Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Габисова А.Ю. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Данная статья посвящена развитию навыков произношения у учащихся среднего и старшего возраста с использованием песен на английском языке. В статье говорится о том, что необходимо делать учителю, чтобы развить фонетический слух и сформировать произносительные навыки у своих учеников на уроках английского языка. В работе представлена классификация фонетических упражнений с использованием песен для совершенствования навыков произношения учащихся. Зачастую в школах на уроках английского языка фонетике уделяется мало времени. Постановка произношения является самым сложным в работе учителя. Ему необходимо использовать упражнения в слушании, чтобы развить фонетический слух у своих учеников, и упражнения в воспроизведении, чтобы сформировать произносительные навыки. Эффективной для совершенствования произношения является работа с песнями на английском языке. Такие песни предоставляют нам примеры подлинного (собственно произнесённого носителем языка), легко запоминающегося, ритмичного языка. Также прослушивание песен своего любимого исполнителя может мотивировать учеников на выполнение последующих заданий. Поскольку целью обучения иностранному языку являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте, который успешно реализуется с помощью аутентичного песенного материала.
произношение
песни
комплекс упражнений
английский язык.
1. Леви В. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. – 1966. - № 8, С. 13 – 19.
2. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 3, С.14 – 17.
3. Орлова Н.Ф. Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности. – М.: Просвещение, 1991. – 370 с.
4. Хомутова, А.А. Фонетическая компетенция: структура и содержание / А.А. Хомутова. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Челябинск, 2013. - №2. – С. 71-73.
5. Хорошилова С.П., Макаренко М.А. Изучение стереотипов восприятия акцентов: русский акцент в восприятии китайских билингвов // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2015. № 9. С. 110-116.
6. Хорошилова С.П., Бехтенова С.М. Фонетическая зарядка как основа формирования произносительных навыков обучающихся иностранному языку //Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 10. С. 239-244.
7. Balbina Ebong & Marta J. Sabbadini, British Council, Cameroon: [Электронныйресурс]: 2007. URL: http://www.teachingenglish.org.uk/article/developing-pronunciation-through-songs (Дата обращения: 20.01.2018).
8. Graham C. Jass Chants: Phythms of American English as a Second Language. – N.Y.: Oxford University Press, 1978. – 280 p.

В области лингвистики термин «компетенция» был введён Н. Хомским и обозначал знание системы языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения. Постепенно в зарубежной, а затем в отечественной методике, в противовес лингвистической компетенции Н. Хомского появился методический термин «коммуникативная компетенция», под которым стали понимать способность осуществлять общение посредством языка. Фонетическая компетенция – это основанная на знаниях, умениях, навыках и отношениях способность индивида осуществлять иноязычную коммуникативную компетенцию в соответствии с произносительными нормами изучаемого языка [4]. Фонетическая компетенция играет важную роль  в идентификации личности  изучающего иностранный язык носителями и неносителями языковой нормы [5]. Теоретический материал, обсуждаемый на занятиях, сопровождается соответствующими аудиозаписями носителей языка, что даёт возможность изучать теоретический аспект на практике, формировать фонетическую компетенцию у учащихся, исключая оторванность теоретических знаний от речевой ситуации [6]. Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном языке, ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли [7]. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии. Это убедительно доказала американский методист, преподаватель английского языка Кэрол Грэхэм [1]. 

Зачастую в школах на уроках английского языка фонетике уделяется мало времени. Постановка произношения является самым сложным в работе учителя. Ему необходимо использовать упражнения в слушании, чтобы развить фонетический слух у своих учеников, и упражнения в воспроизведении, чтобы сформировать произносительные навыки. Эффективной для совершенствования произношения является работа с песнями на английском языке. Такие песни предоставляют нам примеры подлинного (собственно произнесённого носителем языка), легко запоминающегося, ритмичного языка. Также прослушивание песен своего любимого исполнителя может мотивировать учеников на выполнение последующих заданий.

Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Также она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [2]. Так как целью обучения иностранному языку являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений различного страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте, который успешно реализуется с помощью аутентичного песенного материала [3].

На разработанном нами уроке ученики работают с песней “Count On Me”, Bruno Mars. Выбор данной песни обусловлен тем, что в ней говорится о важных человеческих ценностях – внимании, понимании, взаимопомощи. С помощью данного аутентичного песенного материала будет произведена отработка согласных звуков английского языка.

