Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ У МАТЕРЕЙ, СОСТОЯЩИХ В ПОВТОРНОМ БРАКЕ

Мокрова Н.Е. 1 Булыгина Т.Б. 1
1 Серверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Одним из перспективных и актуальных направлений современной психологии является исследование проблем семьи и происходящих в ней изменений. Всё чаще проявляются кризисные тенденции в функционировании современной семьи, затрагивающие все сферы ее жизнедеятельности. Частым явлением в современной жизни является повторный брак, который в наше время стал нормой. Родители в повторных браках, вероятно, имеют особенности в представлениях о распределении ролей в семье, по-другому воспринимают семейные и родительские роли. Статья посвящена выявлению особенностей представлений о распределении ролях в семье, обязанностях и взаимодействиях членов семьи, об идеальном родителе у матерей, состоящих в повторном браке по сравнению с женщинами, состоящих в первом браке. Установлено, что эти представления отражают как устойчивые стереотипы в массовом сознании относительно исполнения родительских ролей, так и современные тенденции в развитии семейной системы.
представление
роль
родительская роль
роли в семье
идеальная роль
матери
состоящие в первом или повторном браке
ролевая структура семьи
1. Алёшина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов.& – М.: ИНФРА, 2001.& – 87 с.
2. Алёшина Ю.Е. Удовлетворённость браком и& межличностное восприятие в& супружеских парах с& разным стажем совместной жизни, автореферат.& – М., 1985.& – 263 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004.& – 244 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова& – М., Педагогика1980.& – 232 с.
5. Араканцева Т.А, Бобылева И.А., Дементьева Н.Ф., Заводилкина О.В. Проблемы детско-родительских отношений в& семьях с& детьми-П 78 инвалидами: Научно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.П. Ивановой.& – М.: ГосНИИ семьи и& воспитания, 2004.& – 128 с.
6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.& – М.: МГУ, 1996.& – 304 с.
7. Груздева В.В. Семья как институт формирования ценностного отношения человека к& миру //Семья в& новых социально-экономических условиях: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (2-10 окт. 1997) / Состав. З.М. Саралиева& – Нижний Новгород: ННГУ, 1998.& – С. 172-179.
8. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к& матери как фактор становления автономии личности в& младшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук.& – М., 2007.
9. Терехина С.А. Образы родительской и& будущей семьи у& девочек-подростков с& делинквентным автореферат& – М., 2006.& – 196 с.
10. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.& – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.& – 512 с.

Известно, что под ролью понимается: социальная функция личности; структурно организованное, нормативно регулируемое участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия; динамический аспект статуса; модель поведения; нормативно одобренные формы поведения; способ поведения людей в отношении с другими людьми [5; 7; 8]. Применительно к семье как социальной группе роли разделяются на: супружеские, родительские, родственно-родительские, семейно-родственные роли. В свою очередь, родительская роль представляет собой функцию личности в семье по отношению к ребенку, соответствующая семейному укладу, принятым в семье нормам поведения, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку родителями. При этом, матери могут исполнять такие родительские роли, как организатор, друг, собеседник, воспитатель и т.д., а отец – роли дисциплинатора, компаньона, советчика, добытчика и т.д. [4].

Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование, удовлетворение потребностей всех ее членов, определяет ведущие семейные ценности, систему отношений власти и подчинения, распределения ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла, влияет на качество внутрисемейных отношений [9].

К сожалению, в последнее время происходит усиление процесса распада семьи как образа жизни в традиционном понимании. Это определяется отсутствием потребности в рождении и воспитании детей, увеличением случаев внутрисемейного насилия, ослаблением традиционных каналов передачи опыта в связи с ухудшением качества связи между поколениями, уклонением от выполнения родительских ролей и т.п. Вследствие этого, современные родители часто оказываются не готовыми к созданию полноценной семьи и выполнению семейных ролей.

В соответствии с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей представлений о родительских ролях у матерей, состоящих в повторном браке в сравнении с матерями, состоящих в первом браке. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что представления о распределении ролях в семье, обязанностях и взаимодействиях членов семьи, об идеальном родителе у матерей, состоящих в первом и повторном браках, совпадают лишь частично и отражают наиболее устойчивые стереотипы в этих представлениях, а также тенденции возможных изменений в функциях отцовской и материнской роли. В частности, матери, состоящие в повторном браках, имеют более реалистичные представления, чем матери, находящиеся в первом браке. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты представлений матерей из разных типов семей содержат доминанты, характеризующие их представления о родительских ролях.

Объектом исследования являются психологические аспекты изучения представлений, предметом – особенности представлений о родительских ролях у матерей, находящихся в первом и повторном браках. Базу исследования составила одна из школ г. Новодвинска Архангельской области. В исследовании приняли участие 50 женщин-матерей в среднем возрасте 33 года, из которых 25 чел. состоят в первом браке, остальные – в повторном.

Для изучения особенностей представлений о родительских ролях у матерей из разных типов семей использован следующий психодиагностический инструментарий: методики «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, «Определение особенностей распределения ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), проективная методика «Незаконченные предложения» [3; 4].

