Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кокарева М.Е. 1 Гордеев К.С. 1 Жидков А.А. 1 Пасечник А.С. 1 Егорова М.И. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Вслед за тем, как вчерашние выпускники поступили в вуз, у них возникает необходимость адаптироваться к иной культурно-образовательной сфере, что в свою очередь запускает механизм процесса адаптации. Результатом адаптационного процесса считается адаптированность. Данная статья направлена на исследование адаптированности студентов к образовательной деятельности. Актуальность исследования адаптированности студентов определяется тем, что в процессе обучения в университете закладываются основные элементы профессионализма, вырабатываются потребность и подготовленность к непрерывному профессиональному образованию и самообразованию в меняющихся условиях. Вследствие высокого уровня миграции населения, возникшего в настоящее время, в вузы России поступают люди, для которых русских язык, культура и характер отношений представляются незнакомыми; большое количество студентов являются выходцами из сельской местности, для которых уклад городской жизни является несвойственным. Такие студенты чаще всего испытывают трудности в процессе адаптированности к новой для себя деятельности. В статье рассмотрены этапы процесса адаптированности, и, непосредственно, ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе профессионального становления. Кроме этого, идентифицированы пути преодоления проблем адаптированности студентов вуза к образовательной деятельности.
адаптированность
трудности адаптирования
дезадаптированность
образовательный процесс
управление карьерой
самоанализ.
1. Акименко А.К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – №3. – стр. 56 – 61.
2. Гречкина Л.Ю. Изучение процесса адаптации студентов вуза // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – №1. – стр. 3 – 9.
3. Слабко Т. К., Чернявская В. С. Особенности самоотношения у студентов с разными уровнями адаптированности к вузу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – №11. – стр. 1-7.
4. Раимжанов С. С. Адаптированность студентов 1-го курса к учебной группе и к учебной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – №1. – стр. 126 – 129.
5. Петухова Е.А. Проблемы адаптации студентов первого курса и значение роли куратора в их решении // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – №9. – стр. 55 – 57.

На сегодняшний день вопрос эффективного обучения в вузе обусловлена потребностью человечества в компетентных специалистах, способных ориентироваться в затруднительных профессиональных ситуациях, готовых к профессиональному восхождению и развитию, отличающиеся высокой мобильностью и активностью. Эффективность обучения непосредственно зависит от адаптированности студентов к данному процессу.

Акименко А.К. рассматривает адаптированность как приспособление личности к жизни в обществе в соответствии с различными требованиями общества и личными потребностями, целями и интересами. Понятие «адаптированность» понимают также как уровень социального статуса и самоощущения человека, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, или своей жизнью [1].

Гречкина Л.Ю. говорит о процессе адаптированности не как о пассивном приспособлении человека к условиям и воздействиям образовательной среды, а как об активном взаимодействии человека с образовательной средой, в процессе которого происходит развитие и совершенствование личности человека [2].

Для того, чтобы достигнуть определённых успехов в процессе профессионального восхождения необходимо выстроить крепкий фундамент практических способностей, который будет содержать все совершенные умения и таланты физического лица. Путь по этой лестнице не обходится без определённых трудностей, требующих развитую способность к адаптированию.

Процесс адаптирования проходит несколько этапов:

  • ознакомление с новыми условиями обучения, с новыми требованиями преподавателей, с режимом и обязанностями студента, возникновение профессиональных намерений и целей;
  • адаптация непосредственно к образовательному процессу, к роли студента в группе;
  • адаптация к будущей профессиональной деятельности, к производственному коллективу, к самостоятельной профессиональной деятельности.

Явление эффективной адаптированности социального и психологического аспектов имеет актуальность для педагогической науки, для которой необходимо теоретическое понимание и разработка дидактических средств обучения, при помощи которых в процессе профессионально-педагогической подготовки можно обеспечить личность всеми необходимыми запасами знаний, умений и навыков, гарантирующих готовность индивида к управлению своей профессиональной карьерой.

Слабко Т. К., Чернявская В. С. В своём исследовании выяснили, что связь между успеваемостью и учебной адаптированностью имеет место быть. Выяснилось, что чем выше академическая успеваемость, тем выше степень адаптированности студентов к образовательной деятельности. Обнаружено, что чем выше баллы ЕГЭ, тем выше академическая успеваемость [3].

Необходимость стремительной адаптации к постоянно изменяющимся условиям современного мира имеет серьёзную значимость для поддержания профессиональной конкурентоспособности. Нормативные, то есть возникающие в процессе обучения, трудности в основном решаются посредством грамотного самоопределения и саморазвития.

Процесс адаптированности протекает через преодоление некоторого ряда трудностей. Рассматривать этот вопрос стоит непосредственно со стороны студентов, которые проходят через многие трудности профессионально-карьерного становления, обучаясь в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Классификация трудностей профессионального становления следующая:

1) Дидактические сложности. К таким сложностям относят неготовность к обширной самостоятельной работе; изложение материала сложным научным языком; знакомство с разнообразными формами и методами обучения, возможно ранее незнакомыми; резкая перемена объёма предоставляемого материала.

