Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ингайбекова Т.А. 1
1 Казахский Национальный педагогический университет им.Абая
Зависимость успешности воспитания, образования и социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития от правильной оценки возможностей и особенностей развития достаточна велика. Эта задача решается комплексной психодиагностикой нарушений развития и является первоочередным и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, воспитание, развитие, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Воспитание детей - самый трудный вид деятельности семьи, имеющий множество «кризисных перепадов». Оптимальным является подход к воспитанию ребёнка как самостоятельной личности, созданию такой среды, в которой ребёнок будет развиваться сам активно строя свою индивидуальность. В специальных педагогике и психологии изучена проблема семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Изменение у родителей неправильной позиции по отношению к самому ребёнку, оказание или поддержки - одна из главных задач психологов. Успех протекания процесса компенсации функций в значительной степени определяется условиями, созданными родителями, их отношение к ребёнку и, что очень важно, степенью уверенности в возможностях его полноценного развития. И в этом особая роль принадлежит воспитательным технологиям воздействия, которые помогут детям с нарушением интеллектуального развития принимать активное участие в повседневной жизни, развиваться, саморазвиваться, получать образование, работать или отдыхать.
система
формы
методы
воспитание
нарушение развития
нарушение интеллектуального развития
инклюзивное образование
1. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2010.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. /Редкол. М.И.Кондаков (гл.ред.) и др. – М.: Педагогика, 1988-1990.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 6-ти т. /Ред. кол.: М.И. Кондаков (гл. ред.) и др. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 1. – 414 с.

Зависимость успешности воспитания, образования и социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития от правильной оценки возможностей и особенностей развития достаточна велика. Эта задача решается комплексной психодиагностикой нарушений развития и является первоочередным и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, воспитание, развитие, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. И основную роль в этой сложной деятельности играет близкое окружение ребёнка, а именно, семья.

Многочисленные исследования семей убедительно доказывают, что зрелая, благополучная семья сегодня достаточно редкое явление. По практически единодушному мнению исследователей, этому типу семей свойственны уважительные демократические отношения между супругами, родителями и детьми; целесообразная организация жизни семьи; интересный досуг: эмоционально благоприятный микроклимат: воспитание каждого члена семьми как равного, имеющего право на собственное мнение и независимые поступки, материальное благополучие.

Воспитание детей - самый трудный вид деятельности семьи, имеющий множество «кризисных перепадов». Оптимальным является подход к воспитанию ребёнка как самостоятельной личности, созданию такой среды, в которой ребёнок будет развиваться сам активно строя свою индивидуальность. В специальных педагогике и психологии изучена проблема семей, имеющих детей с нарушениями в развитии. Причины, во многих случаях, остаются не выявленными специалистами. В некоторых исследованиях показано, что это - наследственное заболевание, в остальных - возникает в результате общего недоразвития плода во внутриутробном периоде, преждевременных родов по неопределенным причинам у вполне здоровых матерей. Многие родители узнают о нарушении развития у ребёнка в среднем в 2-3 месяца, то есть в тот период, когда развитие младенца еще ничем не отличается от нормального развития. Реакция родителей зависит от многих причин. Если ребенок с патологией рождается в семье инвалидов, то этот факт воспринимается легче и более оптимистично. В случае, если такой ребенок рождается у здоровых родителей, сами родители проявляют невротическую реакцию на произошедшее событие. Вольно или невольно родители начинают искать виновного, пытаются найти чудодейственное средство для исцеления или консультантов, которые сразу ответят на все вопросы и разрешат все проблемы.

К сожалению, такие поиски могут длиться годами, отнимая силы, время и деньги у всех членов семьи. В результате из-за отсутствия профессиональной коррекции происходят необратимые процессы в психическом развитии ребёнка, возникают вторичные отклонения, навязчивые движения и так далее.

Изменение у родителей неправильной позиции по отношению к самому ребёнку, оказание или поддержки - одна из главных задач психологов. Успех протекания процесса компенсации функций в значительной степени определяется условиями, созданными родителями, их отношение к ребёнку и, что очень важно, степенью уверенности в возможностях его полноценного развития.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнобразными: консультационные группы, центры, кабинеты, семинары, лекции, беседы.

После выявления отклонения в развитии необходимо начать систематические посещения семей специалистами, обучение и развитие малыша.

Для повышения эффективности патронажа создана примерная схема первичного обследования. Она служит своего рода ориентиром в беседе с родителями при усмотрении ребёнка и никак не должна отражаться на эмоциональной стороне встреч. В процессе обучения с родителями записываются анкетные данные, выявляются возможные причины нарушения, динамика развития двигательных актов. Ребёнку предлагаются различные задания на выявление круга интересов и определения примерного объёма предметных представлений, уровня речевого развития, степенью отклонения интеллектуальной сферы, пространственных ощущений.

