Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Касимова И.Д. 1 Юревич С.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
Необходимость модернизации российского образования обусловила создание и развитие ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых социально-экономических условиях. Статья посвящена вопросам организации ресурсных центров. Целью деятельности ресурсного центра является организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности учреждений системы образования. Помимо уточнения цели, авторы раскрывают задачи, признаки, основные принципы функционирования ресурсного центра. Проблема работы с одаренными детьми, в частности, их выявления и развития, на сегодняшний день приобретает особое значение, что подтверждается в ряде нормативных и программных документов. Особое внимание обращается на проблему работы с одаренными детьми. Представлен опыт работы по организации деятельности ресурсного центра по работе с одаренными детьми. Описана система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, основанная на взаимодействии воспитателей и специалистов детского сада, родителей, а также учреждений образования и культуры, что во многом определяет выбор форм и методов работы с дошкольниками. Данная система имеет целью наиболее эффективное развитие потенциала одаренных детей, обеспечение возможности наиболее полной реализации способностей каждого ребенка.
одаренные дети
ресурсный центр
система психолого-педагогического сопровождения
опыт
инновации.
1. Касимова И.Д., Минаева О.И., Расторгуева, Юревич С.Н. Комплекс условий для развития у дошкольников элементов технического творчества в рамках образовательного технопарка // Мир детства и образование : сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. тех. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 280-283.
2. Климова Т.Е, Романова М.В., Романов Е.П., Юревич С.Н. Формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования (научная монография). - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 123 с.
3. Климова Т.Е., Юревич С.Н., Избасарова Н.Ю., Летучева Л.А. Повышение квалификации педагогов в условиях сетевого взаимодействия // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2015. № 1 (22). С. 5-13.
4. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (научная статья) - Международный журнал экспериментального образования. 2016. №2-2. С.263-268.
5. Rashchikulina E.N., Stepanova N.A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V. Students’ Training for the Realization of the Principle of Continuity in the Development of Children's Cognitive Abilities // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 37. P. 102-174
6. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации/Л.Н. Санникова //Концепт. -2016. -№9.
7. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A.
Parental Evaluation of Preschool Education Quality: Is It a Problem or an Opportunity?
Man in India. 2017. Т. 97. № 5. С. 171-185.
8. Юревич С.Н. Методы и формы подготовки учителя к творчеству в процессе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 1 (6). С. 64-67.

Одна из задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - это задача создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Именно в дошкольном возрасте начинается «формирование у детей интереса, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие их активности и инициативности,  самостоятельности в постижении окружающего мира» [1].

Проблема работы с одаренными детьми, в частности, их выявления и развития, на сегодняшний день приобретает особое значение, что подтверждается в ряде нормативных и программных документов.

В литературе одаренность рассматривается как «качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности», «целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей», «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических и духовных» [8]. Средством развития способностей выступает творческая деятельность.

Педагогическая поддержка одаренных детей необходима на самых ранних этапах обучения, поэтому перед дошкольным образовательным учреждением встает сложная задача организации своевременного профессионального сопровождения одаренных детей. В ДОУ необходимо создать условия, при которых подходы к развитию детской одаренности, направленность и содержание образования, формы и методы взаимодействия с детьми обеспечивали бы наиболее эффективное и продуктивное развитие детей, проявляющих особые способности [8].

Крайне актуальной проблемой является подготовка педагогов к работе с одаренными детьми. Их эффективная подготовка на сегодняшний день возможна лишь с концентрацией и объединением самых разных образовательных ресурсов. Вот почему один из стратегических проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы связан с созданием отраслевых ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в новых социально-экономических условиях.

Целью деятельности Ресурсного центра является организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на позитивные изменения в деятельности учреждений системы образования.

Сущностными признаками ресурсного центра выступают следующие:

- во-первых, ресурсный центр представляет собой структурный комплекс, включающий информационные, кадровые, учебно-методические ресурсы, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, способных осуществить качественное дошкольное образование детей. С помощью ресурсного центра осуществляется концентрация и обеспечение доступа к дорогим и подчас дефицитным ресурсам;

- во-вторых, ресурсный центр – это один из уровней пространства системы образования, деятельность которого направлена на получение экспериментального продукта, который можно будет транслировать в дальнейшем другим образовательным учреждениям;

- в-третьих, ресурсный центр выполняет функцию организации, обеспечивающей дополнительное или профессиональное образование. Их деятельность заключается в грамотной организации доступа для коллектива к материально-техническим, информационным, учебным, методическим и лабораторным ресурсам. Эта доступность материалов позволяет значительно улучшить эффективность образовательного процесса. С этих позиций ресурсные центры выступают «точками роста» для подготовки педагогов, готовых к работе с одаренными детьми [2].

Сегодня ресурсные центры создаются на самых разных уровнях системы образования. Не является исключением и дошкольное образование. Ресурсный центр призван мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности сферы современного дошкольного образования, запросы и интересы заказчиков образовательных услуг.

