Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Булаева М.Н. 1 Калинкина К.В. 1 Ушилова К.В. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Данная работа посвящается обоснованию необходимости формирования и развития системы непрерывного образования взрослых обучающихся, которая обуславливает непрерывный рост объема информации в науке, технике, культуре и всех остальных сферах человеческой деятельности. Внимание акцентируется на формирующейся социальной необходимости в непрерывности образования (самообразования) для людей всех возрастных категорий (включая самые старшие). Главным признаком перехода человеческой личности в состояние «взрослости» является переход к самостоятельному обеспечению своих материальных потребностей через собственную трудовую деятельность. В статье называются и кратко анализируются основные особенности процесса, и раскрывается понятие «непрерывного образования». Особо пристальное внимание обращено на имеющиеся проблемы, затрудняющие непрерывное образование, и требующие внесения изменений в подходы к содержанию данного процесса и его организации. Предлагаются средства и методы устранения существующих проблем, затрудняющих непрерывное образование взрослых обучающихся.
непрерывное образование
образование взрослых
содержание образования
специфика
проблемы непрерывного образования взрослых
1. Байбородова, Л.В. Основополагающие идеи подготовки кадров для сферы дополнительного образования /Л.В. Байбородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная монография / под науч. ред. А.В. Золотаревой.- Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014.- С.116.
2. Байбородова, Л.В. Проблемы теории и практики использования педагогических технологий в образовании / Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник.-2015.-№2.-С.69-76.
3. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Джон Дьюи; перевод. с англ.-М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.
4. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев.-М.: ПЕР СЭ, 2007.-280 с.
5. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / А.М. Новиков.- М.: Эгвевс,2000.-С.124.
6. Подкосова, Я. Г. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении / Я.Г. Подкосова, О.О. Варламов, А.В. Остроух и др.// Вопросы современной науки и практики.- 2011.-№ 2 ( 33).-С.104-111.
7. Селиванов, В.В., Селиванова Л.Н. Эффективность использования виртуальных реальностей при обучении в юношеском и взрослом возрасте / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Непрерывное образование: ХХI век.- Выпуск 1(9).-2015.

Согласно концепции непрерывного образования, образование нельзя рассматривать, как статичное состояние или завершенный процесс. Предполагается, что человеку на протяжении всей своей жизни необходимо (и возможно) продолжать целенаправленную деятельность по расширению и углублению знаний, (как связанных со своей сферой деятельности, так и направленных на повышение общекультурного уровня и расширение кругозора), совершенствованию имеющихся навыков и умений и обретению новых компетенций.

Основы данной концепции были заложены ещё в трудах З. Баумана, П. Фрейре и, разумеется, Дж. Дьюи, которым в таких работах, как «Школа и общество», Демократия образования» и «Опыт и образования» была сформирована категориальная система определений и понятий, в рамках которой и был описан образовательный процесс [3, с. 70].

В настоящее время понятию «непрерывного образования» не дается однозначного общепринятого определения. Чаще всего, данным термином обозначается процесс непрерывного творческого развития человеческой личности и увеличения багажа знаний человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим, главный аспект изменения образовательной системы заключается в отказе от парадигмы «образования на всю жизнь» (как завершенного в какой-то жизненный период процесса). На смену ей должна прийти парадигма «образования сквозь всю жизнь». То есть образование из завершаемого процесса с каким-то конечным результатом должно трансформироваться в основное средство для непрерывного развития человека (и связанной с этим деятельности) в течение всей его жизни.  

Условия жесткой конкуренции при рыночной модели экономики вынуждают человека непрерывно совершенствовать свой профессиональный уровень, в т.ч. и посредством постоянной учебы в рамках имеющейся компетенции, а также в целях освоения (приобретения) новых компетенций для возможного расширения или изменения своей сферы профессиональной деятельности. Концепция непрерывного образования предполагает наличие преемственности образовательной деятельности при смене её видов, а также вовлеченность человека в процесс образования на всех этапах развития его личности [1, c. 116].

