Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Колдина М.И. 1 Сундеева М.О. 1 Татаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается компетентностный подход в сфере образования. Отмечены идеи компетентностного подхода, разработанные Л.О. Филатовой. Анализированы понятия «компетенция» и «компетентность». Указывается на необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога правовой компоненты. Акцентируется внимание на понятии правовой компетенции, а также описывается процесс её формирования. Актуализируется необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Правовая компетенция рассматривается в виде компоненты профессиональной подготовки специалиста, которая в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом. Анализируются требования к подготовке педагога профессионального обучения, установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года. Отмечено, что представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога. Сделан вывод о том, что формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.
компетентностный подход
компетенция
компетентность
правовая компетентность
профессиональное обучение
1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6070.
2. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)" // Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39534.
3. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. - № 2. – 2012. - C. 24-28
4. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Общероссийский научный и научно-практический юридический журнал. – 2012. - № 10 (53).
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 11-12. – С. 100-102.
6. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.
7. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Введение. В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория, как «компетентность», а также обосновываются использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании.

Сегодня компетентностный подход в образовании противопоставляется знаниевому и деятельностному подходам к определению целей, результатов и соответственно стандартов высшего профессионального образования. В. Байденко, говоря о переходе от квалификационного к компетентностному подходу, в числе факторов, детерминирующих эту тенденцию, называет новые требования к выпускникам.

Компетентностный подход в образовании. Основные идеи компетентностного подхода были сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

  • компетентность объединяет в себе знаниевую и деятельностную составляющую образования;
  • понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
  • оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;
  • компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
  • в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
  • компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
  • компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
  • понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;
  • компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция – это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;
  • компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения [6].

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [7].

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской) [7].

Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Понятие правовой компетенции. В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности и правовой компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В., правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом [4].

Правовая компетентность педагога представляет собой интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей [3]. Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой компетентности специалистов других отраслей общественного производства, поскольку она:

  • предполагает знание правовых норм и опыт их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
  •  обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования образовательных отношений;
  •  служит средством развития правовой культуры учащихся;
  •  включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
  •  является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной деятельности;
  •  позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ каждый стандарт включает 3 вида требований:

       1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

       2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

       3) требования к результатам освоения основных образовательных программ [1].

Требования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата заключаются в том, что у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Требования к подготовке педагога профессионального обучения установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года [2]. Он предусматривает профессиональные компетенции, относящиеся к:

  1. учебно-профессиональной деятельности [2]:
  • способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
  • способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2)
  • способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в СПО (ПК-3);
  • способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
  • способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
  • готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
  • готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
  • готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);
  • готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
  • готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
  1. научно-исследовательской деятельности [2]:
  • способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
  • готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);
  • готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
  • готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);
  1. образовательно-проектировочной деятельности [2]:
  • способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
  • способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);
  • способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);
  • способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
  • готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);
  • готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);
  • готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);
  • готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);
  • готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);
  • организационно-технологическая деятельность:
  • способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
  • способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
  • готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
  • готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);
  • готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);
  • готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
  • готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Формирование правовых компетенций. Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Следовательно, в процессе подготовки педагога профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» необходимо, наряду с перечисленными в ФГОСе профессиональными компетенциями, формировать дополнительные правовые компетенции. Представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога [5].

Формирование правовой компетентности происходит в процессе освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, умений, навыков правового характера - знаний о праве, правовых ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать, использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, в профессиональной деятельности, а также в практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны перерасти в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые нормы, проявлять правовую активность [4].

Предусмотренные рабочим учебным планом по профилю подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» юридические дисциплины позволят выделить блок дополнительных правовых компетенций. Правовые компетенции можно разделить на три группы: общеправовые, процессуально-правовые, отвечающие за совершение правовых действий и профессионально-правовые компетенции, позволяющие осуществлять разработку правовых актов.

Заключение. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность преподавателя определяется уровнем его правосознания и правовой активности. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

Формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.


Библиографическая ссылка

Колдина М.И., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18404 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674