Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

Хусейнова А.А. 1 Ковалева С.В. 1
1 Донской Государственных Технический Университет
В статье рассматривается ряд мало изученных вопросов касающихся психолого-педагогических условий рационального контрольно-оценочного процесса независимого тестирования. Целью исследования является обоснование необходимости обеспечения независимости и эффективности контрольно-оценочной деятельности при обучении. Предмет исследования – процесс проведения контрольно-оценочного независимого тестирования. Гипотезой является предположение о том, что разработка и внедрение независимых тестов определенной направленности, структуры и содержания и их обоснованное использование на различных этапах процесса обучения в школе может объективно выявить уровень достижений учащихся, имея за собой правильно выстроенный процесс независимого контроля. Теоретико – методологическими основами исследований являются положения, а также выводы, которые изложены в трудах отечественных, а также зарубежных ученых в области образования, управления качеством.
независимое тестирование
контрольно-оценочная деятельность
оценка
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ / КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2017).
2. Баранова, М.А. В конкурентной борьбе за успеваемость / М.А. Баранова // Школьный психолог: электрон.научн. журн., 2007. №18. – URL: http://psy.1september.ru/article.php?id=200701808 (дата обращения: 07.08.2017).
3. Ефремова Н.Ф. Современные измерители знаний (опыт тестирования) / Н. Ф. Ефремова, А. А. Рыжкин. – Высшее образование в России, 2001. №1. – С. 15-20 .
4. Ефремова, Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: методическое пособие. / Н.Ф. Ефремова. – Москва. Издательство «Национальное образование», 2012. – 224 с.
5. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
6. Ильин, Е. Н. Герой нашего урока / Е. Н. Ильин. – М: Педагогика, 1991. – 287 с.
7. Малыгин А. А. Современная теория тестов как теоретическая основа современных подходов к оцениванию результатов обучения / А.А. Малыгин, С.В. Щаницина. – Известия вузов. Сер. Гуманитарные науки, 2012. Т. 3. № 4. – С. 324-327.
8. Основина, Т.Ю. Контрольно-оценочная деятельность качества образования как компонент образовательного процесса / Т.Ю. Основина // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2017. № 5(35). – URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4765 (дата обращения: 07.09.2017).
9. Pikunas, J. The effects of weekly testing in the teaching of science / J. Pikunas, E. Mazzota // Science Education. 1965. N 49. P. 373-376.
10. Graham, R. B. Unannounced quizzes raise test scores selectively for mid-range students/ R. B. Graham // Teaching of Psychology.1999.N 26. P. 271-273.

В процессе интеграции России в мировое сообщество российское образование столкнулось с проблемой необходимости повышения качества образования. В настоящее время ведется поиск наиболее надежных средств и методов, технологий оценки результатов согласно международным стандартам, формируется надежная система оценивания результатов обучения. Один из подходов к оцениванию предполагает укрепление контакта преподавателя с учениками, расширение возможностей индивидуализации обучения. Эффективным является такое взаимодействие при выполнении аутентичной оценки достижений отдельных обучающихся и небольших групп. Тестирование в этом случае является самой подходящей и надежной технологией педагогического измерения.

За последние десятилетия зарубежные исследователи обнаружили, что увеличение частоты контрольно-оценочных измерений положительно сказывается на успеваемости школьников. Американский ученый Кейс сообщил о повышении качества заинтересованности учеников к предмету на 14 %, когда тесты проводились еженедельно, а не ежемесячно. Пикунас и Маззота обнаружили, что производительность учеников была на 10% выше, когда тесты проводились еженедельно, а не каждые 6 недель [10]. Грэм обнаружил увеличение заинтересованности учеников на 4% только от добавления тестирования в структуру дисциплины [9].

Независимое тестирование имеет прямое отношение к высоким технологиям в образовании, является основополагающим каналом, воздействующим на практику воспитания, обучения и развития обучающегося. Оно дает возможность улучшения образовательного процесса по причине того, что в нем содержится ряд преимуществ перед иными методами контроля знаний. В процессе независимой оценки следует уделять внимание не только регулярному и систематическому проведению тестового контроля, но и контролю психологического состояния ученика.