Ресурсный центр создается на базе ДОО, в котором проводился эксперимент по определенной тематике и был получен положительный для практики опыт, достойный распространения в других дошкольных учреждениях [3].

Целью деятельности ресурсного центра на базе ДОО является построение инновационной сети методической поддержки педагогов дошкольных образовательных организаций, обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования, развитие новых образовательных, в том числе и информационных,  технологий профессионального обучения, способствующих повышению качества процесса и результата дошкольного образования.

Деятельность ресурсного центра организуется на основании разработанного положения в форме специализированных структур, объединяющих заинтересованные педагогические коллективы.

В соответствии с приказом Управления образования Администрации города Магнитогорска Челябинской области № 594 от 30.10.2017г. «О создании городских ресурсных центров на базе образовательных учреждений на 2017-2020 годы» в целях создания новых моделей научно-методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений, повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, проведения опытно-экспериментальной работы, обеспечения равного доступа образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения «Центр Развития Ребенка. Детский сад № 134 «Нотка» был создан Ресурсный центр по работе с одаренными детьми в ДОО.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется в соответствии с Положением, Программой и планом работы Ресурсного центра. Ресурсный центр имеет в своей структуре ресурсные опорные площадки – МДОУ «Д/с №71 о.в.» г. Магнитогорска, МДОУ «ЦРР – д/с № 113» г. Магнитогорска, МДОУ «ЦРР – д/с № 162» г. Магнитогорска.

Целью деятельности Ресурсного центра (и опорных площадок) является организационно-методическое сопровождение инноваций в работе с одаренными детьми в ДОО.

Основными принципами функционирования ресурсного центра выступают:

- системный подход в организации деятельности ресурсного центра;

- компетентностный подход в отборе содержания и методов реализации деятельности ресурсного центра;

- сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам на основе выбора образовательной программы;

- непрерывность профессионального образования педагогов на основе формирования системы постоянной адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности;

- учет и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей педагогов – участников сети;

- научность предоставляемых педагогам материалов и организации деятельности центра;

- работа на диагностической основе;

- концентрация информационно методической базы в сочетании с высоким кадровым потенциалом.

В своей деятельности Ресурсный центр решает как педагогические, так и организационные (управленческие) задачи.

К педагогическим задачам деятельности Ресурсного центра относят:

- повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах нового содержания образования, овладения новыми технологиями, средствами и формами работы с воспитанниками;

- повышение уровня готовности педагогов дошкольных образовательных организаций, их теоретических знаний и практических умений в области развития творчества дошкольников;

- развитие мотивации педагогических работников к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности [6].

Организационными задачами деятельности Ресурсного центра выступают:

- создание инновационных форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования;

- оказание персональной методической помощи педагогам в построении индивидуальной образовательной траектории профессионального роста;

- обеспечение информационно-методического сопровождения деятельности педагогических работников по повышению качества образования;

- разработка мониторинга методической поддержки качества образования;

- развитие инновационных процессов в образовательном пространстве района;

- подготовка методических и аналитических материалов, внедрение накопленных ресурсов в практику дошкольных учреждений района;

- изучение и удовлетворение информационных и образовательных потребностей субъектов в сфере дошкольного образования;

- организация обучающих мероприятий для педагогических работников, занятых в сфере дошкольного образования;

- обобщение и распространение имеющегося положительного опыта по работе с одаренными детьми в ДОО;

- формирование информационно-образовательной среды муниципальной системы образования, обеспечивающей повышение возможностей субъектов образовательного процесса в получении свободного доступа к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам в целях эффективного достижения ими образовательных результатов;

- оказание методической поддержки педагогическим, руководящим и другим категориям работников муниципальных образовательных учреждений во внедрении в практику их работы новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса;

- содействие ДОО в реализации проектов федерального, регионального и муниципального значения.

Задачи деятельности ресурсных опорных площадок сводятся к следующим:

- распространять и внедрять опыт Ресурсного центра;

- оказывать помощь Ресурсному центру в организации и проведении мероприятий по работе с одаренными детьми в ДОУ;

- оказывать консультационные услуги по направлению деятельности Ресурсного центра.

Работа Ресурсного центра охватывает все направления деятельности дошкольной образовательной организации как системы:

- кадровое, информационное обеспечение;

- материально-техническая база, ресурсы;

- система управления.

Кроме того, Ресурсным центром охвачены следующие направления работы с одаренными детьми дошкольного возраста: интеллектуальная, физическая, художественно-эстетическая одаренность.

В Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении «Центр Развития Ребенка. Детский сад № 134 «Нотка» сложилась особая система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, основанная на взаимодействии всех специалистов МДОУ, родителей, а также учреждений образования и культуры Магнитогорска, что во многом определяет выбор форм и методов работы с дошкольниками. Данная система имеет целью наиболее эффективное развитие потенциала одаренных детей, обеспечение возможности наиболее полной реализации способностей каждого ребенка. Система включает в себя:

- выявление одаренных детей на основе комплексного взаимодействия педагогов МДОУ, педагога-психолога с помощью специально разработанного комплекса диагностических методик, педагогического наблюдения;

- организацию образовательного процесса на диагностической и преемственной основе;

- организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;

- разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей;

- повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ;

- активизацию образовательного потенциала родителей воспитанников.

Необходимо отметить, что МДОУ № 134 «Нотка» является научно-исследовательским центром диагностики и раннего развития творческих способностей детей при Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Основными задачами Ресурсного центра является разработка диагностических методик выявления и развития одарённых детей, повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми. Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей была апробирована на практике экспериментальным путем и показала положительные результаты.

Сегодня детский сад как ресурсный центр готов транслировать положительный опыт по развитию одаренности по каждому из направлений системы сопровождения.

Так, ранняя диагностика способностей имеет очень важное значение, поскольку позволяет уже на ранних этапах определить наличие задатков, способностей ребенка и правильно построить дальнейшую работу [5]. Для проведения диагностики разработан комплекс методик, который подробно будет представлен в ходе последующих семинаров для педагогов опорных детских садов.

Пространством развития одаренных детей выступает не только образовательное пространство детского сада, но и дополнительное образовательное пространство, а также предметно-развивающая среда.

Образовательный процесс в МДОУ строится на основе Основной образовательной программы дошкольного образования, в вариативную часть которой включены авторские программы. Реализация программ обеспечивает полноценное развитие одаренных детей дошкольного возраста и дополняется авторскими разработками педагогов ДОУ. В образовательный процесс включен блок специальных музыкально-теоретических дисциплин: вокал, музыкальная грамота, слушание музыки и другие. Организация образовательного процесса в МДОУ позволяет решать задачу ранней профилизации детей.

Организация образовательного процесса осуществляется не только на основе диагностики, но и на принципе преемственности. В МДОУ работают музыкальные руководители, осуществляющие образовательную деятельность с различными возрастными категориями детей: ранним и младшим дошкольным возрастом; средним и старшим дошкольным возрастом. Преемственность в работе специалистов обеспечивает высокий развивающий эффект, эффективность сопровождения одаренных детей. Опыт детского сада в области организации образовательного процесса на основе диагностики и преемственности в определенной степени изучен, обобщен и может транслироваться в процессе повышения квалификации педагогов опорных детских садов. Этот опыт включает в себя различные технологии, направленные на совершенствование образовательной деятельности, развитие творческих способностей детей. Интерес представляет и опыт взаимодействия воспитателей ДОО со специалистами и социальными партнерами, в частности, с Магнитогорской государственной консерваторией им. М.И. Глинки, в вопросах развития музыкально одаренных детей.

Для развития музыкально одаренных детей в МДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, оборудованы специальные помещения: концертный зал, хоровой класс с особой акустикой, музей музыкальных инструментов, а в большинстве групп ДОО размещены фортепиано, что позволяет погрузить детей в атмосферу музыки, удовлетворить их потребность в живом звучании и музыкальных впечатлениях, а также сделать музыку неотъемлемой частью жизни детей в детском саду.

Индивидуальные образовательные маршруты – неотъемлемая часть развития одаренных детей, обеспечивающая индивидуализацию образования, учет индивидуальных образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка, наиболее высокие результаты развития одаренных детей [4]. Индивидуальные образовательные маршруты отслеживаются педагогами ДОО с помощью мониторинга. В МДОУ создан банк данных одаренных детей, который систематически пополняется новыми именами. Воспитанники МДОУ ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях города художественно-эстетической направленности, в частности, в городском детском хоровом фестивале для дошкольников. Структура индивидуальных образовательных маршрутов также будет представлена слушателям в ходе предстоящих семинаров.

Реализация столь сложного индивидуализированного образовательного процесса под силу только компетентным творческим педагогам, организованным в педагогическое сообщество и ориентирующимся в своей деятельности на мастерство и профессионализм, сотрудничество и сотворчество.

Важной составляющей системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в детском саду выступает активизация образовательного потенциала родителей воспитанников. Развитие одаренных детей в условиях семьи – важный элемент системы сопровождения. Родители как полноценные участники образовательного процесса становятся партнерами и непременными участниками жизни детского сада. Взаимодействие с родителями строится на принципах [7]:

- включенность семьи в деятельность ДОО;

- преемственность и единство требований ДОО и семьи;

- единый стиль воспитания в семье и ДОО, сохранение и развитие лучших воспитательных традиции;

- формирование активного и ответственного родительского сообщества.

Мы убеждены, что деятельность Ресурсного центра будет способствовать распространению передового опыта, накопленного педагогами ДОО, и позволит вывести образовательную работу с одаренными детьми на качественно новый уровень.


Библиографическая ссылка

Касимова И.Д., Юревич С.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18085 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674