Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Плотникова О.В. 1 Пылева А.Г. 1
1 Кемеровский государственный университет
В данной статье рассматривается проблема формирования налоговой культуры граждан в России, подчеркивается актуальность, а также обосновывается необходимость ее повышения в обществе. Проводится сопоставление разного отношения к уплате налогов в России в сравнении с западными странами. Выявляются основные причины несоблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины. В статье приводятся социологические опросы, показывающие уровень доверия граждан к налоговому законодательству, а также уровень оценки качества знаний в области налогообложения России. Формирование налоговой культуры граждан является не только задачей государства, но и всех членов общества в целом. Авторами обосновываются основные направления совершенствования налоговой культуры в обществе и предлагаются способы минимизации возникновения конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами.
налоговая система
налогоплательщик
налоговые органы
налоговая культура
налоговая дисциплина.
1. Абакарова, Р.Ш. Налоговая культура России [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2014. –№ 6. – Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-kultura-rossii (дата обращения: 20.06.2017)
2. Авдеева, В.А. Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. – 2017. – № 4 (14). – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/povyshenie-nalogovoy-gramotnosti-i-kultury-uchastnikov-nalogovyh-pravootnosheniy (дата обращения: 20.06.2017)
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 25.06.2017)
4. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2017)
5. Сушкова, Е.Е. Налоговая дисциплина как фактор налоговой безопасности региона [Электронный ресурс] // Молодий вчений. – 2014. – № 4(07). – Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-distsiplina-kak-faktor-nalogovoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 20.06.2017).

Налоги известны с давних времен как главный источник пополнения государственного бюджета. Ни одно государство не обходилось без налогов, так как для выполнения возложенных на него обязательств по удовлетворению нужд общества требовались денежные средства. В настоящее время налоги не являются столь тяжким бременем, однако отношение к ним со стороны граждан не изменилось. Немаловажным является тот факт, что многим из нас приходилось сталкиваться с некачественным обслуживанием в учреждениях государства, с откровенно низким уровнем работы и грубостью служащих, а также с нецелевым расходованием собранных средств. Такое отрицательное отношение налогоплательщиков к налоговой системе государства выступает в качестве одной из причин совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, можно объяснить низким уровнем налоговой культуры.

Под налоговой культурой понимается часть общенациональной культуры государства, которая связана с деятельностью участников налоговых правоотношений и отражает уровень знания и соблюдения гражданами законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также осведомленность в своих правах и обязанностях, которая формируется из понимания важности для государства и общества уплаты налоговых платежей [5].

В России исторически сложилось на протяжении многих лет негативное отношение к налогам, поскольку они всегда ассоциировались с грабительствами, несчастьями, резнями и пожарами. В западно-европейских странах, наоборот, наблюдается высокий уровень налоговый культуры, который выражается в том, что уплата налоговых платежей для населения является поводом для гордости. Дети относятся с к своим родителям с большим уважением за то, что они платят налоги и, тем самым, вносят вклад в развитие и процветание своего государства [1].

Как же сократить существенную разницу между уровнями налоговой культуры России и стран Западной Европы? В первую очередь важно отметить основную цель процесса формирования налоговой культуры: развитие налоговой культуры государства и поддержка государственной политики в бюджетной сфере, направленной на ее улучшение. В России каждый гражданин должен знать эффективность расходование налоговых средств.

Проведенный социологический опрос показал, что лишь 16% всех налогоплательщиков в полном объеме и в срок производят платежи по налогам и сборам, 52% рассчитываются по налоговым обязательствам время от времени, а 32% вовсе имеют задолженность по налогам и сборам. На основании выше представленных данных можно сделать вывод о том, что в нашей стране наблюдается недоверие населения к выполнению государством своих функций, что приводит к высокой налоговой преступности в стране, а это неблагоприятно воздействует не только на экономику страны, но и на развитие общества в целом [4].

Социологический опрос оценки уровня знаний в области налогообложения России выявил следующие результаты налогоплательщиков [4]:

– 62% респондентов считают свой уровень знания налогового законодательства средним;

– 26% – низким;

– 12% – очень низким.

Согласно пункту 4 статьи 32 НК РФ в обязанности налоговых органов входит разъяснительная работа по применению налогового законодательства, бесплатное информирование о действующих налогах и сборах, формах отчетности, а также разъяснение порядка их заполнения, исчисления и уплаты налогов и сборов. Для налогоплательщиков очень важно взаимодействовать с налоговыми органами, поскольку это экономит их время и денежные средства, кроме того позволяет избежать разногласий по вопросам применения налогового законодательства и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Повышение налоговой грамотности и культуры участников налоговых правоотношений не представляется возможным без осознания налоговыми органами того, что налогоплательщик является партнером государства, поэтому немаловажным фактором в формировании налоговой культуры является уважительное и терпеливое отношение к проблемам налогоплательщика.

