Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прохорова Ю.А. 1
1 ГАОУ ВО «Московский педагогический университет»
Прохорова Юлия Александровна 20.02.1981 год рождения. Родилась и выросла в Москве. с 12 лет занималась в театральной студии "Театр Охочих Комедиантов" активно принимала участие во всех театрализованных действах, в том числе играла в интерактивных обрядовых спектаклях. Не смотря на то, что моя профессия связана с финансами, бумагами и отчетами, я все время участвовала в различных мероприятиях, проводимых Департаментом Культуры города Москвы, в том числе и со своими сыновьями, за что мы были неоднократно награждены грамотами и ценными призами. Так же сама готовила и режиссировала отчетные концерты коллективу, в котором занимается мой младший сын. В связи с чем пошла учиться в педагогический институт на кафедру Социально-культурной деятельности, чтобы поменять род профессии, с которой связана вся моя жизнь и посвятить себя творчеству. В статье рассматриваются вопросы организации свободного времени подростков, формирования коммуникативных умений у них. Рассматривается театрализованная деятельность, как уникальное средство формирования творческой активности подростков. Театрализованный досуг - помощь подросткам в процессе усвоения этических понятий, развитии эстетического вкуса, воспитании культуры общения и эмоциональной отзывчивости.
коммуникативная компетенция
общение
интерактивные технологии игровые технологии
коммуникация
коммуникативные способности
театрализация.
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации – М., 2006.
2. Акимова, A. Социология досуга: Учеб. пособие / JI.A. Акимова -М.: МГУКИ, 2003. 124 с.
3. Александрова Н.В. Проектная деятельность на уроках в начальной школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий / Н.В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Международной науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 1–4.
4. Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе: учеб.-метод. пособие / М.П. Нечаев. – М.: 5 за знания, 2009. – 176 с.
5. Портников В.И., Сергеева П.А. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания детей младшего школьного возраста / В.И. Портников, П.А. Сергеева // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств МГПУ. – М.: УЦ Перспектива, 2017. – С. 42-47.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480 с. (с. 52-55)
7. Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика / Коллективная монография / Т.И. Бакланова и др.; Под общей редакцией Г.И. Грибковой – М.: УЦ Перспектива, 2017. – 184 с.

Одним из самых трудных возрастов, представляющих собой период становления личности, является подростковый возраст. Проблема организации свободного времени подростков сегодня весьма актуальна и волнует и ученых, и практиков различных сфер жизни и областей знания. Человек начинает приобретать коммуникативный опыт с младенчества. Игра - самый естественный путь его освоения.

Тамара Адамьянц пишет следущее: «Закономерен вопрос: а так ли уж актуально для человечества совершенствование коммуникативных навыков? Может быть, со времен Гераклита или – ближе – Просветителей или еще ближе – Ф. Ницше, ситуация изменилась, тем более что за последние годы число газет, журналов, радиоприемников,

телевизоров, компьютеров, интернет-сайтов на душу населения резко вырастало? Результаты исследований показывают, однако, что проблемы понимания в сфере социальной коммуникации продолжают оставаться актуальными» [1].

Нельзя не согласиться с этим высказыванием Т. Адамьянц, что несмотря на то, что в

наше время все стало на много проще и доступней, с одной стороны, но проблема общения при этом стала заметно хуже, нежели раньше. Подростки с легкостью общаются в интернете, знакомятся на сайтах, вступают в различные группы в социальных сетях, принимают активное участие в обсуждениях того или иного видеоролика, но при этом не все могут похвастаться легкостью общения в обычной жизни со сверстниками, педагогами, друзьями противоположного пола и т.д.

Актуальной проблемой сегодня является формирование коммуникативных умений у подростков в процессе общения, так как сформированность этих умений оказывает влияние и на результативность обучения детей, и на процесс развития личности в целом. Некоторые учёные разделяют понятия «общение» и «коммуникация», рассматривая коммуникацию лишь как обмен информацией и одну из составляющих общения, однако в рамках данного исследования, мы отождествляем данные понятия, понимая под «коммуникативными навыками» навыки общения. Итак, рассмотрим основные понятия, которые очень тесно между собой взаимосвязаны: «общение», «коммуникативные способности», «коммуникация», «коммуникативная компетентность».

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности

человека, которые обеспечивают ему легкое вступление в контакты с другими людьми, а также в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения [3].

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникация в словаре-справочнике профессионального образования определяется

как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Общение -
представляет собой сложный разносторонний процесс установления и развития контактов между отдельными людьми (межличностное общение), так и между группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: интеракцию (обмен действиями), коммуникацию (обмен информацией) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Театрализация – это метод, способ, прием, в основанием для которого является использование тех или иных (или всех вместе) выразительных средств, характерных для театра, направленных на создание неповторимого, яркого, присущего только данной программе художественного образа.

Театрализованная деятельность ввиду ее синтетической природы может стать важным фактором как для физического, так и для эмоционального развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают их эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством формирования творческой активности подростков. Решение задач, направленных на формирования творческой активности, требует определенной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Понятие «театрализация» весьма объемно. Оно включает в себя множество компонентов. В частности, это воспитательная, творческая работа, особенность которой состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни.

Единого подхода к определению понятия «театрализация» - нет, так как оно может варьироваться в зависимости от контекста. Наиболее общее определение даёт словарь Д. Н. Ушакова: «Театрализация — это приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств».

