Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москвитина Е.П. 1 Юревич С.Н. 1
1 Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова
Современная образовательная ситуация способствовала актуализации целого ряда проблем, в частности проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Сегодня характер этого взаимодействия рассматривается через понятие «социальное партнерство». В статье авторы исследуют историю становления данного явления, его зависимость от экономических отношений в стране. Широко представлен анализ нормативных документов, трактующих специфику данного понятия. Авторы приходит к выводу о том, что основой понятия «социальное партнерство» является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Данная основа прослеживается в определениях социального партнерства в сфере образования. Значимость социального партнерства раскрывается через утверждение основных принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
дошкольная организация
семья
взаимодействие
социальное партнерство
сотрудничество
договорный процесс.
1. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007 – 448 с.
2. Касимова, Т.Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т.Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. - № 2. С. 60-64.
3. Никольская, О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006.- № 10-1. С. 95-98.
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf.
5. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Сфера, 2005 – 160 с.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://rg.ru/2001/12/31/trud-dok.html.

В настоящее время, в педагогической науке и практике отмечается тенденция к осмыслению целостного педагогического процесса с позиции науки управления. С принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование приобрело статус уровня общего образования. С точки зрения управления необходимо рассматривать дошкольную организацию как организационную (социальную) систему. Данную систему характеризует открытость и единство образующих ее факторов внутренней среды, а также связь с внешней средой.

Опираясь на теорию менеджмента, А.Н. Троян в качестве элементов внутренней среды дошкольной образовательной организации (ДОО) выделила цель, кадры, организационную структуру, средства и образовательный процесс. Во внешней среде автором выделены факторы косвенного (отдаленного) влияния и факторы прямого (близкого) воздействия. Факторы косвенного влияния независимы от внутренней ситуации ДОО, их влияние проявляется опосредованно через факторы прямого воздействия (экономические, политико-правовые, социально-культурные и другие). К факторам прямого воздействия относятся те, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе влияние дошкольной организации. А.Н. Троян факторы прямого воздействия условно подразделяет на две группы: субъекты социального заказа и ресурсное обеспечение [5]. Ресурсное обеспечение дошкольной организации включает в себя перспективный контингент воспитанников, рынок педагогического труда, информационное обеспечение, финансовое и материально-техническое обеспечение. К субъектам социального заказа относятся семья, государство, учредители, школа и другие. Субъекты социального заказа выступают в качестве социальных партнеров.

Термин «социальное партнерство» появилось в России в связи со сменой форм собственности. Первоначальный смысл термина состоял в том, что представители работодателей и работников, должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе. Распространение экономических отношений во все сферы государства расширило понятийный аппарат этого термина. Согласно Трудовому кодексу РФ, в котором дано законодательное определение рассматриваемого нами термина: социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ) [6].

По мнению экономиста Б.М. Генкина, «социальное партнерство – это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия» [1].

Таким образом, исходя из анализа определений, мы видим, что основой понятия «социальное партнерство» является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Данная основа прослеживается в определениях социального партнерства в сфере образования.

Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

В ФГОС ДО важность социального партнерства раскрывается через утверждение основных принципов содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО решает задачи формирования общей культуры воспитанников; взаимодействия педагогических и общественных объединений.

В контексте Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП ДО), построенной на основе ФГОС ДО, партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и Организация равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения [4].

Изучением особенностей проявления социального партнерства в образовании занимались такие исследователи, как В.О. Букетов, Е.К. Кашленко, А.В. Kopcунов, Н.П. Литвинова, В.А. Михеев, и другие. В исследованиях О.Д. Никольской социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на согласование и реализацию интересов участников этого процесса [3].

Т.Н. Касимова рассматривает термин социально-педагогическое партнерство в системе «семья – образовательное учреждение» как вид социального партнерства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединенного общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребенка [2].

Во всех рассмотренных определениях общей идеей является то, что социальное партнерство – это договорный процесс. Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

В роли социальных партнеров образовательной организации могут выступать: родители, промышленные предприятия, бюджетные организации, иные образовательные организации, малый и средний бизнес, общественные организации, и другие. Многочисленные исследования в области дошкольной педагогики и психологии характеризуют семью для ребенка-дошкольника как первичную социальную ячейку и важнейший общественно-педагогический институт, который оказывает всестороннее воздействие на формирование полноценной личности ребенка. В связи с современным развитием общества появляется необходимость широкого вовлечения в деятельность ДОО родителей (законных представителей), общественных организаций, учёта предъявляемых им требований при осуществлении образовательного процесса. Родители воспитанников наделены статусом участников образовательного процесса.

Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами современных родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольной организации.


Библиографическая ссылка

Москвитина Е.П., Юревич С.Н. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17528 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674