 Под непрерывным образованием следует понимать, продолжающуюся в течение всей жизни человека, целенаправленную и систематизированную деятельность по углублению и расширению познаний, совершенствованию и количественному увеличению различных навыков и умений [4, с. 90]. При этом такая деятельность может осуществляться как в учебных организациях любого типа и профиля, так и самостоятельно. Таким образом, формируемая система непрерывного образования должна охватить весь образовательный процесс. В неё должны быть вовлечены все виды образовательных организаций от детских (дошкольных) до ВУЗов всех типов, а также такие формы как аспирантура, докторантура и т.д. Сюда же следует включить и другие формы получения знаний и совершенствования (расширение перечня) навыков и умений, таких как различные целевые курсы (например, языковые), курсы повышения квалификации, различные виды стажировок, лекционные циклы и т.д.

Главным признаком перехода человеческой личности в состояние «взрослости» является переход к самостоятельному обеспечению своих материальных потребностей через собственную трудовую деятельность. Предыдущие жизненные периоды (детство, отрочество, частично юность) можно рассматривать, как последовательные этапы подготовки к самостоятельной взрослой жизни, основным признаком которой является самостоятельная трудовая деятельность. Соответственно, основным признаком повзрослевшей личности является наличие цельной позиции в отношении окружающего мира, способности к принятию ответственных и самостоятельных решений, определяющих его жизненный путь и дальнейшее развитие во всех аспектах жизни (профессиональном, личном, общественном и т.д.).

Ознакомившись с разными мнениями и обобщив их, можно выделить перечень основных целей и задач, достижимых и решаемых посредством непрерывного образования взрослых. Он будет выглядеть следующим образом:

- увеличение багажа знаний и развитие познавательных способностей для повышения уровня достоверности картины мира и адекватности мировосприятия;

- развитие и совершенствование творческих способностей и психоэмоциональных качеств;

- расширение области участия в жизни социума и совершенствование системы социальных ценностей;

- совершенствование и расширение профессиональной компетенции;

- развитие коммуникативных качеств;

- расширения багажа знаний и перечня умения для повышения успешности взаимодействия с социумом.

Процесс непрерывного образования предусматривает постоянный рост багажа знаний, причем, не только количественный, но и качественный, с углублением в изучаемые дисциплины вплоть до ознакомления с последними научными достижениями и их осмыслением. Данный подход предполагает наличие особого склада и качеств мышления (критичность, наличие аналитических способностей, умение соотнести теоретические знания с их практическим применением и т.д.), а также, способности к сотрудничеству с другими людьми в различных сферах деятельности, в т.ч. и в познавательной. Специфические особенности позиции взрослого обучающегося относительно его дальнейшего образования:

- наличие мотивации к продолжению своего образования;

- наличие определенного жизненного опыта, способного быть источником материала для обучения его самого и его окружения;

- наличие стремления к решению своих жизненных задач и достижения конкретных целей через повышение уровня своего образования;  

- наличие стремления реализовать полученные теоретические знания (умения и т.д.) на практике;

- наличие условий (бытовых, социальных и т.д.), мотивирующих взрослых обучающихся к дальнейшей учебе.

- понимание взрослыми своих специфических черт, как объектов обучения и субъектов учебы (психофизиологические моменты, волевые качества и т.д.)

- адекватная самооценка своих учебных качеств;

- возможность выстроить индивидуальный маршрут своего дальнейшего образования и самоопределиться в образовательном пространстве;

- самостоятельный выбор формы дальнейшего образования.  

Для взрослого обучающегося продолжение его образование всегда будет иметь некоторые черты самообразования, в частности, самонаправляемость и саморегулируемость. Это, кроме прочего значит и то, что культурные ценности должны преобразоваться в личностные. Разумеется, при формировании системы ценностей, помимо специально разработанных форм обучения взрослых играют важную роль и СМИ. Этим обусловлен рост актуальности вопросов, связанных с проработкой аксиологических аспектов образования и культуры.