Предтекстовый этап. Учитель спрашивает учеников, знают ли они, что такое минимальные пары в английском языке (Do you know anything about minimal pairs in English?). Они отвечают на поставленный вопрос, затем учитель даёт свой комментарий, а также демонстрируют данное понятие примерами и показывает презентацию. Минимальная пара – это два слова, которые отличаются между собой всего одним звуком (men – pen). Учитель уточняет у учеников, всё ли они поняли и есть ли у них вопросы, а также просит учащихся привести свои примеры минимальных пар в английском языке. Затем учитель говорит учащимся, что сейчас они будут слушать песню известного зарубежного исполнителя Bruno Mars под названием «Count On Me». Учитель показывает учащимся слайд с картинками о дружбе. Ученики предполагают, о чём данная песня, в чём её смысл.

Текстовый этап. Далее производится прослушивание песни и проверка высказанных предположений о её содержании. Затем учитель раздаёт учащимся текст песни (каждому ученику по отдельному экземпляру). Ученики читают текст песни вслух по одному, а затем задают вопросы учителю.

Послетекстовый этап. После того, как учитель отвечает на вопросы учащихся, он даёт им задание (перед этим он забирает раздаточный материал в виде текста песни). Учащиеся получают другой текст песни с пропусками (по одному экземпляру на парту, так как работа производится в парах). Также им выдаются отдельные карточки с минимальными парами, которые им нужно сопоставить. Всего должно получиться шесть минимальных пар (dark – park; light – right; need – read; count – sound; fall – call; made – shade). Учитель подходит к каждой паре учеников и проверяет, верно ли они составили минимальные пары, если нет, то помогает им. Затем все ученики хором произносят все составленные минимальные пары. После этого учащиеся прослушивают песню и заполняют каждый пропуск услышанным словом. Это задание необходимо для того, чтобы учащиеся могли слышать и видеть разницу между созвучными, но абсолютно разными словами.  Затем производится проверка проделанной работы. Ученики по очереди отвечают, какое слово они вставили вместо пропуска. Если ответ неверный, то учитель спрашивает у остальных учеников, какой вариант выбрали они и комментирует его. Данное упражнение является языковым, так как оно основано на принципе применения полученных знаний.

Домашнее задание. Ученикам необходимо дома петь первый куплет и припев песни, а также выбрать из данной песни 3 слова и придумать к ним минимальную пару (всего получится три минимальных пары) и записать в тетрадь. С помощью данного задания учитель проверит, насколько хорошо учащиеся поняли данный материал.  

Для того чтобы работа с песнями на уроках совершенствования навыков произношения была более эффективной, представляется рациональным предложить классификацию упражнений, с использованием песенного материала:

  • Упражнения с использованием песен для отработки отдельных звуков;
  • Упражнения с использованием песен для отработки произношения слов;
  • Упражнения с использованием песен для отработки навыков связной речи.

Стоит отметить, что все рассматриваемые нами упражнения предназначены для учеников среднего и старшего возраста. Важным является то, что для проведения данных заданий учителю необходимо иметь в своём распоряжении технические средства обучения в классе для воспроизведения аудиозаписей. Также стоит сказать, что предпочтение следует отдавать аутентичному языковому песенному материалу. При восприятии песни благодаря наличию вербального текста, сочиненного носителями языка, информация извлекается из «естественных форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к языку путем» [4].

  • Упражнения с использованием песен для отработки звуков.
  1. Учитель заменяет пропусками несколько рифм в песне. Ученики слушают песню и заполняют пропуски. Более сильные ученики могут классифицировать слова в соответствии с услышанными звуками.

Песенный материал

Bruno Mars “Count on Me”

[Verse]

If you ever find yourself stuck in the middle of the sea

I'll sail the world to find you

If you ever find yourself lost in the 1.____________ and you can't see

I'll be the 2._____________ to guide you

[Bridge]

Find out what we're made of

What we are called to help our friends in 3._____________

[Chorus]

You can 4.______________ on me like one, two, three

I'll be there and I know when I need it

I can count on you like four, three, two

And you'll be there 'cause that's what friends

Are supposed to do, oh yeah, ooh, ooh

[Verse]

If you toss and you turn and you just can't 5.______________ asleep

I'll sing a song beside you

And if you ever forget how much you really mean to me

Everyday I will remind you

[Bridge]

Find out what we're 6.______________ of

What we are called to help our friends in need

[Chorus]

You can 7._____________ on me like one, two, three

I'll be there and I know when I need it

I can count on you like four, three, two

And you'll be there 'cause that's what friends

Are supposed to do, oh yeah, ooh, ooh, yeah, yeah

[Bridge]

You'll always have my shoulder when you cry

I'll never let go, never say goodbye

[Chorus]

