Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Степанова Ю.Н. 1 Мищенко А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова»
Рациональное использование лесных ресурсов связано, прежде всего, с проблемой устойчивого управления лесами. Эта проблема актуальна для всех стран мира. Особое значение она имеет для России, осуществляющей стабилизацию рыночных отношений в условиях санкционного воздействия. Лесопромышленный комплекс, обладает некими особенностями, отражающимися в крайней степени подверженности к прямому воздействию климатических и метеорологических факторов. Изменяющиеся климатические условия являются основой рассогласования межвидовых взаимодействий в экосистемах, изменений в продуктивности лесных экосистем, смещения границ лесорастительных зон, сдвигов в сроках наступления фенологических событий. Кроме того, на степень подверженности климатическим изменениям оказывает влияние множество факторов, среди которых можно выделить экономические, социальные, политические, технологические и инновационные. Создание эффективной системы балансированного развития лесопромышленного предприятия является сложной задачей, связанной с формированием правовой, экономической и социальной базы, решением ряда научных и организационных проблем. При этом выделяются основные стратегические приоритеты, призванные обеспечить сохранение ресурсных и экологических функций леса. Сбалансированное управление лесопромышленным предприятием должно базироваться на критериях и индикаторах, характеризующих правила взаимодействия человека с лесными экосистемами. Критерии отражают стратегическую направленность реализации принципов устойчивого управления, а индикаторы включают в себя количественные показатели, обеспечивающие объективную оценку процессов управления.
лесопромышленный комплекс
лесопромышленное предприятие
инновации
управление
лесные ресурсы
1. Долженкова О. В., Горшенина М. В., Ковалева А. М. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 208-210.
2. Драпалюк М.В. Развитие инновационной деятельности в регионе: вектора взаимодействия инвесторов и стартапов [Текст]: монография / М.В.Драпалюк, С.С.Морковина, Ю.Н. Степанова. Издательство «Кнорус», Москва, 2014. С.327
3. Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 38-40.
4. Ларионов В.Г., Степанова Ю.Н. Управление устойчивым развитием лесопромышленного комплекса в условиях изменения внешней среды // Развитие идей Г.Ф. Морозова при переходе к устойчивому лесоуправлению. Материалы международной научно-технической юбилейной конференции 20-21 апреля 2017 г. / отв. ред. С.М. Мотвеев; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». - Воронеж, 2017. С. 324- 327 с.
5. Морковина С.С., Степанова Ю.Н. Развитие механизмов инвестирования малых инновационных предприятий (статья) // Социально экономические явления и процессы: международный журнал.- 2015 –Т.10, № 2. С.60-65.
6. Степанова Ю.Н., Крутько Е.В. Анализ рисковых аспектов инновационного развития хозяйствующих субъектов лесного сектора экономики // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18099
7. Степанова Ю.Н., Куницина И.А. Оценка инновационного потенциала в условиях изменения внешней среды в лесопромышленном комплексе // IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» https://www.scienceforum.ru/2017/21/27420. 2017 год.
8. Степанова Ю.Н., Чернышова С.С. Формирование инновационной среды, как важнейшего условия для системы управления лесопромышленным комплексом // IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» https://www.scienceforum.ru/2017/21/28737. 2017 год.

Предприятия лесопромышленного комплекса являются наиболее важными для изучения с точки зрения управления, ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости использования их продукции для экономики любых стран. Анализ состояния и проблем развития лесного комплекса России позволяет говорить о том, что природные лесные ресурсы могут стать мощным потенциалом для устойчивого развития экономики страны в целом. На сегодняшний момент, несмотря на то, что лесопромышленный комплекс обеспечивает своей продукцией практически все отрасли экономики, в структуре промышленного производства России его доля составляет лишь 4,3 %, что соответствует последнему месту. Это свидетельствует о том, что лесные ресурсы, как стратегическое сырье не только для государства в целом, но и для регионов не используются с должной эффективностью. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что основная часть лесопромышленных предприятий, относящихся к этой отрасли производства, являются градообразующими, то есть выступают частью сложной структуры, в которой город и предприятие неразрывны. При этом на градообразующее предприятие ложится не только экономическая, но и социальная нагрузка, в преобладающей мере обеспечивающие условия жизнедеятельности в населенном пункте, городе или даже регионе [1, c. 209] .

В условиях современных реалий, несмотря на определенный экономический рост в последние годы, экономическая обстановка из-за санкционных влияний в России остается достаточно сложной. В первую очередь это отражается в виде низкого уровня конкурентоспособности продукции российских лесопромышленных предприятий, в следствии технологической отсталости лесопромышленного комплекса в целом.

Новый процесс глобальных изменений на предприятиях лесопромышленного комплекса, обеспечивающий в ближайшей перспективе их устойчивый подъем, возможен только на инновационной, экономической и организационной основах, базирующийся на инновационном типе воспроизводства. Для запуска такого процесса необходимо сформировать и мобилизировать все внутренние источники развития предприятий и, прежде всего, имеющийся у них интеллектуальный потенциал, способный трансформироваться в технологическое развитие.

В свою очередь такими предприятиями необходимо грамотно управлять. Сложившийся в этой сфере опыт показывает, что управление инновационным развитием является весьма эффективным инструментом для лесопромышленных предприятий на всех уровнях инновационной деятельности. В целом эффективность инновационного развития лесопромышленного предприятия зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих хозяйствующих субъектов в отдельности, но и от процесса их взаимодействия друг с другом в качестве элементов большой общей системы по созданию и использованию новых технологий. Основные аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями, представлены на рисунке1.