Налоговая дисциплина представляет собой основной элемент налоговой культуры, который включает в себя систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей налогоплательщиков. Причинами возникновения девиантного поведения налогоплательщиков в условиях сложившейся налоговой системы в России являются многие факторы. К таковым относятся:

– несовершенство и нестабильность налогового законодательства РФ;

– недостаточный уровень консультирования граждан в вопросах налогообложения, проведения рекламно–информационных мероприятий и использования каналов СМИ;

– отсутствие доверия к налоговым органам со стороны населения страны;

– некачественное исполнение налоговых процедур;

– недостаточный уровень мотивации работников государственной службы;

– наличие большой текучки кадров в налоговых органах;

– высокая конкуренция компаний, которая приводит к применению хозяйствующими субъектами методов снижения налоговой нагрузки.

Под формированием и развитием налоговой культуры подразумевается постоянный процесс взаимодействия государства и общества, который оказывает эффективное воздействие на налоговую политику страны. Передовой опыт многих регионов нашей страны, а также зарубежный опыт позволил разработать конкретные мероприятия по реализации механизмов повышения налоговой грамотности населения страны. Все элементы существующей налоговой системы должны быть включены в направления совершенствования налоговой политики, чтобы достичь желаемого эффекта. Построение отношений между государством и налогоплательщиками – сложнейшая задача, решение которой возможно при реализации следующих направлений повышения уровня налоговой культуры.

В первую очередь кампания по формированию налоговой культуры должна быть направлена на подрастающее поколение и заключаться в формировании понимания общественной необходимости и экономической целесообразности налогов. Необходимо внести в перечень школьных дисциплин образовательный курс основ налоговых знаний.

Во-вторых, следует совершенствовать процессы информирования и консультирования граждан по вопросам действующего налогового законодательства, формировать систему подготовки и функционирования налоговых консультантов, в чьи обязанности будет входить разрешение досудебных споров.

В-третьих, следует уделить внимание повышению эффективности работы налоговых служб с целью формирования у налогоплательщиков положительного мнения о существующей налоговой системе. Необходимо широко применять электронные базы данных и налоговое консультирование с помощью Интернет-ресурсов.

В-четвертых, в целях уменьшения количества неправильных толкований налогового законодательства нужно стремиться к устранению всех пробелов и неясностей в Налоговом Кодексе РФ, делая язык изложения законодательства более доступным и понятным для налогоплательщиков.

В-пятых, необходимо достигнуть нового уровня налоговых отношений между налоговыми субъектами, а именно установить понятность и простоту уплаты налогов, прозрачность осуществляемых государством расходом бюджетных средств, их экономичность и эффективность. Это позволит увеличить число налогоплательщиков, которые будут соблюдать налоговое законодательство, планировать и сокращать объем своих налоговых платежей [2].

В-шестых, налоговые органы должны работать добросовестно и на высоком профессиональном уровне, придерживаться нормам этики и правилам должного делового поведения. Сотрудникам Федеральной налоговой службы необходимо корректно и внимательно относится к проблемам налогоплательщиков, проявлять к ним терпимость, должное уважение и беспристрастность.

Стоит отметить, что проблема формирования налоговой культуры в России, несомненно, является как и прежде актуальной. Данный процесс является достаточно длительным, но крайне необходимым для экономики Российской Федерации и для развития общества в целом. Сотрудникам налоговых органов и налогоплательщикам необходимо прийти к важной общей заинтересованности, которую следует использовать в целях соблюдения положений законодательства о налогах и сборах и формирования благоприятного климата для экономического роста и развития государства в целом во всех сферах деятельности бизнеса.

Чтобы достичь финансовой стабильности страны и обеспечить ее экономической безопасностью, необходимо совершенствовать налоговое администрирование наряду с повышением уровня налоговой культуры граждан. Тогда высокий профессионализм, взаимная ответственность, налоговая культура и налоговая дисциплина станут основными направлениями сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков.

Научный руководитель – Евдокимова Е.К., канд. экон. наук, доцент.


Библиографическая ссылка

Плотникова О.В., Пылева А.Г. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17553 (дата обращения: 13.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252