2) Социальные сложности психологического содержания. К таким сложностям относят: неготовность самостоятельного существования; резкая перемена общественного окружения; нестабильность нервной системы.

3) Профессиональные сложности. К ним чаще всего относят сомнения студентов в правильности выбора учебного заведения и будущей профессии.

Перечисленные трудности создают условия для дефицита внимания студентов в процессе обучение, неоднократные прогулы и медленной присоединение в учебный процесс. В учебный-воспитательский механизм подростки приходят, имея за спиной недостаточную школьную подготовку, инфантилизацию, неподходящую профессиональную мотивацию и, зачастую, негативной и равнодушное отношение к своей перспективной работе, которые, непосредственно, ведут к дезадаптироанности [4].

Любые препятствия означают и поиск их решения.

Во-первых, студенту необходимо как можно больше времени проводить в среде нового окружения. Совместные культурные походы в уютные заведения, посещение театров и музеев не только позволят сдружиться и сблизится с новым коллективом, но и обогатить общий кругозор.

Во-вторых, кураторам всех групп необходимо организовать подготовительные мероприятия, суть которых заключается в проведении профилактических бесед со студентами о новых методах обучения.

В-третьих, существенную роль в взаимодействии индивида и образовательного процесса играет посещение и дальнейшее анализирование разнообразных тренингов по повышению самооценки и коммуникабельности.

Получение высококачественного образования ставится в один ряд с обретением должного уровня профессиональной карьеры специалиста. Поэтому непрерывность образования имеет практический смысл для представителей молодого поколения, как и гарантированность предоставления разнообразных типов и видов образовательных учреждений и многообразие образовательных программ.

Образование для карьеры определяет рациональное распределение личностных ресурсов по видам деятельности, которые доставляли бы как моральное, так и материальное удовольствие.

В процессе становления профессиональной карьеры происходит формирование современной, целеустремлённой, мобильной личности, склонной к нововведениям и самосовершенствованию, обладающей умением координировать и контролировать трудовую деятельность [5].

Процесс привыкания студента к различным условиям профессиональной деятельности сводится к преодолению им психофизиологических и воспитательских сложностей. Процесс адаптации содержит в себе несколько принципов:

1) Наличие не менее двух объектов для осуществления взаимодействия;

2) Взаимодействие осуществляется в разнообразных условиях, к которым относят дисбаланс, несогласованность систем, которые в свою очередь позволяют достигнуть неплохой координации между образовательными системами;

3) При достижении этой цели предполагается наличие некоторых изменений.

К несчастью, стадии процесса адаптации каждым студентом преодолеваются по-разному, либо благополучно, либо с наличием определённый отрицательных ситуаций, затрудняющих адаптационный процесс.

Отличительной особенностью неадаптированных студентов является отсутствие навыков самоанализа и самооценивания. В результате, большая вероятность возникновения кризиса адаптации, имеющего своим следствием неблагоприятные эмоциональные потрясения и негативную реакция на определённые требования.

Выход из предполагаемого положения реализуется посредством предоставления подходящих условий для успешного функционирования психофизиологических и воспитательских механизмов. Человек, который в силах предоставить студентам такие условия, зовётся куратором. Он для бывших выпускником становится проводником, первым преподавателем и товарищем. Насколько грамотным и квалифицированным окажется куратор, настолько продуктивным станет предстоящее обучение студентов в вузе. От него же зависит плодотворность межгрупповых отношений.

Каждый куратор выполняет определённые функции, способствующие обучению первокурсников:

1) курирование учебной деятельности студентов, включающий успеваемость, посещаемость учебных занятий, осведомление о практической стороне деятельности вуза.

2) осуществление воспитательной деятельности, включающей ознакомление с традициями вуза и их соблюдение, организацию морально-психологической атмосферы в группе, обучение правилам подобающего поведения в университете, а также основам университетской культуры и навыкам общения. Сюда же входит совместное создание и организация мероприятий во внеучебной жизни.

3) организация работы с законными представителями первокурсников. Чаще всего этому вопросу уделяют значительно небольшое внимание, а это отражается как на учебном, так и на воспитательной процессах.

Можно сделать вывод о том, что куратор играет значительную роль в процессе адаптированности студентов к жизни в вузе. Он помогает бывшим выпускникам взаимодействовать с преподавателями и устанавливать благоприятные отношения среди товарищей в группе, что в свою очередь повышает уровень профессиональной культуры студентов.

Таким образом, адаптированность - это сложный процесс, нацеленный на вовлечение личности в социальную среду и производственные отношения, на усвоение людьми новых социальных ролей, образование мотивационной сферы, оценка самого себя и своего окружения. Кроме того, в новой профессиональной среде изменяется как сам человек, так и среда, в которой между ними формируются отношения, то есть происходит перестраивание структуры поведения и деятельность, а это и значит – адаптированность.


Библиографическая ссылка

Кокарева М.Е., Гордеев К.С., Жидков А.А., Пасечник А.С., Егорова М.И. АДАПТИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18148 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674