Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Ковалёва В.А. 1 Дуда И.В. 1
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются вопросы о реализации обучающимися начальных классов социальных проектов. Реализация данных проектов направлена на формирование у обучающихся основ патриотического воспитания, как накопление ими социального опыта жизни и усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений в обществе. В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте прописаны требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя требования как к результатам обучения, так и к результатам воспитания. К личностным результатам обучающихся относят готовность и способность их к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Целью воспитания и образования является формирование у граждан патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В нашей статье мы рассматриваем патриотическое воспитание как систематическую деятельность по формированию у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
младший школьник
социальный проект
метод проекта
патриотическое воспитание
духовно-нравственное воспитание
1. Выготский Л.С. Психология подростка. М.: Педагогика, 1994.-338 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Ковалёва В.А., Тимофеева Н.Б. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5.
4. Федеральный государственной образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с.
5. Чижакова, Г.И. Аксиология профессионально-педагогического образования / Г.И. Чижакова. – Красноярск: Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2013 – 46-55 с. - № 2.
6. Электронный режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/04/proektnaya-rabota-v-nachalnoy-shkole (дата 14.12.2017)

В современном обществе сложилась неоднозначная ситуация в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации, на наш взгляд, являются:

  • отсутствие четких правильных жизненных ориентиров для молодого поколения;
  • ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
  • спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
  • снижение физической подготовки молодежи;
  • отсутствие патриотического воспитания, семейной государственной политики, государственной политики в интересах обучающихся;
  • резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

«Посредством образования ценности передаются от одного поколения к другому. Однако было бы неверно рассматривать образование только как транслятор накопленных культурой и обществом ценностей. В образовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта» [5].

В нашей статье мы рассматриваем патриотическое воспитание как систематическую деятельность по формированию у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте прописаны требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя требования как к результатам обучения, так и к результатам воспитания. К личностным результатам обучающихся относят готовность и способность их к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции и личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Целью воспитания и образования является формирование у граждан патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. Формирование основ российской гражданственной идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества, демократических и гуманистических ценностей, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и национальной культуре других народов (в том числе, народов, проживающих в родном городе, районе, регионе);
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости и сопереживания;
  5. Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [4].

Согласно ФГОС НОО существует несколько направлений воспитательной работы: интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, работа с родителями и патриотическое, направленные на достижения личностных результатов в процессе воспитания.

По Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 была разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», а также программа Министерства Образования Российской Федерации «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно – нравственного воспитания молодежи», в этих документах были определены понятие, содержание, проблемы патриотического воспитания. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания [2].

Многие философы и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей». Обращаясь к опыту отечественных педагогов-ученых, любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как  учитель заложил в обучающегося в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса — все это в равной степени формируют у младших школьников привязанность к родному краю. Местные легенды, сказки и песни, исторические памятники оставляют большой след в душе подрастающего поколения. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут младшим школьникам на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма — патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

С первых дней обучения учителям необходимо дать обучающимся представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у них хоть какое-то представление о малой и большой родине, но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, привить ему положительные качества и сформировать нормы поведения. Значимость воспитания младших школьников особенно остро обозначилась в современный период, на наш взгляд это связано с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни.

Одной из главных задач современного образования, на наш взгляд, является воспитание высоконравственной, ответственной личности, любящей свою Родину, уважающий как свой народ, так и тех, кто проживает на территории России. Чтобы воспитать такую личность учитель демонстрирует собственным примером, как в рамках образовательного учреждения, так и за его пределами, обучающимся доброжелательное отношение к другим людям, живой природе, учит уважать труд других людей, показывает, как можно мирно выходить из конфликтных ситуаций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание младшего школьника — целенаправленная деятельность, призванная формировать у младших школьников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Мы убеждены, что патриотическое воспитание начинается в первую очередь в семье, именно там закладываются социальные установки и нормы поведения. Роль образовательных учреждений также велика и имеет сильное влияние на становление личности ребёнка, но это не значит, что нужно забывать о семейном воспитании, мы считаем, что необходимо работать не только с обучающимися, но и с их родителями, это может осуществляться посредством собраний и индивидуальных консультаций, бесед и тематических консультаций.

Л.С. Выготский считает, что младший школьный возраст считается наиболее подходящим, сензитивным периодом для формирования социально значимых ценностей в сознании ребёнка. Именно в этот возрастной период происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном, о взаимоотношениях между людьми, о способах поведения. Податливость, доверчивость и авторитет учителя создают благоприятную основу для формирования патриотических качеств личности. Учителю важно научить младших школьников ценить любовь, доброту, верность, долг, искренность, гуманность и человеколюбие. Опираясь на такую особенность психики младших школьников, как хорошо развитое образное мышление, благодаря которому они лучше воспринимают эмоционально окрашенные факты, можно построить эффективную систему патриотического воспитания. Также обучающихся привлекает общественно значимая работа, например, поделки для ветеранов и встречи с ними, украшение класса, общественные акции, экскурсии и викторины, выставки, конкурсы и т.д [1].

ФГОС НОО нового поколения рекомендует учителям использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа. На сегодняшний день в современные образовательные учреждения активно используют метод проекта.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [6].

Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии в создание условий для социальных проб личности [3]. Мы предполагаем, что метод социального проектирования поможет сформировать патриотическое воспитание младшего школьника.

Исходя из этого, нами были разработаны социальные проекты для обучающихся 3 классов г. Красноярска. На каждый проект отводится по 2 часа (2 занятия): 1 час — составление и разработка проекта, 1 час — презентация проекта.  Приведем в качестве примера два таких проекта.

Социальный проект № 1 «Мой дом – моя семья».

Целью проекта является повышение уровня у обучающихся патриотического воспитания через создание семейного древа, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам. Задачами проекта выступают:

  1. Обогащение знаний обучающихся о своей семье;
  2. Воспитание уважительного отношения к истории своей семьи;
  3. Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков обучающихся.

В процессе создания проекта формировались рабочие группы методом жребия, что исключило негативные эмоции и разногласия между обучающимися. В состав рабочей группы входило 4 человека, каждый член рабочей группы имел свою роль, распределение ролей осуществлялось силами обучающихся. Результатом реализации проекта послужило создание семейного древа.

Социальный проект № 2 «Моя школа – мой город».

Его целью было повышение уровня патриотического воспитания через создание карты местонахождения образовательного учреждения и пути от дома до него, воспитание уважительного отношения к образовательному учреждению. Задачами данного проекта стали:

  1. Выяснение и поиск объектов, расположенных рядом с образовательным учреждением;
  2. Перенесение на карту найденных объектов;
  3. Составление маршрута от дома до образовательного учреждения.

Работа по данному проекту строилась аналогично проекту № 1, результатом его стала карта местонахождения образовательного учреждения по отношению к месту жительства обучающегося.

После проведения проектов нами было замечено повышение интереса к знаниям о соблюдении норм, установленных в Российской Федерации,  к семейным традициям, а также прививание уважительного отношения к родственникам и старшему поколению и, как следствие, любви к малой Родине.

Реализация данных проектов заложила основы моральных ценностей, норм поведения у обучающихся, которые присуще личности, обладающей гражданственной идентичностью. Таким образом, метод проектов играет значительную роль в формировании основ патриотического воспитания младшего школьника, поскольку он позволяет актуализировать знания детей, формировать эмоционально-ценностное отношение и включать младших школьников в социально-значимую деятельность.


Библиографическая ссылка

Ковалёва В.А., Дуда И.В. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18139 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674