты лабораторных работ. 

а   б

Рис. 3. Результат выполнения задания 2.

Характеристики преобразования ЦАП при разрядности: а – 2; б – 4.

Рис. 4. Расчет погрешностей преобразования 8-и разрядного ЦАП


Библиографическая ссылка

Михалев Д.С., Штрапенин Г.Л. КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛОГО-ЦИФРОВЫХ И ЦИФРО-АНАЛОГОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17502 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674