Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-НЕНЦЕВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ

Флотский Н.С. 1 Флотская Н.Ю. 1 Буланова С.Ю. 1 Пономарева М.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
В статье рассматривается проблема этнической идентичности подростков-ненцев, представителей коренных народов Крайнего Севера России. Представлено исследование специфики этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с их сверстниками русской национальности. Респондентами являлись подростки 12-15 лет мужского и женского пола русской национальности, проживающие на территории Архангельской области, и их сверстники-ненцы, проживающие на территории Ненецкого автономного округа. В исследовании анализировались показатели этнической идентичности (этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм), входящие в психодиагностическую методику Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности». В ходе изучения этнической идентичности мальчиков и девочек подросткового возраста ненецкой национальности было установлено, что существует специфика этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с их сверстниками русской национальности. Наибольшие различия в показателях этнической идентичности между представителями ненецкой и русской национальности были выявлены у респондентов мужского пола. У мальчиков ненецкой национальности в сравнении с их русскими сверстниками отличаются показатели этнической индифферентности, позитивной этнической идентичности и этнофанатизма. У девочек ненецкой национальности в сравнении с их русскими сверстницами отличается только один показатель - позитивная этническая идентичность.
Этническая идентичность
подростковый возраст
подростки ненецкой национальности
подростки русской национальности
1. Зверева М.А. Психологические особенности взаимосвязи этнических автостереотипов и этнической идентичности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2010. № 3. – С. 1-11.
2. Солдатова Г.У. Диагностика типов этнической идентичности / Психология общения, под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-центр. 2011 - 511 с.
3. Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Этническая идентичность и ее уровни как критерии психического здоровья детей и подростков. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
4. Чеботарёва Е.Ю. Этническая идентичность молодёжи в полиэтнической среде // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012. №1. С. 22-28.
5. Flotskaya N., Bulanova S., Ponomareva M., Flotskiy N., Konopleva T. Gender Identity Development among Teenagers Living in the Subarctic Region of Russia // Behav. Sci. 2018, 8(10), 90.

Исследование выполнено при поддержке проекта № 07-2018-02а «Изучение личности и этнической идентичности у подростков – ненцев, проживающих на территории Архангельской области»

Современная отечественная психологическая наука все чаще обращается к проблемам психического развития в подростковом возрасте. На наш взгляд, это является вполне обоснованным, т.к. данный период особенно значим для становления личности человека. Известно, что в данном возрасте осуществляется переход от детства к зрелости в социальном, эмоциональном и когнитивном аспектах. Такой переход сопровождается формированием у подростка чувства взрослости, отражающего изменение системы отношений к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Приобретение этих признаков проявляется в самоутверждении и демонстрации собственной позиции родителям и сверстникам. Характеристики подросткового возраста включают целый ряд компонентов: кризисность развития, специфическую социальную активность, изменение системы ценностей, формирование самосознания. Все это определяет новую жизненную позицию подростка по отношению как к окружающим, так и к себе. В подростковом возрасте отмечается особая восприимчивость к усвоению ценностей, норм и образцов поведения, что связано с процессом становления идентичности [5]. При этом подростковый период значим для развития личностной идентичности, гендерной идентичности, этнической и других видов идентичности [1,3].

Учитывая, что одной из особенностей современного социума является поликультурность и многоконфессиональность, на первый план выходят проблемы обеспечения взаимопонимания, позитивного и толерантного отношения членов общества друг к другу. Исторически сложилось так, что в России указанные проблемы всегда существовали и, как правило, находили свое решение [4]. Сфера межэтнического взаимодействия особенно уязвима с точки зрения возникновения негативных стереотипов, предрассудков, которые могут приводить к межэтническим конфликтам. Для профилактики и предотвращения подобных проблем необходимы специальные исследования процесса становления этнической идентичности у представителей разных национальностей и народностей. Так, на приарктических территориях Европейского Севера России проживают представители коренного малочисленного народа – ненцы. Эта народность отличается самобытным жизненным укладом и своеобразной культурой, что неизбежно отражается на их самосознании и идентичности.

Интенсивные социальные изменения в сфере этнических процессов малых и малочисленных этносов России, начавшийся в начале XXI века, государственные программы, направленные на сохранение малочисленных народов, их языка, культуры оказали большое влияние на развитие идентичности представителей этих этносов, в том числе и представителей коренных народов Крайнего Севера. В современном поликультурном российском обществе большую актуальность приобретает сохранение этнокультурной преемственности и формирование современного исторического сознания, интеграция этнической и гражданской идентичности у коренных малочисленных народов Крайнего Севера и Арктики. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации нацеливает работу образовательных учреждений всех уровней на создание условий, обеспечивающих формирование этнокультурной идентичности обучающихся.

В связи с этим, интерес представляет исследование специфики этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с их сверстниками русской национальности. Целью нашей работы являлось изучение этнической идентичности мальчиков и девочек подросткового возраста ненецкой национальности.