Вопросы, которые, на наш взгляд, в связи с этим требуют дальнейшего изучения, можно сформулировать так:

  • исследование ценностного значения знаний в разных демографических группах;
  • учет результатов таких исследований в системе организованного обучения взрослых и в организации массовой пропаганды повышения образовательного уровня;
  • интенсификация развития андрагогики (теория обучения взрослых) [5, с. 124];
  • формирование (совершенствование) у обучаемых навыков самообразования, а также условий, мотивирующих людей на получение новых знаний, непрерывного совершенствования своего профессионального и повышения культурного уровня.
  • формирование у людей образовательных потребностей по следующим направлениям:

- социально-ролевому (включая профессиональное,  общественное, семейное),

- общеобразовательное,

- общекультурное и развивающее (ЗОЖ, развитие личности и т.д.);

  • обеспечить доступность продолжения образования, устранив зависимость от таких факторов, как уровень доходов, место проживания и т.д.
  • создание информационной среды и формирование соответствующей культуры у людей старших возрастных категорий;
  • создание и постоянное совершенствование системы доступного и высококачественного дистанционного образования для взрослых;
  • реализация возможностей таких образовательных практик и дисциплин, как образовательный менеджмент и педагогическая валеология;
  • обеспечение научно-методической поддержки реализации концепции непрерывного образования с созданием необходимых структур (методические центры и т.п.);
  • выработка стратегий и конкретных шагов по удовлетворению образовательных потребностей приоритетных групп, таких как взрослые сельские жители, люди старших возрастных категорий, мигранты, инвалиды, малочисленные народности, этнические, религиозные, культурные и языковые меньшинства;
  • выработка и реализация мер по вовлечению в непрерывное образование маргинальных и уязвимых групп населения;
  • развитие международного сотрудничества по совершенствованию непрерывного образования взрослых (обмен опытом, сертификация и т.д.).
  • создание условий, мотивирующих бизнес-структуры на всемерное развитие корпоративного обучения и профессионального совершенствования сотрудников и персонала всех уровней от топ менеджмента до рядовых работников;  
  • развитие и расширение спектра технологий, использующихся для обучения взрослых в направлении формирования у них субъектности относительно выстраивания и маршрутизации своего дальнейшего образования [2, с. 69];
  • всемерное развитие открытых образовательных ресурсов и обеспечение к ним доступа всех категорий населения [6, 7];
  • развитие академической мобильности, как социального партнерства субъектов, работающих в образовательной сфере.

В заключение отметим, что для реализации концепции непрерывного образования потребуется переосмысление и реорганизация всей существующей системы образования с её преобразованием в интегрированную сеть разнообразных образовательных возможностей для каждого человека независимо от его возраста, полученного ранее образования, текущей сферы деятельности и т.д. Такая система образования должна быть значительно более гибкой и универсальной, поскольку от неё потребуется закрывать все образовательные потребности детей и юношества, одновременно предоставляя широкие и разнообразные возможности повышения образовательного уровня, получения новых профессиональных компетенций и развития способностей людям все возрастных категорий.

Так же заметим, что помимо институционных форм обучения в систему непрерывного образования необходимо включить и разнообразные неинституционные формы приобретения людьми дополнительных знаний в процессе самообразования.

Практическое внедрение непрерывности образования должно стать инструментом, позволяющим оптимально совместить доступность получения (совершенствования) образования и наиболее эффективное на определенный момент и в конкретных условиях использование существующего интеллектуального и материального потенциала общества.

Но при этом, постоянное расширение багажа знаний, совершенствование и увеличение количества навыков и умений неизбежно расширяет спектр возможностей человека, что мотивирует его на проявление активности связанной с реализацией приобретенных дополнительных возможностей, знаний и компетенций. В данном контексте, непрерывное образование выступает не только методом получения человеком новых компетенций и возможностей, но и механизмом сохранения некоторых особенностей периода его юности на следующем жизненном отрезке. Таким образом, непрерывное образование способно быть одним из эффективных методов преодоления (предотвращения) довольного распространенного явления, известного под названием «кризиса среднего возраста», а также помочь полноценному и разностороннему личностному развитию, способствовать поддержанию психического равновесия и максимально эффективной созидательной деятельности. 


Библиографическая ссылка

Булаева М.Н., Калинкина К.В., Ушилова К.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17869 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674