Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕТРИВИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УМНОЖЕНИЯ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ

Чередняков А.А. 1 Горовенко Л.А. 1
1 Армавирский механико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
В статье, наряду с классическими, рассматриваются некоторые нетрадиционные методы умножения целых чисел, приведены примеры вычисления произведений двузначных чисел на базе приведённых методик умножения. По мнению авторов, рассмотренные нетривиальные методымогут быть использованы на уроках школьной математики с целью обучения детей приёмам быстрого счёта. В частности, рассмотрен метод раскладки числа на десятки и единицы. Метод заключается в разбиении обоих множителей на десятки и единицы с последующим перемножением получившихся чисел. Также рассмотрена методика арифметической подгонки. Суть данного метода состоит в приведениисомножителей к «удобному» виду. Этот способ является достаточно распространенным способом счета в уме. Дан анализ достоинств и недостатков описанных методов. Особое внимание уделено японскому способу умножения, который, по мнению авторов, не только прост и понятен, но и может оказаться наиболее эффективным при обучении школьников принципам умножения.
умножение
целое число
1. https://4brain.ru/schitat-v-ume/_japonskoe-kitajskoe-umnozhenie.php.
2. http://takprosto.cc/umnozhenie-chisel-bez-kalkulyatora/.
3. Горовенко Л.А. Некоторые аспекты представления знаний и организации интерфейса в интеллектуальных обучающих системах // Научный потенциал вуза – производству и образованию: сборник трудов по материалам межвузовской научно-производственной конференции, посвящённой 90-летию КубГТУ. – Армавир: Изд. АМТИ, 2008. С. 206-208.
4. Горовенко Л.А. Построение информационно-образовательной среды с элементами искусственного интеллекта: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. тех. наук: (05.13.01) / Горовенко Любовь Алексеевна; [Куб. гос. тех. ун-т]. – Краснодар, 2002. – 24 с.
5. Горовенко Л.А. Экспертно-обучающие системы оценки знаний, умений, навыков как основа компьютерной технологии обучения // Научный потенциал вуза – производству и образованию: сборник трудов по материалам межвузовской научно-производственной конференции, посвящённой 90-летию КубГТУ. – Армавир: Изд. АМТИ, 2008. С. 342-344.
6. Горовенко Л.А., Чередняков А.А. Классические и нетрадиционные методы умножения целых чисел // Сборник докладов победителей и лауреатов XXII студенческой научной конференции АМТИ. Армавир: ООО «Редакция газеты «Армавирский собеседник», подразделение Армавирская типография», 2016. – С. 106-110.
7. Часов К.В. К вопросу об информационной компетентности и инновациях // Международная научно-практическая конференция «Научные исследования. Теория и практика» / спец. выпуск Международного научного журнала «Вестник. Наука и практика» – Вроцлав, Польша, 2012 С. 32-35.

В наше время большинство людей умножают числа либо классическими методами, либо с помощью калькулятора, не предполагая о существовании каких-либо других методов умножения. В данной научной работе рассматриваются способы классического умножения и один из методов нетрадиционного умножения чисел.

Рассмотрим, как можно умножать двузначные числа, используя традиционные методы, которым нас обучают в школе.

Первый способ – раскладка на десятки и единицы [1, 2]. Самым простым для понимания способом умножения двузначных чисел является тот, которому нас научили в школе. Он заключается в разбиении обоих множителей на десятки и единицы с последующим перемножением получившихся чисел. Этот метод достаточно прост, но требует умения удерживать в памяти одновременно сразу несколько чисел и при этом параллельно производить арифметические действия.

Например:

86*37 = (80+6)*(30+7) = 80*30 + 80*7 +

+ 6*7 + 6*30 = 2400 + 560 + 42 + 180 = 3182.

Таким образом, решая пример таким способом, мы совершаем три действия:

1) Разбили множители на десятки и единицы;

2) Перемножили числа, раскрыв скобки, учитывая знаки;

3) Получившиеся значения суммировали и получили ответ.

Проще такие примеры решаются в три действия. Сначала умножаются десятки друг на друга. Потом складываются 2 произведения единиц на десятки. Затем прибавляется произведение единиц. Схематично это можно описать так:

1) 80*30 = 2400 – запоминаем;

2) 80*7 + 6*30 = 740 – запоминаем;

3) (2400 + 740) + 6*7 = 3182 – ответ.

Для максимально быстрого эффекта потребуется хорошее знание таблицы умножения чисел до 10, умение складывать числа (до трехзначных), а также способность быстро переключать внимание с одного действия на другое, держа предыдущий результат в уме.

Второй способ – арифметические подгонки [2]. Приведение примера к удобному виду является достаточно распространенным способом счета в уме. Подгонять пример удобно, когда вам нужно быстро найти примерный или точный ответ.