Таким образом, научная новизна статьи состоит в том, что в этой работе определена, а также раскрыта проблема обеспечения независимости и эффективности контрольно-оценочного процесса. Практическая значимость работы состоит в уточнении роли независимых оценочных процессов; рассмотрены теоретические положения и практические рекомендации, которые могут быть применены учителями, методистами, а также разработчиками тестов.

Контрольно-оценочная деятельность является важной составляющей образовательного процесса. Её целью является проведение контроля, анализа, а также оценки качества усвоения учащимися отдельных учебных дисциплин, модулей, выполнения разнообразных видов учебно-исследовательской работы [8]. Для наглядности представим виды или цели контрольно-оценочной деятельности на схеме (схема 1).

Схема 1. Главные составляющие контрольно-оценочной деятельности [5].

Выше перечисленные составляющие постоянно фигурируют в структуре контрольно-оценочной деятельности. Они раскрываются по-разному. Условием для формирования контрольно-оценочной деятельности учеников, а также их успешности в обучении является процедура оценки. При оценке необходимо принимать во внимание вероятность первоначальной самооценки результатов труда обучающихся, чтобы избежать некритичного к ней отношения или неприятия. Оценивание не должно носить обобщающий характер, нужно придерживаться объективных критериев, понятных как преподавателю, так и обучающимся [2].

Известный педагог Евгений Ильин писал: «В оценке зачастую мало педагогики и много власти» [6]. Государственная политика в области управления направлена на государственный контроль качества образования. Об этом свидетельствуют недавние реформы в структуре управления российским образованием, которые предполагают создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования [4].

В настоящее время применение технологий независимого тестового контроля стало одной из форм определения качества не только обучающихся, но и педагогов, а также образовательных организаций. Появляется возможность тестирования по заявкам педагогов учебных заведений силами проверяющих органов либо региональных диагностических центров. Данные тестовые документы разрабатываются сотрудниками тестовых центров вместе с педагогами, опираясь на существующий банк калиброванных тестовых заданий. Совместная работа обучающихся и преподавателей по разбору итогов внешнего тестирования создает возможность их плодотворного сотрудничества. Независимое тестирование все больше входит в образовательный процесс, результаты такой проверки знаний становятся предметом обсуждения на педсоветах и методических комиссиях. Следует отметить и реакцию родителей - от осторожной до положительной, поскольку замечено, что при тестовых методах контроля знаний у учащихся возрастает интерес к изучению предметов [3].

Независимое тестирование оказывает влияние на эмоционально-мотивационное состояние субъекта как напрямую (интерес, мотивация, разнообразие заданий), так и косвенно (положительный настрой, ситуация проведения процедуры тестирования). При длительном тестировании может проявляться усталость, снижается продуктивность рабочего процесса. Показателем наступления усталости при тестировании является большое число случайных ошибок, уменьшение скорости исполнения задач, снижение мотивации.

Чтобы избежать негативного влияния независимого тестирования на школьников, рассмотрим психолого-педагогические условия эффективного контрольно-оценочного процесса. Введение в контекст обучения новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению, прежде всего, восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношения к ним, с приятием, одобрением или неприятием, отторжением тестов как формы контроля. Стоит отметить, что стандартизированное тестирование с фиксированным числом заданий и оптимальным временем на их выполнение приводит к точным, надежным, обоснованным и сопоставимым результатам. Время называется А.А. Малыгиным в качестве системообразующего фактора при использовании тестов [7]. Требование экономии времени становится естественным в любом массовом процессе, в том числе и в образовании. Каждый независимый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или увеличение которого снижает качественные показатели теста. Между результатами, которые могут указывать на предмет и продолжительность тестирования существует достаточно простая связь. Независимое тестирование не может быть бесконечно долгим. Простое увеличение времени тестирования приводит к утомлению испытуемых, что в свою очередь снижает результаты тестирования. Таким образом, необходимо найти оптимальное время, которое отражало бы баланс между временем тестирования и усталостью испытуемых. Продуктивное время (до наступления усталости) является ключевым при проведении теста. Время от начала испытания до появления усталости и можно считать лучшим временем для проведения этого испытания. По разным оценкам он может составить от 20 до 120 минут рабочего времени для школьников одной возрастной группы. Психолого-педагогическим условием эффективного контрольно-оценочного процесса может служить снижение порога утомления школьников за счет максимального разнообразия выполняемой деятельности. Время тестирования должно быть достаточно коротким для того, чтобы не провоцировать учащихся на списывание и подсказки.

