Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Крашенинникова П.А. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Статья посвящена изучению проблем формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Актуальность изучения данной проблемы связана с развитием готовности ребенка к эффективному коммуникативному взаимодействию с окружающим миром и развитию способности восприятия, понимания другого человека. На основе анализа научной и методической литературы авторы статьи выделяют основные аспекты коммуникативных умений младших школьников, рассматривают основные направления работы по развитию коммуникативных качеств детей. Выделяют методы и приемы, которые используют учителя начальных классов, педагоги-психологи в развитии коммуникативных умений младших школьников Авторы подчеркивают, что степень сформированности коммуникативных умений у младшего школьника в дальнейшем может влиять не только на результативность его обучения, но и на процесс социализации, развития личности в целом.
коммуникативные умения и навыки
младший школьник
методы и приемы
навыки взаимодействия с окружающими
1. ФГОС НОО. Режим доступа: http://sch10.rybadm.ru/1/docum/fgos_noo_2015.pdf
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
3. Иванова Т. В. Игровые обучающие ситуации - нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/642563/
4. Арефьева О. М. Дидактические игры для формирования коммуникативных универсальных учебных умений. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/627645/
5. Адлер Г. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/657463/
6. Костенко Е. Н. Развитие коммуникативных умений у детей через игры-занятия с элементами тренинга. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/503175/
7. Немтышкина Г. А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/585494/
8. Юрченко Л. А. Лексические упражнения как эффективное средство развития монологической речи младших школьников. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/657739/
9. Брякотнина И. А.. Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5–6 лет. Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/595153/

На современном этапе развития общества формирование навыков эффективного коммуникативного взаимодействия с окружающим миром является необходимым условием развития социально-активной личности, которая умеет продуктивно сотрудничать с другими людьми.

Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, тем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется продуктивное взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативных навыков и умений.  

Данная проблема находит отражение в государственных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется внимание формированию у младших школьников умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умению выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [1].

В научной литературе изучены такие аспекты проблемы общения, как коммуникативное взаимодействие, формирование коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций психологии и педагогики. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах ученых В. Л. Анисимовой, Л. С. Выготского, И. А. Зимней,  В. И. Капинос, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейн, М. С. Соловейчик и др. Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Но, в данных работах мало затрагиваются приемы, направленные на формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

Анализ научной литературы позволяет выделить общие коммуникативные умения, ведущие к выработке соответствующих навыков у младших школьников: умение ясно и четко излагать мысли, ставить вопросы; умение взаимодействовать в процессе общения; внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы; умение понять чувства и настроение другого человека, комментировать высказывания собеседников и аргументировать, доказывать свое мнение в группе; адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. С. Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [2].  

Таким образом, коммуникативные умения - это непростые и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Коммуникативные умения являются осознанными коммуникативными действиями детей, что подтверждается способностью школьника строить свое общение в соответствии с поставленными задачами, адекватно подстраиваясь к коммуникативной ситуации и партнерам, анализируя и оценивая коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми.

Получается, что коммуникативные умения подразумевают знания, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий. Поэтому главная цель активизации общения заключается в формировании коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, обеспечивающей активную речевую среду.

Анализ методической литературы позволяет делать выводы о том, что коммуникативное развитие младших школьников идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания); качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи); создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно-предметного взаимодействия учащихся друг с другом с целью овладения коммуникативными умениями и навыками.

Наряду с развитием коммуникативных умений в методической литературе особое внимание уделяется развитию коммуникативных качеств младших школьников, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации. К ним относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, чистота и выразительность речи.

Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников является одной из основных и наиболее важных задач образования, поскольку помогает вести продуктивный диалог на элементарном уровне, поддерживать контакт, общение, слушать собеседника, пользоваться приемами слушания, оценивать правильность речи.

Анализ педагогической и методической литературы позволяет нам выделить методы и приемы, которые используют учителя начальных классов, педагоги-психологи в развитии коммуникативных навыков младших школьников [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]:

1) метод беседы, направленный на организацию активной речевой деятельности (Т. В. Иванова, О. А. Колосова, Н. В. Угрына, О. А. Черкашина и др.);

2) сюжетно-ролевые, языковые, дидактические и психологические игры, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков (О. М. Арефьева, Г. Б. Адлер, Э. В. Ивченко, Е. Н. Костенко, А. И.  Фоменко и др.);

3) упражнения, направленные на обогащение словарного запаса, навыков диалогической и монологической речи (А.А. Капустина, Г. А. Немтышкина, Л. А. Юрченко и др.);

4) использование различных форм индивидуальной, групповой, коллективной деятельности (дебаты, проектная деятельность, конференции) для выполнения творческих работ (Э. В. Ивченко, М. С. Ларина, С. А. Мезенцева, Е. А. Обухова, В. П. Чернятина, Н. Н. Чупахина и др.);

5) дыхательная и артикуляционная и гимнастика с проговариванием чистоговорок и скороговорок (И. А. Брякотнина, Н. Л. Гаврилицэ, Н. И. Конченко и др.);

6) инсценировки сказок, мастерская выразительного чтения, литературная гостиная (М. Г. Бахарева, О. В. Добрынина, Э. В. Ивченко и др.);

7) коммуникативные ситуации, дискуссии, направленные на применение полученных коммуникативных умений и повышение внутренней активности детей (Н. А. Амельченкова, С. В. Любова, О. В. Оськина и др.).

Следовательно, формирование коммуникативных умений младших школьников происходит в активной речевой деятельности, которая подразумевает проведение уроков с использованием различных упражнений, игр, бесед, речевых ситуаций. Также процесс формирования коммуникативных качеств младшего школьника может быть организовано различными видами учебной и внеучебной деятельности, как групповая, коллективно-творческая (инсценирование сказок, проектная деятельность, конференции, дебаты, дискуссии) и т. д. Благодаря данным видам деятельности на уроках достигается максимальная коммуникативная активность школьников, а степень сформированности данных умений влияет в дальнейшем не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.


Библиографическая ссылка

Крашенинникова П.А., Николаева И.И. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17865 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674