Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА

Жанибекова Г.О. 1 Жолбарыс А.Н. 1 Жунисбекова Ж.А. 1 Койшибаева Н.И. 1 Изтаев Ж.Д. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова
Данная статья посвящена одной из актуальных тем современного общественного сознания – психологии успеха. В психоанализе успех в жизни – это гомеостатический баланс в процессе удовлетворения инстинктивных потребностей. В приведенном определении нетрудно заметить, что психологи, придерживающиеся такого направления, уделяют особое внимание равновесию между текущими результатами и потребностями, а не свершившемуся факту достижения той или иной цели. Это и понятно, ведь все мы знаем, что успех в бизнесе, в личной жизни, в творчестве – сущность постоянно ускользающая. Стоит только констатировать, что определенная цель достигнута, как ценность ее стремительно падает, а ей на смену приходят другие задачи и направления для развития. При этом имеют значение не только достижения, но и уровень потребностей. То, что для одного успех всей жизни, для другого может быть только первым шагом. И только разумный баланс позволяет почувствовать этот самый успех и, как следствие, испытать счастье от хотя бы сиюминутного обладания им.
успех
виды успеха
критерии оценки
социальная роль
адаптация
1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Нижний Новгород: Совместное Российско-австралийское предприятие «АЙ КЬЮ», 1994. – 170 с.
2. Акмеология: Учебник. / Под общ.ред.А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424 с.
3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.
4. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или Как интересно преподавать: Учебное пособие. – Алматы, 2009. – 344 с.
5. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

В психоанализе успех в жизни – это гомеостатический баланс в процессе удовлетворения инстинктивных потребностей. В приведенном определении нетрудно заметить, что психологи, придерживающиеся такого направления, уделяют особое внимание равновесию между текущими результатами и потребностями, а не свершившемуся факту достижения той или иной цели. Это и понятно, ведь все мы знаем, что успех в бизнесе, в личной жизни, в творчестве – сущность постоянно ускользающая. Стоит только констатировать, что определенная цель достигнута, как ценность ее стремительно падает, а ей на смену приходят другие задачи и направления для развития. При этом имеют значение не только достижения, но и уровень потребностей. То, что для одного успех всей жизни, для другого может быть только первым шагом. И только разумный баланс позволяет почувствовать этот самый успех и, как следствие, испытать счастье от хотя бы сиюминутного обладания им. В чем может проявляться успех:

В изучении навыков — приобрести какой-нибудь навык: вождение автомобиля, выучить иностранный язык, научиться готовить суши и т.д.

Психологический успех — похож на выше сказанное, но относится к личности человека: стать добрее, трудолюбивее, побороть вредную привычку (на практике – мало кто оценит, если вы вдруг бросите пить, перестанете ковыряться в носу но данный вид успеха, пожалуй, самый трудоемкий, иногда не возможный, но и является главенствующим, порой необходимым для всех других видов успеха.

Карьерный успех — карьерный рост, «трудоголизм с высокой отдачей»…, очень легко понять, что нужно, чтоб добиться высот в этом, но: «но лень», «а мне за это мало платят», не хватает банальной мотивации к работе.

Позитивизм — положительное впечатление о жизни, такой человек ничего особенного и не решил в своей жизни – просто он бывает счастливее чаше остальных, вне особых причин.

И в зависимости от того в каком деле вы хотите стать успешным человеком – нужно применять свой подход, свою постановку целей и планирование будущих действий, свою мотивацию и соответствующие действия.

Замечено, что человек успешен в одной области, может быть полным неудачником в другой.

Также замечено, успех в чем-либо может быть автоматическим или естественным.

Успех – значительная выполненная работа или задача, положительное эмоциональное состояние от ее завершенности, или/и признание ее значения в глазах окружающих.

Такое на первый взгляд простое и понятное явление как социальный успех, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма и весьма туманным и неопределенным. В многочисленных дискуссиях на эту тему обнаруживается широчайший спектр мнений, расходящихся до противоположности. Это не случайно, ведь мощная пропаганда в СМИ вносит в этот вопрос массу заблуждений и дезинформации. Почему так происходит, мы разберемся дальше, а пока попробуйте задать себе простой вопрос: в чем состоит социальный успех? Как его определить? Что может являться его мерой: материальный достаток, известность, какие-то заслуги? Всегда ли социальный успех означает личный успех? Как они соотносятся? Есть ли объективные признаки такого успеха, и как их определить, если они существуют? Может быть, это понятие исключительно индивидуальное?

