Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Яковлева С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Вопросы патриотизма, патриотического воспитания юных граждан остаются актуальными для исследователей всегда. В современном российском обществе, которое существует в условиях кризиса, в осложненных экономических условиях, без сильной объединяющей идеологии, патриотическое воспитание становится одним из важных направлений деятельности государства. Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность государства и общества по созданию условий развития патриотизма. Целью исследования является раскрытие вопросов формирования патриотизма у обучающихся республики, о том, какие создаются условия для развития активного развития граждан в данной сфере. Проводится обзор действующих нормативно-правовых актов по патриотическому воспитанию в республике Саха (Якутия). Анализируется совместная деятельность государственных структур и гражданского общества по культурному, духовному, правовому просвещению детей.
патриотизм
патриотическое воспитание
Отечество
родина
малая родина
родной край
народная культура
традиции
государственная символика
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» / Сайт молодежи. – URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016–2020.html (дата обращения 11.01.2016).
2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3–е изд., исправ. и доп / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
3. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. – Минск, 1991. – 112 с.
4. Путин: патриотизм – «это и есть национальная идея» // ТАСС. Политика. – 2016. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения11.11.2016).
5. Треушников И.А. Философское обоснование российского патриотизма // Аргументы недели. – № 26 (467). – 2015. – С. 10.
6. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. – Минск: ИВЦ Минфина, 1972. – 559 с.
7. Ядрихинская, Л.С. Педагогика межнационального общения / Л.С. Ядрихинская. – Якутск, 2003. – 70 с.

Дж. Байрон писал: «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Патриотизм – это нравственное начало человека, которое выражается в его любви и преданности родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость [5].

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [3].

По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [4].

Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [6].

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, в готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [7].

Президент РФ В.В. Путин объявил патриотизм объединяющей идеей – национальной идеей [2]. А так же, он обозначил, что патриотизм не есть идеология и не существует его интеграции в структуры российского общества.

В целях формирования патриотического сознания граждан в республике Саха (Якутия) реализуются:

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» – предполагает совместную деятельность государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем развития патриотизма и придания ей новой динамики. Основной целью Программы является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение её в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе.

– Концепция патриотического воспитания обучающихся в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 гг. – документ, выражающий государственную политику в области патриотического воспитания юных граждан республики. Она была разработана по инициативе Министерства образования Республики Саха (Якутия), военного комиссариата PC (Я), Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) и общественных организаций в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Саха (Якутии), Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 гг.» (Утв. Пост. Прав. РФ от 5.10.2010. №795), Конвенцией о правах ребенка и нормативно-правовыми актами по образованию в условиях внедрения ФГОС нового поколения. В Концепции указано, что патриотическое воспитание юных граждан состоит в воспитании единства трехуровневой идентичности: общегражданской – российской, региональной – якутян и локальной – представителя конкретного территориального социума – улуса и поселения (города, села, поселка).

В Концепции сформулированы вопросы патриотического воспитания, в том числе и правового образования, их цели, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма у обучающихся в современных условиях.

Для формирования патриотизма у обучающихся республики создаются условия для их активной деятельности в соответствии с основными направлениями системы патриотического воспитания:

– познавательно-культурное:

по изучению истории России и Якутии, культур народов Якутии и родного улуса, района, города, села, поселка, помимо уроков в школах, ежегодно проводятся различные конкурсы, например, республиканский фестиваль интеллектуальных игр, республиканский детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы», республиканский фестиваль студий и театров моды «Сияние Севера», республиканская выставка прикладного творчества обучающихся «Радуга Севера».

– воспитание правовой культуры юных граждан:

для развития правовой культуры детей через систему гражданско-правового образования реализуется Концепция повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы.

По воспитанию обучающихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального й воинского долга проводятся следующие конкурсы:

С 2013 года республиканский конкурс программ (проектов) по правовому просвещению детей. Целью данного конкурса является повышение качества и эффективности правового образования и воспитания детей и молодежи на территории Республики Саха (Якутия). Всего за этот период было представлено 35 программ (проектов).

С 2008 года проводится республиканский этап Всероссийского конкурса детских и молодёжных социальных проектов «Я – гражданин».

Конкурс проводится с целью вовлечения обучающихся образовательных учреждений в общественно-полезную социальную деятельность, формирования у молодых граждан активной гражданской позиции. Всего за этот период было представлено 112 социальных проектов на участие в конкурсе.

13 апреля 2015 года подведены итоги Республиканского заочного конкурса на лучшую программу просветительской работы с родителями. Конкурс проводится с Целью повышения статуса общеобразовательных учреждений, эффективно работающих в области духовно-нравственного образования и родительского просвещения. Всего для участия было принято 10 работ.