Анализ полученных данных по методике «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой показал, что матери обеих групп считают, что родитель должен быть сильным, счастливым, радостным, отдохнувшим, добрым, практичным, прощающим, бескорыстным, ответственным, доверяющим детям. Он также должен слушать ребенка, воспитывать и помогать ему, но не должен всё решать за детей. При этом, матери, состоящие в первом браке, указывают, что идеальный родитель должен интересоваться детьми, гордится ими, быть опытным, более терпеливым, жить для ребенка, проводить много времени с ним, относиться к детям с пониманием. Но он может также быть безжалостным, считать себя всегда правым, не одобрять поступки ребенка, не хвалить его и не баловать. При этом, у матерей данной группы в представлениях об «идеальном родителе» доминируют поведенческий (39 %) и когнитивный компоненты (38 %) и в меньшей степени – эмоциональный (23 %).

Матери, состоящие в повторном браке, понимают, что идеальный родитель должен хвалить ребенка, баловать, опекать, быть мягким, ласковым, любящим, одобряющим. Но при этом, он не всегда способен быть терпеливым по отношению к нему, не всегда понимает детские желания, иногда кричит на ребенка, не всегда прав по отношению к нему. Также родитель может жить для себя и проводить с ребенком меньше времени. В представлениях респондентов об «идеальном родителе» в равной степени представлены эмоциональный (35 %), когнитивный (35 %) и поведенческий компоненты (30 %).

Различия в представлениях о родительских ролях из разных групп, по нашему мнению, обусловлены отсутствием или, наоборот, наличием опыта развода, поскольку известно, что развод является одним из самых стрессовых ситуаций по силе переживания и требует построения более близких и поддерживающих отношений с ребенком. При этом, матери, состоящие в повторном браке, понимают, что внимание необходимо уделять не только ребенку, но и себе.

Результаты анализа полученных материалов по методике «Определение особенностей распределения ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской выявили, что матери обеих групп считают, что мужчины должны заниматься финансовыми вопросами, так как женщины периодически не могут обеспечивать семью, например, в период декрета и отпуска по уходу за ребенком. Женщины же обязаны заниматься созданием благоприятного эмоционального климата в семье, так как женщина обладает такими качествами как мягкость, доброта, отзывчивость. По мнению респондентов, оба супруга должны организовывать семейную субкультуру, так как семья это единое целое и для благополучного существования им необходимо иметь схожие взгляды на определенные культурные ценности, мировоззрения, вероисповедания, политические убеждения и т.д.

При этом матери, состоящие в первом браке, считают, что воспитание детей и организация досуга – это женская обязанность, так как дети большую часть времени находятся с нею. Роль хозяина семьи, по их мнению, должна распределяться в равной степени между супругами. Матери же, состоящие в повторном браке, считают, что роль хозяина семьи должен исполнять мужчина; воспитанием детей, также как и организацией досуга должны заниматься оба супруга, что свидетельствует о способности женщин данной группы видеть в мужчине главу семьи и разделять с ним родительскую ответственность.

Анализ полученных данных по методике «Неоконченные предложения» показал, что матери обеих групп указывают, что отец для сына должен быть «Авторитетом», «Руководителем» и «Учителем», а для дочери – «Вдохновителем», но не «Авторитетом». При этом, матери, состоящие в первом браке, указывают, что наиболее приоритетными для сына являются роли отца «Вдохновителя», «Эстета» и «Друга» и менее приоритетными «Объединителя» и «Помощника». Для дочери, по их мнению, отец в большей степени должен быть «Руководителем», «Другом» и «Помощником» и в меньшей – «Объединителем», «Эстетом» и «Учителем». Матери, состоящие в повторном браке, считают, что наиболее приоритетными ролями для отца при воспитании сына являются «Объединитель» и «Помощник», а для дочери также «Объединитель», «Эстет» и «Учитель» и не должен быть «Руководителем», «Другом» и «Помощником».

Идеальная мать с точки зрения женщин обеих групп – это, в первую очередь, благоразумная, доверяющая детям и понимающая женщина, во вторую – прощающая и мягкая. При этом, она должна быть «Организатором», «Собеседником», «Другом», «Вдохновителем» и не должна быть «Оппонентом». При этом, матери, состоящие в первом браке, считают, что идеальная мать должна, в первую очередь, признавать ошибки, быть ласковой и любящей и, во вторую, – ответственной, доброй и быть также компаньоном и воспитателем, но не тренером и дисциплинатором. Матери же, состоящие в повторном браке, считают, что идеальная мать должна быть, в первую очередь, ответственной и доброй, а во вторую – признающей ошибки, ласковой и любящей, быть тренером и дисциплинатором, но не быть компаньоном и воспитателем.

Таким образом, представления о распределении ролях в семье, обязанностях и взаимодействиях членов семьи, об идеальном родителе у матерей, состоящих в первом и повторном браках, совпадают лишь частично и отражают устойчивые стереотипы в этих представлениях тенденции возможных изменений в функциях отцовской и материнской роли. В частности, женщины-матери, состоящие в повторном браке считают, что идеальные родители должны выстраивать более близкие и поддерживающие отношения с ребенком, разделять родительскую ответственность друг с другом, могут жить для себя, при этом главой семьи должен быть мужчина. Их представления о родительских ролях являются более реалистичными и адекватными. Так, по их мнению, наиболее приоритетными ролями идеального отца является роль объединителя, а ролями идеальной матери – роли тренера и дисциплинатора. И, наконец, эмоциональный компонент представлений о родительских ролях более выражен у женщин, наряду с когнитивным и поведенческим.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов в практической деятельности психологов и педагогов, сопровождающих женщин на разных этапах материнства.


Библиографическая ссылка

Мокрова Н.Е., Булыгина Т.Б. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЯХ У МАТЕРЕЙ, СОСТОЯЩИХ В ПОВТОРНОМ БРАКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17571 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674