Безусловно, при проведении независимого тестирования учитывается возраст испытуемых, а при подборе форм тестовых заданий особое внимание уделяется борьбе со снижением монотонности работы. Однако учесть индивидуальные особенности обучающихся при независимом контроле довольно тяжело. Процедура проведения контрольно-оценочного процесса должна стремиться к тому, что бы мотивация учащихся не прекращала быть устойчивой и положительной, а работа учеников максимально разнообразной [8]. Этого можно достичь, используя различные формы тестовых заданий, графики, рисунки, таблицы и др.

Особое место среди факторов, влияющих на индивида и группу, является характер деятельности учащихся до тестирования. Специальные исследования психофизиологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятное время составляет от 9 до 12 или от 16 до 18 часов. Поскольку речь идет о независимых тестах, то наиболее подходящее время тестирования составляет второй или третий урок первой смены.

К вышеприведенным условиям добавим, что для проведения эффективного контрольно-оценочного мероприятия необходимо наличие заранее составленной, обоснованной и выверенной процедуры обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, связанных с этим этапом.

В том случае, если проводятся оценочные процедуры «с высокими ставками», такие как ЕГЭ или ОГЭ, проведение апробации контрольных измерительных материалов обязательно, а для будущих участников необходимо репетиционное тестирование, которое может снизить предэкзаменационное волнение. Необходимо убедить учащихся в адекватности и посильности задач, которые они должны решать. Общее правило единообразия оценочной процедуры должно неукоснительно соблюдаться.

Надежность и правильность соблюдения психолого-педагогических условий независимого тестирования можно установить двумя способами, путем сравнения результатов, получаемых:

– по этой методике разными людьми;

– по одной и той же методике в различных условиях.

Однако стоит иметь в виду, что, если контрольно-оценочная деятельность на одной и той же выборке обучающихся проводится в течение нескольких раз, решение повторно дать больше тестовых заданий обычно означает, что сложно сравнивать между собой такие данные. Большое число контрольно-оценочных мероприятий поспособствует повышению успеваемости учащихся, анализ результатов тестирования может помочь не только ученикам понять уровень своей подготовленности, но и педагогам использовать результаты как стимулы или стратегию, которую трудно реализовать с помощью традиционных методов оценки знаний. В сочетании с другими видами контроля, использование тестирования является эффективным приемом, который мотивирует подготовку к каждому занятию.

С каждым годом все больше и больше обучающихся самостоятельно определяют различные формы и методы обучения (подготовительные курсы, самостоятельное изучение методических материалов образовательного тестирования, участие в пробном тестировании, конкурсах и т. д.). Изменение контрольно-оценочной системы приводит к изменению механизма взаимодействия субъектов образовательного процесса внутри школы, взаимоотношений учителя и ученика. Тестирование создает условия для сотрудничества, более гибкого обучения, отвечающего интересам каждой личности, и в то же время оно способно задать единый уровень требования для всех учеников и преподавателей.

В заключение можно отметить, что система стандартизированного тестирования стала одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса в отечественном образовании для повышения качества обучения, выполнения одинаковых требований на входе-выходе на разных уровнях обучения, обеспечения доступности образования и оценки эффективности всей системы образования.


Библиографическая ссылка

Хусейнова А.А., Ковалева С.В. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17904 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674