На базе лагеря «Кэскил» ежегодно проводится смена «Юный правовед». Занятия проводят сотрудники Государственного комитета юстиции PC (Я), Уполномоченного по правам ребенка PC (Я), Детская общественная организация клуб «Фемида» г. Якутска.

Военно-патриотическое:

– разрабатываются методические рекомендации к предметным урокам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы»;

– ежегодно проводится военно-спортивная игра «Снежный барс», который охватывает около 3245 учащихся на улусных этапах и более 600 детей на региональных этапах. 154 победителя съезжаются на республиканский финал. В этом году команда – победитель ВСИ «Снежный барс» ВПК «Пламя» Чернышевской СОШ Вилюйского улуса (рук. Протопопов В.В.) достойно представила республику в Финале Всероссийской ВСИ «Победа» в г. Севастополе, заняв-7 место из 44 регионов РФ.

Обеспечение нормативно-правовой базы и модернизация материально-технической базы патриотического воспитания:

– в 2011 году на Коллегии Министерства образования РС(Я) была утверждена «Концепция – патриотического воспитания обучающихся в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 гг.».

– 19 июня 2015 года подписано Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) № 653–р «О проведении 5–дневных учебно-полевых сборов с обучающимися образовательных организаций, среднего (полного) общего образования и обучающимися профессиональных образовательных организаций среднего Профессионального образования Республики Саха (Якутия)».

Патриотическое воспитание интегрируется в республике начиная с дошкольного возраста и активно поддерживается органами местного самоуправления. Интересен опыт педагогического коллектива Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №43 «Улыбка» Городского округа «город Якутск». Педагогический коллектив разработал и успешно апробирует проект по патриотическому воспитанию. Он построен на принципе комплексности и включает в себя работу не только с детьми, но и с родителями, педагогами детского сада целенаправленно, повышая уровень педагогической культуры. Дети, родители и педагоги, участники образовательного процесса вовлечены в воспитание патриотизма.

Осуществление логической последовательности этапов работы ДОО:

– передача детям знаний о родном крае (взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и формах работы);

– формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;

– организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т. д.).

Начальные знания о родине, представления о своей республике, культуре, традициях, обычаях дети легко получают в стенах ДОО. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т.д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса. Так, в детском саду успешно работают несколько кружков и студий с краеведческой и этнокультурной направленности

Хомус, тойук, осуохай, олонхо, песенное творчество. Возраст: 5–7 лет.

Якутское устное народное творчество. Руководитель: Степанова Р.С. Возраст 5–6 лет.

Якутские народные игры. Руководитель: Атасыкова М.П.. Возраст: 5– 7 лет

Обучение разговорному якутскому языку. Руководитель: Кобелева Л.Ю. «Программа обучения разговорному языку в русскоязычных детских садах» под редакцией В.М. Петровой, Е.М. Сергеевой. Ю.И. Трофимовой. Возраст 4–6 лет

Изостудия. Руководитель Андреева В.Н. Программа «Тосхол» под ред М.Н. Харитоновой. Возраст 5–7 лет.

Результатом посещения кружков с этнокультурной направленностью являются многочисленные достижения наших воспитанников на городских конкурсах и смотрах. «Туой, Хомус! Дуорай, тойук», «Олонхо глазами детей».

Ежегодно в детском саду проводятся мероприятия с этнокультурной направленностью, в которых воспитанники знакомятся с историей и культурой народа саха.

В каждой группе проходят тематические мероприятия, посвященные Дню Республики Саха (Якутия).

В июне в детском саду празднуют якутский национальный праздник «Ысыах». Мероприятие начинается с традиционного якутского обряда – алгыс. Праздничный концерт с участием кружков с этнокультурной направленностью становится главным событием завершения учебного года. Кульминацией всего праздника становится общий осуохай, в котором принимают участие дети, родители и сами педагоги.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Эти особенности делают возможным воспитание у детей любви к родному краю. Педагог Лахтачева В.П., отличник образования PC (Я), проводит работу с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с русскими народными костюмами. Примечательно то, что занятие начинается с вводной беседы о республике, России, ее народах:

– Ребята, как называем мы наш родной край, в котором мы родились, живем и растем?

– Вы любите свой родной край, свою республику?

– За что вы её любите?

– Какой город является столицей нашей республики?

– Ребята, а вы знаете, что наша республика является только частью нашей большой необъятной страны, имя которой?

– Какой город является столицей России?

– Коренной народ нашей республики- якуты, а коренной народ России- русские. Но какой бы национальности мы не были- мы можем с гордостью сказать, что все мы Россияне. (Звучит русская народная мелодия).

Таким образом, поддерживается понимание двухуровневой идентичности юных граждан республики: жителей Якутии и России.


Библиографическая ссылка

Яковлева С.С. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17657 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674