Рисунок 1 -  Аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями

У лесопромышленных предприятий накопилось немало сложных проблем, требующих незамедлительного решения. Для обновления сильно изношенной материально-технической базы требуют модернизации основных фондов в минимальном размере 70 %. У лесозаготовительных производств наблюдается острая нехватка собственных средств. По статистическим данным в целом по отрасли отмечается низкая производительность труда. Актуальнейшими задачами на сегодняшний день являются повышение глубины переработки лесных ресурсов и изменение сырьевой направленности лесного экспорта России. Решение прежде всего этих задач позволит взять под контроль маршруты перевозки древесины, а также мощности по ее первичной переработке на предмет легальности происхождения и как следствие уплаты налогов в бюджеты РФ, что в свою очередь укрепит позиции российского лесного бизнеса на международной арене [2, c.238].

В продолжении вышесказанного, важным становится решение вопроса ценообразования и финансирования лесопромышленных предприятий. В настоящее время в России ведутся споры в отношении формирования арендной платы за пользование лесными ресурсами на фоне весьма высоких прочих фискальных платежей, включая экспортные пошлины. В то время как в мировой практике ситуация обратно противоположна, а именно высока начальная плата за лесные участки, а таможенные пошлины отсутствуют, что полностью позволяет устранить экономические барьеры на пути продвижения продукции лесопромышленных предприятий на мировой рынок.

Решение проблем, связанных с лесозаготовками возможно посредством вовлечения в эту сферу крупных лесопромышленных корпораций, но лишь при условии предоставления им лесных ресурсов в аренду или концессию на длительный срок. Данная экономическая политика позволит привлечь в отрасль большие объемы долгосрочных инвестиций. Следовательно, ближайшей задачей можно определить разработку современных экономических механизмов предоставления лесных ресурсов частным пользователям при условии наличия государственных функций по сохранению, лесовосстановлению лесов и контролю за проведением рубок [8, c.2]. 

Сегодня, государство не имеет возможности стратегического влияния на лесопромышленный комплекс, поскольку не существует четко эффективной и последовательной национальной лесной политики. При этом концепции и программы по развитию лесного хозяйства часто дублируют друг друга и содержат противоречивые, а иногда взаимоисключающие положения. Заявленная «Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года» и «Основные направления развития лесной промышленности» практически не работают, так как носят неконкретный характер и не подкреплены соответствующими законодательными актами и ресурсами [6, c.1].

В итоге, в отношении лесного комплекса сложилась нестабильная, постоянно меняющаяся нормативно-правовая база и налоговое законодательство. Крупные лесопромышленные предприятия испытывают недостаток сырья, а лесные ресурсы сдаются в аренду неэффективным лесопользователям, которые не несут никакой ответственности лесные ресурсы. Как производное, на инвестиционный климат в России оказывают негативное влияние «лесные войны» и слабое корпоративное право. Действующие законодательные основы не обеспечивают надёжную защиту интересов инвесторов и вложения в российский лесной сектор считаются весьма рискованными. 

Применительно к таможенной политике в лесном секторе можно отметить ее фискальный характер и отсутствие заградительных вывозных экспортных пошлин на круглые сортименты, а также наличие высоких вывозных экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины (целлюлозу, картон, упаковку), что делает ее малоэффективной. В качестве проблемы нельзя не отметить отсутствие гибкой системы реагирования на изменение конъюнктуры зарубежных товарных рынков, что, в случае падения мировых цен на лесные ресурсы, приводит к отрицательным финансовым результатам экспортной деятельности [3, c.38].

Кроме внешних, существует и ряд внутренних проблем, тормозящих отечественный лесопромышленный комплекс в области конкурентоспособности и требующих управленческих решений, а именно: рост тарифов на электроэнергию, газ, автотранспортные и железнодорожные перевозки, пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования [5, c.62].

Все вышеизложенные проблемы можно и нужно устранить и тогда лесопромышленные предприятия покажут хорошие показатели прибыли и это будет способствовать наиболее активному развитию лесопромышленного комплекса в целом, и он станет привлекательным для экономических интересов крупных вертикально-интегрированных компаний, где наблюдается активная деятельность российских инвесторов.

В целом, это позволит осуществить полноценное инвестиционное наполнение крупных экономически значимых проектов, а также обеспечит координацию всех базовых составляющих многоуровневой отрасли, активизирует внешнеэкономическую деятельность российских лесопромышленных предприятий и укрепит их позиции на международном рынке.

Однако, в настоящее время большинство лесопромышленных предприятий практически не способно к модернизации и развитию экологически чистых производств. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, по статистическим данным показывают показатели гораздо ниже своих возможностей.

 В сложившейся ситуации эффективное управление лесопромышленными предприятиями требует принятия мер, направленных на укрепление координации деятельности отраслей производства и переработки. Развитие и укрепление позиций государства в интересах эффективного лесопользования и лесовосстановления, а также в сфере внешнеторговой деятельности и международных контактов следует параллельно с основными тенденциями развития российской экономики [7, c.1]. 

Создание управленческой структурной вертикали: министерство природных ресурсов РФ; федеральное агентство лесного хозяйства; управление лесами, в значительной степени соответствует мировому опыту в вопросах государственного регулирования лесного сектора, и позволяет четко разделить функции органов управления по ведению хозяйства и надзору, а также распределить полномочия и определить сферы ответственности федеральных центров и субъектов РФ [4, c.324]. 

Таким образом, в качестве вывода отметим, что эффективное управление лесопромышленными предприятиями в условиях рыночной экономики должно обеспечить баланс экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, связанных с лесными ресурсами: государства, крупных отечественных и иностранных инвесторов, частных предпринимателей в области законодательства, инвестиционного климата, экономических рычагов и механизмов. 

 


Библиографическая ссылка

Степанова Ю.Н., Мищенко А.В. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18140 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674