You can 8.______________ on me like one, two, three

I'll be there and I know when I need it

I can count on you like four, three, two

And you'll be there 'cause that's what friends

Are supposed to do, oh yeah, ooh, ooh

You can count on me 'cause I can count on you

Комментарий: Звуки являются самыми маленькими единицами, из которых складываются слова. Все языки различаются по диапазону звуков и ученикам достаточно трудно уловить разницу между некоторыми из них. Песни являются доступным примером разговорного английского, поэтому они могут помочь в развитии произношения. Рифмы в песнях помогают учащимся отработать одинаковые звуки

  1. Учитель выбирает шесть слов из песни, к которым можно подобрать минимальные пары, например:
  • Pan - ban;
  • Hunger – anger;
  • Man – mad. (Из песни «Imagine», Дж. Леннон)

Учитель отдельно пишет минимальные пары на карточках и раздаёт по набору данных карточек малым группам учеников (по 4-5 человек). Учащиеся должны соединить минимальные пары, затем прослушать песню и выбрать слова, которые в ней прозвучали.

Комментарий: с помощью данного упражнения учитель подчеркнёт различия между звуками и с помощью слов песни продемонстрирует, как один звук может изменить значение слова.

  • Упражнения с использованием песен для отработки слов
  1. Учитель раздаёт текст песни, где помечены несколько слов для того, чтобы ученики угадали количество слогов. Рядом с каждым таким словом должен быть пропуск для того, чтобы ученики записали предполагаемое число слогов. Затем учащиеся слушают песню и проверяют свои предположения. С сильными учениками можно повторить упражнение, при этом усложнив задание. Учащимся необходимо будет в процессе слушания песни указать ударные слоги в помеченных словах. Затем они поют данную песню, тренируя эти слова.

Комментарий: слова в песни неразрывно связаны с музыкой, это помогает ученикам легче понять количество слогов в слове, а также ударение. Более того, как правило, при выполнении подобного рода заданий, на уроке царит спокойная атмосфера, это позволяет ученикам неосознанно справиться с произносительными трудностями. Стоит отметить, что песни содержат бесконечное количество примеров слабых форм слога, что позволяет ученикам осознать, как произносятся служебные слова в английском языке. 

  • Упражнения с использованием песен для отработки связной речи.
  1. Ученикам предлагается текст песни, с исправленными сокращёнными формами на полные, например:
  • «I am wondering why»;
  • «I cannot see».

Затем учащиеся слушают песню, находят сокращённые формы. На втором прослушивании ученики переписывают слова с сокращёнными формами:

  • «I’m wondering why»;
  • «I can’t see».

Комментарий: некоторые ученики имеют особенность произносить слова по отдельности, данное упражнение поможет им отработать связную речь. Также некоторые учащиеся могут думать, что сокращения являются признаком сленга. Выполнение данного задания обеспечит им понимания того, что сокращённые формы не являются неверным вариантом произношения, они естественны для английского языка. Песни, особенно припевы, содержат примеры таких фраз, которые зачастую ученикам трудно разобрать. Музыка также подчёркивает поток слов, беглость речи, что необходимо ученикам. Данное задание можно применять на уроках английского языка даже со слабыми учениками.   

  1. Учитель проигрывает каждую строчку припева, пока ученики не поймут ритм песни. Затем учащиеся в группах распределяют в правильном порядке строки песни (они напечатаны на бумаге и разрезаны), помня о мелодии. Также можно усложнить задание, попросив детей подчеркнуть только ударные слова в строках песни и петь только их, заменяя остальные слова «мычанием». Ученики могут попрактиковаться и представить своё пение классу. Более творческие группы могут написать свои слова, которые подойдут данной мелодии.

Комментарий: данное упражнение поможет разобрать поток слов, освоить беглость речи в песне, а также научится определять ударные слова. Стоит отметить, что это задание более трудное и предназначено для более сильных учеников.

Итак, упражнения с использованием песен на английском языке способствуют развитию у учащихся навыков произношения. Стоит отметить, что нет «стандартных песен» для совершенствования произношения. Любая песня может стать примером для самых разных аспектов произношения. Однако учителю стоит помнить, что нужно выбирать более-менее понятные учащимся песни, не слишком быстрые, которые легко запоминаются, возможно, даже знакомые детям песни. Не следует выбирать слишком сложные задания. Упражнения должны быть продуманы в зависимости от того, какие особенности произношения ученики прорабатывают на данном уроке. Также стоит добавить, что данные задания являются творческими и предназначены для  учеников среднего и старшего возраста.


Библиографическая ссылка

Габисова А.Ю. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНОГО ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18171 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674