Система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая существует на сегодняшний день в Республике Казахстан, претерпевает серьёзные изменения и во многом находится на пороге своего сокращения. Это связано с набирающей силу тенденцией устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.

Значительную роль в данном процессе играет тот факт, что наблюдается смена воспитательных и образовательных подходов. Несмотря на то, что необходимость гуманизации воспитания и обучения определена Законом об образовании РК, его становление идёт весьма затруднительно.

В связи с этим, проведение коррекционных работ по повышению роли инклюзивного образования, которое позволяет существенно сократить процессы ограничения детей с задержкой психического развития, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться благоприятные условия для их социальной адаптации.

Все эти мероприятия приводят к двойственности в организации воспитательного процесса: новые средства и формы наполнены традиционным содержанием, что в итоге приводит к возникновению противоречий, которые не продвигают воспитательную деятельность к гуманистическим ценностям, а возвращают её к традиции формирования традиционных качеств личности.

Противоречия и непонимания во всём вышеперечисленном происходит из-за непонимания педагогами и психологами различий между двумя основными подходами [1].

Основу первого подхода составляет взгляд на ребёнка как на объект педагогического процесса, то есть главными факторами развития человека признаются внешние воздействия, которые формируют личность.

Главным фактором во втором направлении является личностный подход к воспитанию и развитию человека. В связи с чем, центральной фигурой в этом учении является ребёнок и основные идеи направлены на гуманизацию свободного выбора субъекта. Эта позиция требует отношения к ребёнку как к главной ценности во всём педагогическом процессе. Последователи этого направления придерживаются принципа признания способностей и права на развитие детей, на их самосовершенствование, раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвитие индивидуальности ученика при взаимодействии с учителем. Ребёнок в данной теории является не только активным субъектом жизни, но и воспитания, он играет определяющую роль в собственном развитии.

Проведя всесторонний анализ научной, педагогической и методической литературы, необходимо отметить, что воспитание – сложный и противоречивый социальный процесс. Главный итог этой деятельности – включение подрастающего поколения в жизнь общества. Это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников. И он не может быть осуществлён без создания условий для самореализации субъектов этого процесса [2].

Роль и место воспитания в общественной жизни зависит от состояния общества и прежде всего личностных отношений субъектов. Характер, содержание, формы и методы воспитания в основном определяются характером межличностных отношений, а они, в свою очередь, способствуют духовно-ценностному наполнению и всемерному развитию общественных функций воспитания.

В современных условиях всё нагляднее обнаруживается недостаточность, а порой и слабость существующих форм поддержки и помощи детям с нарушениями интеллектуального развития, прослеживаются некорректные формы и методы изучения, обучения, воспитания и социальной адаптации таких ребят. Многое здесь осуществляется недостаточно профессионально, наблюдается низкая педагогическая и психологическая компетентность педагогов к такой деятельности. Многие учителя слабо владеют методами психопрофилактики отклонений в развитии, затрудняются в использовании методик психологической и педагогической коррекции.

Положительная результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учётом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного, вместе с тем и образовательного процесса.

Необходимо помнить, что воспитательная работа – это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, которая осуществляется всем педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного саморазвития и самореализации ребёнка.

Педагог индивидуально и дифференцированно выбирает способы взаимодействия, которые направлены на развитие и саморазвитие детей. Эти методы должны быть тесно связаны с различного рода методическими приёмами, средствами и технологиями воспитания.

Немаловажную роль в повышении эффективности воспитательной работы играет грамотно и организационно-методически составленная воспитательная система. Её создание подразумевает совокупность элементов, связанных между собой и образующих определённую целостность, единство. Воспитательная система – сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Эта система охватывает весь учебно-воспитательный процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную общественно-полезную деятельность и межличностное общение.

Многообразие воспитательных систем определяется теоретической концепцией, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Основной целью при построении воспитательной системы играет развитие и саморазвитие личности ребёнка, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

К.Д. Ушинский в воспитании ребенка особую роль отводил формированию и развитию нравственных качеств, среди которых выделил: гуманность, честность, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, чувство собственного достоинства в сочетании со скромностью. Необходимо развивать в детях характер, волю, чувство долга.

В произведениях К.Д. Ушинского подчеркивается, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека: «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, жизни» [3, 4 ].

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением интеллектуального развития, проблем контактирования с окружающей средой, нарушения психоэмоциональной сферы и, как следствие, зависимости от взрослых, требует создания необходимых условий для систематического педагогического воздействия, разработки методик и упражнений, которые помогли бы ребёнку проявить себя при выполнении различных видов деятельности.

И в этом особая роль принадлежит воспитательным технологиям воздействия, которые помогут детям с нарушением интеллектуального развития принимать активное участие в повседневной жизни, развиваться, саморазвиваться, получать образование, работать или отдыхать.


Библиографическая ссылка

Ингайбекова Т.А. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17980 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674