Очевидно только то, что у столь многогранного понятия и критерии оценки должны быть комплексными и взаимосвязанными.

Изначально следует определиться, что объективные характеристики социального успеха есть. Общество существует независимо от представлений индивида о самом себе и, следовательно, оно объективно. Точно то же самое можно сказать про стратификацию общества и его иерархическую структуру. Каждый из нас, в ежедневном взаимодействии играет совершенно определенную социальную роль. Эта роль может соответствовать или не соответствовать желаниям личности, ее потребностям или устремлениям. Важно то, что роли эти исполняются вне зависимости от отношения к ним индивида, и определяются в процессе социального взаимодействия [1]. Рассмотрим этот процесс подробнее.

Каждый вновь появившийся член общества либо в него интегрируется, либо нет. Интеграция человека в общество называется адаптацией. Суть адаптации заключается во взаимной увязке желаний индивида с желаниями всех окружающих его представителей общества. Адаптацию можно считать завершенной, когда найден устойчивый в течение длительного времени баланс интересов личности и общества в процессе их взаимодействия. Возвращаясь к социальным ролям, можно сказать, что результатом адаптации становится получение и успешное выполнение личностью определенной социальной роли.

Само собой разумеется, что разные социальные роли имеют какие-то принципиальные различия. Следовательно, задачу изучения социального успеха можно свести к нахождению этих принципиальных различий в социальных ролях. А задачу поиска путей к такому успеху – к поиску способов изменения личностью своей социальной роли по собственной воле. Эта оговорка не случайна и имеет, как мы увидим позже, определяющее значение.

Итак, первый вывод состоит в том, что социальный успех представляет собой успешную адаптацию в обществе, достигаемую по собственной воле личности. 

Прежде чем, перейти к представлению социального успеха как целостной системы, рассмотрим его  различные аспекты и теоретическое представление данных аспектов.

Говоря об успехе как разновидности счастья [2], необходимо указать, что, например, в философской традиции античного эвдемонизма высшим благом и конечной целью всей человеческой жизни считался не успех, а именно счастье. На первый взгляд, различия между ними не столь существенны. Однако, рассматривая счастье сквозь призму аристотелевской этики, становится очевидным, что счастье – приобретенное благо, результат кропотливых усилий человека, а успех – сопутствующее результату уважение людей, признание и почести. Именно почести в античной философии служили внешним выражением счастья и определяли меру успеха.

Если подходить к успеху как удаче, то можно отметить, что в трудах античных философов удача рассматривалась как нечто, что не является результатом достойного поведения человека и его продуманных действий. Человек получает благо, на которое он не рассчитывает, ибо «получить благо свойственно случайной удаче; получить что-то хорошее – это счастливая случайность в ее чистом виде». По мнению Аристотеля, удача всегда есть то, «что нам не подчинено, в чем мы не властны, и чего сами сделать не в силах». Удача характеризуется иррациональностью и непредсказуемостью. Греки изображали удачу с длинной челкой и выбритым затылком, ориентируясь на то, чтобы успеть схватить удачу за чуб, когда она повернулась к вам лицом. При этом они отрицают удачу как достойное жизненное проявление, что  связано с античными идеалами добродетельного человека, заслужившего успех не благородством происхождения, а своими собственными заслугами, индивидуальными достижениями и усилиями.

Эпоха Нового времени  усилила  данные требования к человеку, побуждая его бороться с трудностями на пути к успеху собственными силами, умом и талантами. Данная культурная эпоха с его культом здравого смысла и земного существования также не приемлет удачу. При этом мыслители данного периода отмечают созидающий потенциал в том числе и неуспеха, который позволяет человеку обрести реализм восприятия, признать свои достоинства и недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и уверенность в собственных силах.

Но наряду с такой позицией в данный исторический период наблюдается признание успеха как удачи. Мы считаем, что недостаточно полагаемся на провидение и рассчитываем на свои силы больше, чем имеем на то право. Потому-то начинания наши так редко венчаются успехом. В таком подходе проявляется фатализм, отмечается некоторое перекладывание ответственности человека за свои ошибки на волю случая. Полагаясь на провидение больше, чем на самого себя, человек всегда будет склонен воспринимать успех как удачу, хотя это не исключает возможности понимания успеха как результата человеческих усилий, а не «божественного замысла».