Эмпирическое исследование проводилось с апреля по июнь 2018 года на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области. В качестве респондентов выступили 47 подростков ненецкой национальности (26 мальчиков и 21 девочка) и 61 подросток русской национальности (32 мальчика и 29 девочек) в возрасте 12-15 лет. В исследовании была использована психодиагностическая методика Г.У.?Солдатовой, С.В.?Рыжовой «Типы этнической идентичности» [2]. Методика включает 6 шкал: этнонигилизм (отрицание собственной этнической идентичности), этническая индифферентность (неопределенность собственной этнической идентичности и безразличие к этнической принадлежности других), позитивная этническая идентичность (уважительное отношение к любой этнической принадлежности), этноэгоизм (подчеркивание преимущества своей этнической группы), этноизоляционизм (убежденность в превосходстве своей этнической группы), этнофанатизм (готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы).

Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии особенностей в характеристиках этнической идентичности у подростков ненецкой национальности в сравнении с их русскими сверстниками. Данные особенности в большей степени выражены у подростков-мальчиков. Однако у мальчиков и девочек той и другой национальности существуют общие тенденции в характеристиках этнической идентичности. Так, наибольшую степень выраженности у мальчиков и девочек той и другой национальности в подростковом возрасте имеют такие показатели, как позитивная этническая идентичность и этническая индифферентность. В то время, как наименьшую степень выраженности имеет показатель этнонигилизма.

При сравнении характеристик этнической идентичности у мальчиков и девочек ненецкой и русской национальности можно отметить, что показатели этнонигилизма, этнической индифферентности и позитивной этнической идентичности чуть выше у подростков русской национальности, а показатели этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма – чуть выше у подростков ненецкой национальности. Причем данные отличия имеют место и у мальчиков, и у девочек (рис. 1, рис. 2). Предполагаем, что такое сходство в характеристиках этнической идентичности у мальчиков и девочек может объясняться влиянием общей социокультурной и образовательной среды, в которой они находятся.

Рис. 1. Этническая идентичность мальчиков подросткового возраста ненецкой русской национальности

Рис. 2. Этническая идентичность девочек подросткового возраста ненецкой русской национальности

Анализируя результаты, полученные у респондентов мужского пола, можно отметить, что у мальчиков ненецкой национальности в сравнении с их русскими сверстниками существенно ниже показатели этнической индифферентности (p<0,001), позитивной этнической идентичности (p<0,01) и существенно выше показатель этнофанатизма (p<0,05). То есть, у мальчиков-ненцев более выражена готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы, в то же время, менее выражены неопределенность собственной этнической идентичности и безразличие к этнической принадлежности других, а также уважительное отношение к любой этнической принадлежности. Предполагаем, что в подростковом возрасте мальчики-ненцы острее чувствуют собственную национальную принадлежность, стремятся ее подчеркнуть, испытывают потребность находиться внутри своей этнической группы и защищать ее интересы. Все это обусловливает их гораздо меньшее внимание к другим этносам и менее дружелюбное к ним отношение.

Анализируя результаты, полученные у респондентов женского пола, подчеркнем, что

у девочек ненецкой национальности в сравнении с их русскими сверстницами существенно ниже только один показатель - позитивная этническая идентичность (p<0,01). При этом сам по себе он несколько выше, чем у мальчиков – ненцев. Схожесть показателей этнической идентичности у девочек подросткового возраста ненецкой и русской национальности может, на наш взгляд, объясняться тем, что для девочек – ненок не так значимы преимущества своей этнической группы, они не испытывают необходимости чувствовать ее превосходство. Поскольку девочки в целом менее склонны к агрессии, то девочки-ненки не демонстрируют готовность отстаивать интересы своей этнической группы в агрессивных формах.

Таким образом, наибольшие различия в показателях этнической идентичности между представителями ненецкой и русской национальности были выявлены у респондентов мужского пола. У мальчиков-ненцев менее выражены неопределенность собственной этнической идентичности и безразличие к этнической принадлежности других, а также уважительное отношение к любой этнической принадлежности, при этом у мальчиков-ненцев более выражена готовность к агрессивным действиям в интересах своей этнической группы в сравнении с их русскими сверстниками. Сравнительно меньшие различия в показателях этнической идентичности между представителями ненецкой и русской национальности были выявлены у респондентов женского пола. Девочки-ненки в меньшей степени демонстрируют уважительное отношение к представителям любой этнической принадлежности, чем их русские сверстницы. Итак, в ходе изучения этнической идентичности мальчиков и девочек подросткового возраста ненецкой национальности было установлено, что существует специфика этнической идентичности подростков-ненцев в сравнении с их сверстниками русской национальности.


Библиографическая ссылка

Флотский Н.С., Флотская Н.Ю., Буланова С.Ю., Пономарева М.А. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ-НЕНЦЕВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19249 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674