Например:

49*49 решается так: (49*100)/2-49.

Сначала считается 49 на сто – 4900. Затем 4900 делится на 2, что равняется 2450, затем вычитается 49. Итого 2401.

Этот способ может оказаться эффективнее предыдущего только в случае, если вы владеете устным счетом на базе перемножения двузначных чисел на однозначные и можете держать в уме одновременно несколько результатов. К тому же приходится тратить время на поиск алгоритма решения, а также уходит много внимания за правильным соблюдением этого алгоритма.

И, наконец, рассмотрим один из нетрадиционных для нашей российской школы методов умножения- японский.

Археологами в Японии была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения, которая предположительно была изготовлена в VIII веке. Учёные полагают, что подобные таблицы использовались японскими императорскими чиновниками, которым было необходимо осваивать разные науки, в том числе и арифметику. Обнаруженная табличка – самая древняя из всех найденных в Японии ранее. Интересно, что иероглифы, которыми записаны цифры, по стилю графического начертания очень похожи на те, которые использовались как официальное письмо во времена китайской династии Тан VII-X века. Исходя из этого, ученые предположили, что таблица была скопирована из китайского учебника арифметики того времени, то есть вся японская таблица умножения была заимствована из Китая.

Именно к своим соседям в Китай ездили высокопоставленные японцы каждый год, чтобы перенять у них разные науки, такие как арифметику. Древняя китайская таблица умножения была не из простых, так как включала в себя умножение двузначных чисел друг на друга. Вряд ли все японские чиновники могли выучить такую таблицу наизусть, поэтому и носили с собой на работу что-то вроде шпаргалок, фрагмент одной из которых и представляет собой найденная археологами в Японии табличка.

Итак, японская таблица умножения была заимствована у китайцев, которые, согласно некоторым гипотезам, и были одними из создателей первой арифметической системы, о чем свидетельствуют археологические находки, содержащие фрагменты таблицы умножения, возраст которых ученые оценили в 2700-3000 лет.

Японское умножение помогает не только быстро и эффективно умножать двухзначные и трехзначные числа друг на друга без калькулятора, но и развивает эрудицию. Согласитесь, не каждый сможет похвастаться тем, что на практике владеет древнейшим китайским методом умножения, который актуален и прекрасно работает и в современном мире.

Возьмем пример: 53*37=?

При умножении таким способом необходимо знать, что линии левого числа, в нашем случае (53) – рисуются горизонтально (сверху – вниз), а линии правого числа (37) – рисуются вертикально (слева – направо). Каждая цифра означает количество линий. Приступим к рассмотрению этого метода.

1. 53*37

Первая цифра в числе (53) цифра (5), следовательно, рисуем 5 линий (рис. 1).

cher1.wmf

Рис. 1. 5 линий

2. 53*37

Вторая цифра в числе (53) цифра (3), это значит, рисуем 3 линии, но они будут располагаться уже ниже ранее нарисованных линий (рис. 2).

cher2.wmf

Рис. 2. 3 линии

3. 53*37

Первая цифра в числе (37) цифра (3), рисуем 3 линии, но они будут располагаться уже вертикально

4. 53*37

Вторая цифра в числе (37) цифра (7), рисуем 7 линий, они будут также вертикально расположены и правее (рис. 3).

cher3.wmf

Рис. 3. Изображение числа 37вертикальными линиями

5. Выделяем зоны точек пересечения линий и записываем количество этих точек напротив каждой зоны (рис. 4).

cher4.tif

9 + 35 = 44

Рис. 4. Выделение зон и подсчет пересечений

6. Запишем числа, которые у нас получились: 15, 44, 21.

Если же получились числа с десятками, то делам перенос десятков следующим образом (рис. 5):

cher5.tif

Рис. 5. Перенос десятков

То есть 15 + 4 = 19, 4 + 2 = 6.

Запишем эти числа уже с учетом изменений и получим ответ: 1961.

Проведём сравнительный анализ классических и нетрадиционного метода умножения. Классические методы требуют знание таблицы умножения, постоянное запоминание чисел, чтобы в дальнейшем прийти к правильному ответу. Нетрадиционный метод более легкий, этим методом можно пользоваться, не зная таблицы умножения и без помощи калькулятора, при этом при себе нужно иметь только пишущий предмет и объект, на котором будет проходить визуальное представление. Но, при расчетах больших чисел возникнет проблема: очень много линий.

Результаты исследования используются в качестве контента информационно-образовательной среды кафедры ОНД АМТИ [3-7].


Библиографическая ссылка

Чередняков А.А., Горовенко Л.А. НЕТРИВИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УМНОЖЕНИЯ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17618 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674