Театрализация в культурно-досуговой деятельности предполагает наличие множества форм: это и дискотеки, парады, лотереи, конкурсы, обрядовые действа, спортивно-игровые мероприятия, представления, фольклорные формы.

В процессе создания театрализованного действа дети обучаются выражать свои чувства и мысли в художественной форме и, тем самым, проявляют свою личность. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, важную роль играет работа по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения. Театрализованный досуг помогает подросткам усвоить этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивает эстетический вкус.

Методы театрализованной деятельности являются отличной платформой для формирования и развития коммуникативных навыков. В основном, они применяются в дошкольной и школьной педагогике, однако одинаково хорошо они подходят и для формирования навыков общения подростков.

В арсенале театральных методов существует огромное количество упражнений и приёмов, активизирующих направленное осознание различных форм невербальной активности. Упражнения, используемые для обучения актёров, помогающие снимать напряжение в области «личностных зажимов», а также, развивающие «чувства тела», могут быть полезны и для использования в обычной жизни. Так, для осуществления наиболее эффективной коммуникации, необходима внутренняя и физическая свобода.

Кроме того, полезны упражнения выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса, речевых навыков, дикции.

Опыт публичных выступлений, получаемый в процессе театрализованной деятельности, так же оказывает благотворное влияние на многие факторы общения. К примеру, такие как: внутренняя свобода, умение держать внимание партнёров, доносить информацию. Это помогает чувствовать себя более уверенно, попадая в реальные жизненные ситуации, требующие публичного выступления. Это полезный опыт, как для бытовой, так и для профессиональной коммуникации.

Человеческое взаимодействие всегда было областью интереса театра, взаимоотношение человека и окружающей его действительности. Именно это взаимодействие, с помощью игры изучает театр.

Театрализованная деятельность имеет в своём арсенале различные формы, каждая из которых имеет свои преимущества, в зависимости от цели использования:

- концерт — одна из самых популярных форм театрализованной деятельности;

- композиция — это сложное единство различных компонентов, которое достигается в процессе творчества;

- конкурсно-игровая программа, которая имеет не только развлекательную сторону, но и познавательную, а также элемент состязания;

- театрализованное представление — наиболее приближенная к театру форма;

- вечер — особая форма театрализованной деятельности, подразумевающая специально придуманных и включённых в канву действия способов активизации аудитории;

- театрализованная экскурсия — это сравнительно новая форма культурно-досуговой деятельности;

- хэппенинг — синтетический вид современного театрализованного искусства, в котором важен процесс совместного творчества публики и художника.

Театр и театрализованная деятельность является мощным средством формирования гуманистических, духовных и личностных качеств подростков, в том числе коммуникативных навыков.

Говоря о формировании коммуникативных навыков подростков, нельзя обойти вниманием возрастные характеристики и психологические особенности этой группы. Это активная, динамичная и ориентированная на развитие часть населения, она обладает такими социаль­но-психологическими качествами как:

- максимализм;

- категоричность оценок;

- мобильность;

- внутренняя противоречивость;

- демонстративность;

- стремление выделиться, отличаться от остальных;

В данном направлении проводилась работа с детьми и подростками в возрасте 10-16 лет, которые занимаются народными танцами в ГБПОУ «Воробьевы горы» «Центр Западный» в детском ансамбле национальных культур «ДАНК». На базе данного коллектива нами была осуществлена работа с подростками по формированию коммуникативных качеств, где им было предложено не просто механически выполнять заученные ими движения под музыку, но и проявлять творческую активность, врожденную индивидуальность в соответствующем образе и костюме.

Также, в основу готовящегося мероприятия (театрализованного отчетного концерта) был положен сценарий «С мечтой вокруг света», где дети еще и озвучивали микрофонный текст, разыгрывали театрализованные сценки, и главная наша задача - раскрепощение детей, подготовка их к выходу на большую сцену Московского городского дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т). Поначалу многие дети были скованны, эмоционально зажаты, что вполне объяснимо и понятно. В каждом коллективе, будь он детский или взрослый, всегда есть явные лидеры,

которые привыкли быть в центре внимания и на главных ролях. Нашей задачей быловывести на первый план как можно больше детей, поэтому - в отчетном концерте почти каждый ребенок был главным героем. Все дети принимали активное участие в

подготовке данного мероприятия и с удовольствием выполняли все указания режиссера-постановщика, начиная от подготовки декораций заканчивая помощью в поиске интерактивных заставок на экран.

Дети сами присылали запрос принять их в друзья в социальных сетях, а это уже говорит об их активности, личностном росте и самостоятельности. По итогам, проведенного мероприятия можно сказать, что большинство детей раскрылись с неожиданной стороны для себя, для педагогов и родственников.

На них оказало огромное влияние совместная репетиционная деятельность, желание добиться необходимого творческого результата, не подвести своих товарищей, наставников. И в качестве кульминации было выступление на отчетном концерте, где было более 300 зрителей в зале, среди которых и друзья, и родители, и педагоги. Выступающие были предельно собраны и сконцентрированы на результате, а зрители приятно удивлены и восхищены.

Дети, принимавшие участие в данной театрализованной программе, также оценили свои возможности и обрели уверенность в своих творческих силах, коммуникации со сверстниками, взрослыми. Многие из них стали принимать активное участие в работе кружков и коллективов дополнительного образования, в различных школьных мероприятиях, а также, все дети приобрели много новых друзей.


Библиографическая ссылка

Прохорова Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18010 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674