Примечательно, что в России понимание успеха как удачи укоренилось очень крепко, до сих пор во многих серьезных научных исследованиях используется слово «удача» как синоним слова «успех». Хотя, все же большинство авторов, подчеркивая взаимозависимость данных процессов, не отождествляют их, указывая на отличительные особенности в их проявлении. Так, российскими исследователями успеха В.И. Бакштановским, Ю.В. Согомоновым, В.А. Чуриловым, фиксируется момент непредсказуемости удачи и, со ссылкой на словарь В.Даля, дается определение удачи как того, что «само далось». То есть утверждается, что удача есть везение как таковое, что она представляет собой результат, не зависящий от целенаправленных действий человека [3].

Не менее значимым для понимания сущности успеха является представление успеха как характеристики человеческой деятельности, как показателя достижения поставленных целей деятельности. По мнению ряда авторов, сам успех, его достижение могут стать целью деятельности.

Еще один аспект данного многозначного понятия фиксируется в представлениях об успехе как форме самореализации личности.

Если успех мы понимаем как форму самореализации личности, то достижение успеха ставится в зависимость от особенностей характера личности, от уровня ее самосознания, представлений о самореализации, от значимости сфер, в которых может себя реализовать личность, от ее социальной позиции. Подход к успеху как к форме самореализации личности важен, так как причиной успеха, с точки зрения такого подхода выступает сам человек, его способности в достижении результата. Успех «не является лишь механизмом подкрепления усилий личности в процессе ее самореализации. В успехе существенна роль самой личности, ее самооценки, стремления к самоутверждению». К тому же в данной философской трактовке содержание успеха не сводится к его пониманию в контексте бихевиоризма, не оценивается в терминах «стимул-реакция». Данная трактовка акцентирует внимание на праве человека на свободу выбора целей и средств их достижения и факте ответственности за них.

Анализ успеха в контексте идеи самореализации и жизненной стратегии личности проводится как российскими (К.А. Абульханова-Славская, С.С. Гиль, К.В. Паталаха), так и зарубежными авторами (А. Адлер, Дж. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерс). А. Маслоу, например, трактовал самореализацию как ведущую потребность и причину достижения успеха. С.С. Гиль видит самореализацию средством достижения успеха. В контексте самореализации личности успех достаточно часто рассматривается в качестве критерия эффективности адаптации человека к окружающей среде [4].

Для социологии значимым представляется понимание успеха как общественного одобрения чьих-либо достижений, как высокой оценки человека обществом, как его социальный статус, материальный уровень жизни, внимание со стороны общества.

Данный тип успеха в классификации Г.Л. Тульчинского представлен как место человека в общественной иерархии. В подобной трактовке в возможно рассматривать зависимость между процессом достижения успеха и типом общественной системы, в которой реализует себя социальный субъект.

В индустриальном обществе успех понимается как результат собственных усилий, достижений личности, включает ответственность человека за свои достижения и промахи, за свободу выбора целей и средств. Ориентируясь на успех, человек приносит  благо себе, но и другим, пусть даже не испытывая расположения к ним, а лишь являя почтение по отношению к долгу и социальным правилам. В буржуазном обществе успех – это, прежде всего, материальное и земное понятие, реализуемое в таких сферах как экономика и политика, однако предполагающее не только получение некоторых материальных благ, либо признание в сфере публичной политики, но и самоуважение, и уважение со стороны общества, основанное на добродетельном поведении [5].

Подводя итог вышесказанному, еще раз отметим, что трактовка успеха противоречива и многообразна. Однако, что бы ни являлось основой стремления к успеху – «мотив страдания», «избегание неудач» или «мотив достижения», успех всегда представляет собой сложное многоплановое явления социальной действительности, имеет результирующий характер, является следствием реализации социально-одобряемых и личностно-значимых целей, в значительной степени определяет поведение социальных субъектов и структурирует социальную реальность.

Безусловно, такое явление как успех достаточно часто выступает предметом научного анализа, но чаще всего данный анализ проводится не применительно к проблеме общественного бытия социального субъекта в целом, не как понятие, описывающее и структурирующее жизненное пространство как индивидуального, так и группового социального субъекта, не как показатель эффективности социальной системы в целом. Чаще успех рассматривается в более узком плане: как успех конкретного действия, успех деятельности, как правило, производственной или учебной.

 


Библиографическая ссылка

Жанибекова Г.О., Жолбарыс А.Н., Жунисбекова Ж.А., Койшибаева Н.И., Изтаев Ж.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17835 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674