Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Гусева С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ. Актуальность проблемы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Одной из инновационных технологий на современном этапе является метод проектов. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается задача формирования начальных представлений о ЗОЖ у детей в ДОУ [5]. По данным исследований (А.А. Баранова, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаной, Г.Н. Сердюковской, Т.И. Стукаловой, А.М. Чёрных) за последнее десятилетие на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины (Амосов Н.М., Семенов С.П., Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.). В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила своё развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.). Педагоги понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ставят цели и результаты, к которым необходимо стремиться. Реализация поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ в ДОУ возможна через осуществление проектной деятельности. Исследовали её Джон Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат. Гамова С.Н. и Боровлева А.М. разработали паспорт проекта, направленный на формирование представлений об органах чувств у человека, с включением проблемных ситуаций [2]. Сидорова А.П. рекомендует осуществлять метод проектов в три этапа: 1. I этап – подготовительный. 2. II этап – экспериментальный. 3. III этап – обобщающий. Батенёвой Л.И. был разработан и реализован познавательный проект «Наш организм». Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми повышает уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, родители проявляют больше внимания к проблеме улучшения культуры здоровья в своей семье.
метод проектов
здоровый образ жизни
дошкольники
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Гамова, С. Н. Организация проблемных ситуаций для старших дошкольников в про-екте "Удивительный мир органов чувств" / Светлана Гамова, Анастасия Боровлева [Текст] // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 4 (70). - С. 54-61.
3. Дошкольное образование /Статьи / «Формирование начальных представлений детей о видах спорта» Самойлова Е.А. 03.02.2018 – URL: https://infourok.ru/formirovanie-nachalnih-predstavleniy-detey-o-vidah-sporta-2538728.html (дата обращения: 10.11.2018).
4. Дошкольное образование / Научные работы / «Формирование у старших дошколь-ников представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность» Сидорова А.П. 11.03.2017 – URL: https://infourok.ru/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-predstavleniy-o-zdorovom-obraze-zhizni-cherez-proektnuyu-deyatelnost-1678590.html (дата обращения: 11.11.2018).
5. п. 2.6 ФГОС ДО./ Учебно-методический кабинет. 2011 - 2018 – URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения: 11.11.2018).
6. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е. С. Полат М.: ВЛАДОС, 2000. - № 1. - С. 81-85.
7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru /Статья / «Использование метода проектов в формировании у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (из опыта работы)» Батенёва Л.И. 22.03.2016 – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/03/22/ispolzovanie-metoda-proektov-v-formirovanii-u (дата обращения: 9.11.2018).

Актуальность проблемы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Одной из инновационных технологий на современном этапе является метод проектов.

Метод проектов - это стимулирование интереса воспитанников (обучающихся) к знанию, умению. Важно научить применять на практике эти знания для решения конкретных проблем вне стен дошкольного (учебного) заведения [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается задача формирования начальных представлений о ЗОЖ у детей в ДОУ [5].

По данным исследований (А.А. Баранова, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаной, Г.Н. Сердюковской, Т.И. Стукаловой, А.М. Чёрных) за последнее десятилетие на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Здоровый ребёнок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребёнка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.

Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины (Амосов Н.М., Семенов С.П., Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.). В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила своё развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.).

Педагоги понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ставят цели и результаты, к которым необходимо стремиться. При этом максимально реализуются задачи образовательной области «Физическое развитие»:

  • приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств воспитанников;
  • становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами [3].

Реализация поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ в ДОУ возможна через осуществление проектной деятельности. Исследовали её Джон Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат.

По мнению Е.С. Полата, обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что она является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». Преимуществом проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учётом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников [6].

Гамова С.Н. и Боровлева А.М. разработали паспорт проекта, направленный на формирование представлений об органах чувств у человека, с включением проблемных ситуаций [2].

Сидорова А.П. рекомендует осуществлять метод проектов в три этапа:

  1. I этап – подготовительный: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определяется, что реально и потенциально может получить ребёнок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ.
  2. II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводится формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни; посредством повторного опроса и наблюдения собирается информация о полученных результатах.
  3. III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточняются выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы [4].

Батенёвой Л.И. был разработан и реализован познавательный проект «Наш организм».

Цель проекта:

  • формировать представление детей о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов.

Задачи проекта:

  • дать детям представления об устройстве и функционировании органов;
  • довести до сознания детей понимание необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
  • создать дидактический материал по ознакомлению детей с организмом человека.

Тип проекта: познавательный.

Выделение следующих разделов проектной деятельности:

  • Знакомство детей со строением и частями тела человека.
  • Знакомство с внутренними органами, их значением и функциями.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Что такое ЗОЖ?
  • Соблюдение режима.
  • Правильное питание, Витамины «Что такое витамины и где они живут».
  • Культурно-гигиенические навыки, «Чистота-залог здоровья».
  • Формирование потребности в движении.
  • Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
  • Создание методических материалов: плакаты строения человека, строение различных органов, дидактические игры.
  • Осуществление подборки познавательной и художественной литературы. Большую помощь в этом оказали родители.

Поисково-исследовательская деятельность:

деятельность с детьми проводились в игровой форме в виде путешествий:

  • «Из чего я сделан»;
  • «Путешествие в организм человека»;
  • «Наши надежные помощники»;
  • «Путешествие в страну витаминов»;
  • «В стране лёгких».

В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за глазами, ушами, руками и смогли ответить на вопросы исследовательско - поискового характера:

  • Зачем нужна еда?
  • Куда девается съеденная пища?
  • Зачем нам нужен нос?
  • Кто охраняет глаза?
  • Из чего мы состоим?

Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность, где ребята проводили опыты и практические упражнения:

  • «Что можно почувствовать рукой? (холодно, горячо)».
  • «Послушай своё сердце».
  • «Посчитай удары пульса».
  • «Рассмотри кожи рук через лупу».

Полученные знания дети закрепляли в игровой деятельности.

Дидактические игры:

  • «Узнай по вкусу»;
  • «Узнай по запаху»;
  • «Узнай по голосу»;
  • «Моё тело, как оно устроено»;
  • «Полезные продукты»;
  • «Части тела».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Поликлиника»,
  • «Аптека»,
  • «Терапевт»,
  • «Лор – врач»,
  • «Окулист».

Главной частью проектной деятельности стало взаимодействие с семьями воспитанников, союзниками в этой работе стали родители. Для них был проведен семинар, консультации по основам формирования ЗОЖ, педагоги выслушали их просьбы относительно питания, сна, одежды детей. Так же воспитатели провели мастер-класс по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Результат проекта:

В процессе работы были созданы:

  • исследовательский дневник «Путешествие в организм человека»;
  • рукотворная книга «Правила гигиены» с рисунками и стихами по правилам соблюдения культурно-гигиенических навыков;
  • альбом «Любимый вид спорта нашей семьи»;
  • папка «Рекомендации для родителей», в которой собраны рекомендации по закаливанию, профилактике плоскостопия, правильной осанке, сохранению зрения.
  • картотеки: по дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикам, самомассажу, гимнастике для глаз;
  • газеты о ЗОЖ, была помещены фотографии из жизни группы по формированию привычки к ЗОЖ;
  • дети с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью: лепили, рисовали и выполняли аппликацию по теме «Здоровый образ жизни» [7].

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми повышает уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, родители проявляют больше внимания к проблеме улучшения культуры здоровья в своей семье.


Библиографическая ссылка

Гусева С.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19287 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674