Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Попцова В.А. 1 Тусаева А.Р. 1 Ермакова К.Л. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»
В статье рассматривается система контроля качества медицинской помощи, являющаяся неотъемлемой частью системы здравоохранения Российской Федерации, которая представлена тремя видами контроля - ведомственный, вневедомственный и независимый контроль качества медицинской помощи. А также рассмотрены действия механизма контроля качества медицинской помощи и показатели независимой оценки качества медицинской помощи на примере Курской городской детской больницы № 8. При осуществлении контроля качества оказания медицинской помощи и условий её предоставления выявлены незначительные нарушения, которые сразу были устранены. По данным независимой оценки качества ОБУЗ Курская городская детская больница № 8 занимает 2 место в Курской области и 10 место в Российской Федерации, что также свидетельствует о высоком уровне качества медицинской помощи. Таким образом, в процессе организации системы управления качеством медицинской помощи необходимо постоянно обеспечивать поступление различных видов информации в высшие государственные органы управления здравоохранением и осуществлять постоянную обратную связь как с медицинскими организациями, так и с другими субъектами системы контроля. Проблема обеспечения качества и доступности медицинской помощи требует комплексного подхода. Одним из направлений деятельности для улучшения ситуации должно быть непрерывное дополнительное профессиональное образование. Также необходимо поддерживать современный уровень материально-технического оснащения ЛПУ. Обобщение и анализ накопленного за последние годы регионального опыта позволит выбрать наиболее эффективные управленческие решения, направленные на обеспечение качества и доступности медицинской помощи.
независимая оценка качества.
качество
медицинская помощь
независимый контроль
вневедомственный
ведомственный
поликлиника
здравоохранение
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» http://base.garant.ru/12180688/
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
4. Официальный сайт ОБУЗ «Курская городская детская больница № 8». Режим доступа: http://www.muzdp8.ru/
5. Короткова А. В., Скачкова Е. И. Качество и контроль// Вестник Росздравнадзора. 2016. № 5. С. 11–15.
6. Ледяева, Н. П. Основные подходы к совершенствованию управления и организации контроля качества медицинской помощи в многопрофильном ЛПУ / Н. П. Ледяева, Г. М. Гайдаров, Н. Г. Сафонова, Н. Ю. Алексеева // Вестник Росздравнадзора. – 2015. – № 1. – С. 43–54.

Обеспечение качества и доступности медицинской помощи является одним из важнейших элементов современной стратегии развития российского здравоохранения и социальной политики государства. [3].

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяет качество медицинской помощи как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата [1].

Управление качеством и безопасностью медицинской помощи – это процесс выявления нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи (согласно определению ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») [2].

Контроль качества медицинской помощи является неотъемлемой частью системы здравоохранения РФ. Система контроля качества медицинской помощи в РФ представлена тремя видами:

  • ведомственный контроль – за счет сил лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и органов управления здравоохранения региона;
  • вневедомственный, который осуществляют государственные контролирующие органы и страховые медицинские организации;
  • независимый контроль качества медицинской помощи.

Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации определяет следующие функции ведомственного контроля:

1) оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т. е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинским учреждением в целом);

2) оценка профессиональных качеств медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;

3) экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т. е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи);

4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;

5) подготовка рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и соответствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

8) выбор наиболее оптимальных управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений [2].

В настоящее время субъектами ведомственного контроля являются:

1) комитеты по здравоохранению с переданными им функциями по лицензированию (управления по лицензированию);

2) территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).

3) территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);

4) лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

Организация ведомственного контроля качества медицинской помощи и координация данного процесса возложены на органы управления здравоохранением и осуществляются экспертным путем должностными лицами, специалистами данных органов управления, должностными лицами организаций здравоохранения, врачебными комиссиями, клинико-экспертными комиссиями, главными штатными и внештатными специалистами государственной и муниципальной систем здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных заведений, научных и других организаций на договорной основе [3]. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения с целью получения информации о качестве и безопасности медицинской деятельности, достоверности учетной и отчетной информации, соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан [1].

Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи создается в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в целях защиты прав граждан на охрану здоровья и содействия органам государственного управления в решении задач по совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения.

Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции.

Основной задачей субъектов вневедомственного контроля качества медицинской помощи является организация в пределах своей компетенции медицинской и медико - экономической экспертизы с целью обеспечения права граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества и проверки эффективности использования ресурсов здравоохранения, а также финансовых средств ОМС и социального страхования.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи предусматривает:

  • анализ результатов оказания медицинской помощи населению;
  • анализ ущерба, нанесенного неправильными медицинскими действиями;
  • изучение удовлетворенности пациентов оказанной помощью,
  • оценку возможности учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи [2].

Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц осуществляют:

  • лицензионно - аккредитационные комиссии;
  • страховые медицинские организации;
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика);
  • страхователи;
  • исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • профессиональные медицинские ассоциации;
  • общества (ассоциации) защиты прав потребителей [6].

Целью проведения независимого контроля качества медицинской помощи является контроль и надзор в сфере обеспечения доступности и качества медико-социальной помощи; соответствия медицинских организаций лицензионным требованиям; экспертизы временной нетрудоспособности и др.

Независимый контроль качества медицинской помощи выполняет следующие функции:

  • контроль соблюдения стандартов КМП;
  • анализ единых системных контрольных показателей (индикаторов) качества;
  • проверка соответствия документов лицензиата установленным лицензионным требованиям;
  • контроль экспертизы временной нетрудоспособности;
  • информирование заинтересованных сторон осуществляемого контроля и надзора [5].

Теперь рассмотрим действие механизма контроля качества медицинской помощи на примере Курской городской детской больницы № 8.

В 2015 г. контроль качества медицинской помощи в Курской городской детской больнице № 8 проводили Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Комитет здравоохранения Курской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области.

Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляло проверку:

  1. медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (27.01.2015, 28.07.2015);
  2. соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (30.03.2015, 06.04.2015 - 10.04.2015, 21.12.2015).

По результатам проверки от 06.04.2015 - 10.04.2015 было выявлено единичное нарушение порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. Нарушение было устранено.

Комитетом здравоохранения Курской области были проведены следующие мероприятия в области контроля:

  1. проверка санитарного законодательства в области обращения с медицинскими отходами в медицинской организации (07.12.2015);
  2. соблюдение безопасных условий труда (5.12.2015 - 16.12.2015).

Нарушений в ходе проверки не выявлено.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области осуществляло проверку соблюдения требований государственного контроля (надзора) и муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя (25.05.2015 - 22.06.2015). Нарушений в ходе проверки также не выявлено.

Затем в 2016 г. в Курской городской детской больнице № 8 были проведены проверки Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Комитетом по экономике и развитию Курской области Администрации Курской области, ТФОМС Курской области, Государственной инспекцией труда в Курской области, УПФР по г. Курску и Курскому району.

Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляло проверки по следующим направлениям:

  1. проверка медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (28.01.2016 - 29.01.2016, 28.07.2016 - 29.07.2016);
  2. проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности (15.02.2016 - 19.02.2016, 30.03.2016);
  3. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (11.04.2016 - 15.04.2016).

По результатам проверки были выявлены следующие нарушения:

  1. нарушение порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности;
  2. выявлены не принятые к зачету расходы.

Нарушения были устранены.

ТФОМС Курской области осуществлялась проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, выявившая нарушения учета рабочего времени работников медицинской организации (09.02.2016 - 03.03.2016). Нарушения были устранены.

УПФР по г. Курску и Курскому району проводило проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов (11.04.2016 - 19.04.2016). В ходе проверки обнаружены нарушения в части исчисления и уплаты страховых взносов. Нарушения были устранены.

Комитетом по экономике и развитию Курской области Администрации Курской области была проведена внеплановая проверка осуществления закупок товаров, работ, услуг (29.02.2016). В ходе проверки было выявлено единичное нарушение порядка проведения аукционов в электронной форме.

Государственная инспекция труда по Курской области провела внеплановую, документарную проверку на основании распоряжения №7-437-16-ОБ/15/23/1 (13.04.2016, 20.12.2016). Нарушений не установлено.

Таким образом, в 2015 – 2016 гг. в Курской городской детской больнице № 8 осуществлялся контроль качества оказания медицинской помощи и условий её предоставления. Были выявлены незначительные нарушения, которые сразу были устранены.

Также в 2016 г. Общественным советом при комитете здравоохранения Курской области была проведена независимая оценка качества медицинской помощи, по результатам которой Курская городская детская больница № 8 заняла 10 место в Российской Федерации среди 8057 организаций и 2 место в Курской области среди 78 организаций. Рейтинг проводился среди учреждений, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях [4].

Показатели оценки качества медицинской помощи представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии независимой оценки качества медицинской помощи в Курской городской детской больнице № 8

Критерий

Значение

1. "Открытость и доступность информации об организации"

13,8

Полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации, размещаемой на официальном сайте медицинской организации

0,8

Доля потребителей услуг, удовлетворенных качеством и полнотой информации о работе медицинской организации и порядке предоставления медицинских услуг, доступной на официальном сайте медицинской организации

5

Показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет (www.bus.gov.ru)

1

Наличие и доступность на официальном сайте медицинской организации способов обратной связи потребителями услуг

2

Доля потребителей услуг, удовлетворенных качеством и полнотой информации о работе медицинской организации и порядке предоставления медицинских услуг, доступной в помещениях медицинской организации

5

2. "Комфортность условий предоставления услуг и доступности их получения"

24

Доля потребителей услуг с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации

5

Доля потребителей услуг, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации

5

Доля потребителей услуг, которые записались на прием к врачу (получили талон с указанием времени приема и ФИО врача) при первом обращении в медицинскую организацию

5

Доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении

4

Средний срок ожидания приема врача с момента записи на прием (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи)

5

3. "Время ожидания предоставления услуги"

15

Средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления на диагностическое исследование (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам<...>)

5

Доля потребителей услуг, которым диагностическое исследование выполнено во время, установленное по записи

5

Доля потребителей услуг, которых врач принял во время, установленное по записи

5

4. "Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации"

10

Доля потребителей услуг, положительно оценивающих компетентность медицинских работников медицинской организации

5

Доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации

5

5. "Удовлетворенность качеством оказания услуг"

10

Доля потребителей услуг, удовлетворенных оказанными услугами

5

Доля потребителей услуг, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи

5

Сумма баллов по всем показателям

72,8

 

По данным независимой оценки качества ОБУЗ КГДП №8 занимает 2 место в Курской области и 10 место в Российской Федерации, что также свидетельствует о высоком уровне качества медицинской помощи [4].

В ходе ведомственных проверок были обнаружены незначительные нарушения, которые никак не повлияли на оказание качественной медицинской помощи и были устранены в кратчайшие сроки.

Таким образом, проблема обеспечения качества и доступности медицинской помощи требует комплексного подхода. Одним из направлений деятельности для улучшения ситуации должно быть непрерывное дополнительное профессиональное образование. Также необходимо поддерживать современный уровень материально-технического оснащения ЛПУ. Обобщение и анализ накопленного за последние годы регионального опыта позволит выбрать наиболее эффективные управленческие решения, направленные на обеспечение качества и доступности медицинской помощи. Также становится ясным, что никакая модернизация здравоохранения невозможна без постоянной связи пациентов (как настоящих, так и потенциальных) с контрольными органами, поэтому необходим постоянный канал для доведения до контролирующих органов информации по качеству оказания медицинской помощи каждому конкретному пациенту. В связи с вышеизложенным становится ясным, что для решения задач по контролю качества медицинской помощи необходим не только комплексный подход, задействующий значительные ресурсы внутреннего, ведомственного и государственного контроля, но и правильно организованное, основанное на новейших информационных технологиях использование информационных потоков, и только инновационный подход может стать основой четкого функционирования системы контроля качества медицинской помощи.


Библиографическая ссылка

Попцова В.А., Тусаева А.Р., Ермакова К.Л. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18065 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674