Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фаттахова А.Р. 1 Чернобровкин В.А. 1
1 ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Настоящая статья посвящена исследованию значения методической работы в повышении мастерства педагогов, их профессиональной компетентности. В работе обосновывается актуальность рассмотрения проблемы использования правильно и высокоорганизованной методической работы в дошкольной образовательной организации в повышении профессионального роста и компетентности педагога; на основе опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе МАДОУ детский сад «Тылсым» с. Давлетово Республики Башкортостан, в статье выявляется эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации, определяется достаточность выделенного комплекса педагогических условий для реализации этого процесса, экспериментально обосновывается результативность предлагаемой к использованию разработанной модели повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации, основными структурными элементами которой стали компоненты профессиональной деятельности педагога – эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования; составлен перспективный план работы по повышению квалификации педагогических кадров; в соответствии с педагогическими условиями процесса управления методической работой разработано «Положение о стимулировании педагогических работников МАДОУ детский сад «Тылсым», реализована специальная программа повышения квалификации педагогических кадров. В заключении подводятся общие выводы исследования.
дошкольная образовательная организация
повышение квалификации педагогов
педагогические условия
методическая работа
профессиональная компетентность
1. Бабанский Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986. – 186 с.
2. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. – М.: Педагогика, 1989. –302 с.
3. Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. - №6 (38). - С. 13-20.
4. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. – 329 с.
5. Фарфоровская Е. Г. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования организации / Е.Г. Фарфоровская// Практика управления в ДОУ. – 2015. – №7 (34). – С. 1-4.
6. Чернобровкин В. А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – Санкт-Петербург, 1999 – 155 с.
7. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171-185.

На современном этапе развития образования дошкольной образовательной организации необходимы педагоги, которые выступают носителями новой системы профессионально-педагогических ценностей, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства, способные органично адаптироваться к изменениям во внешней среде и соответствовать вызовам XXI века, а также мотивированные к непрерывному профессионально-личностному развитию, саморазвитию и самореализации в педагогическом творчестве.

В то же время в практике образовательных организаций немалое количество примеров, подтверждающих затруднения педагогов дошкольного образования в осуществлении изменившихся функций по воспитанию и обучению детей. Следовательно, качество дошкольного образования требует желать лучшего, что является следствием недостаточной профессиональной квалификации педагогических работников, требующей повышения уровня их активности и инициативы. В связи с этим многие современные ученые утверждают идею усиления направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [7, С. 172].

Одним из основных путей повышения мастерства педагогов, их профессиональной компетентности является грамотно организованная методическая работа. Все это требует совершенствования модели управления методической работой по повышению квалификации педагогов дошкольного образования. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [3, С. 13].

Внедрение федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктуют повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольной образовательной организации является одной из актуальных проблем развития образования [5, С. 2].

Профессиональная деятельность педагогов базируется на профессиональной компетентности, это значит, что профессиональные знания и опыт их применения способствуют успешной реализации в профессии. Однако, если педагог занимает не достаточно активную позицию в профессиональной деятельности, то положительный потенциал может остаться не реализованным. Выполнение педагогом своих профессиональных функций, осуществление профессиональной деятельности требуют не только знаний, но и таких условий, которые побуждали бы педагога к активной деятельности. Одним из таких условий является инициативность педагога. Исследователи понимают под инициативностью комплексное свойство педагога, характеризующееся самостоятельными активными действиями, проявлениями креативности, предприимчивости, деловитости, оказанием целенаправленного влияния на других людей [2, С.64].

Важной составляющей квалификации педагога является профессиональная нравственность, которая характеризует специалиста и отражает личные духовные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления им профессиональной деятельности. Поэтому, согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих целей видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [4, С. 43]. Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, настойчивое желание, инициативу, терпение, выносливость, творческие способности и необходимый уровень художественно-эстетического развития, умение рисовать, петь, обладать актерскими данными для успешного целостного воспитания личности ребёнка. Вопросы целостности и интегративности художественно-эстетического развития впервые стали активно анализироваться и обсуждаться в отечественных теориях 20-30-х годов 20 века в трудах таких теоретиков как И.И. Иоффе, Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский: «определенный тип конструкции…распространяется на все виды искусства, художественной культуры, явления духовной культуры, создавая тем самым её целостное стилевое единство» [6, С. 55].

Залогом профессионального роста педагога и воспитателя является его постоянное стремление к повышению своей компетенции и квалификации. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, творческие люди, ориентированные на успех, способны самостоятельно стремиться к повышению уровня своего профессионализма. Глубокие профессиональные знания, развитые педагогические способности, достаточные умения в области педагогики – вот необходимые условия достижения высокой квалификации преподавателя.

Большое значение в повышении профессионального роста педагога, повышении его профессиональной компетентности имеет правильно и высокоорганизованная методическая работа в образовательной организации. Понятие «методическая деятельность», «методическая работа», «методист» появились в начале ХХ века, хотя предпосылки зарождения организационных форм методической деятельности встречаются еще в ХIХ веке. Методическая деятельность (методическая работа) предусматривает подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. Впервые понятие методическая работа упоминается в книге «Методическая работа в школе: организация и управление» изданной в 1988 году под редакцией отечественного педагога Ю.К. Бабанского [1].

Обобщая современные исследования о значимости методической работы в педагогическом образовании следует сказать что, методическая работа выступает движущей силой повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации. Следовательно, в дошкольной образовательной организации показателем эффективности работы методической службы будут также являться качество и эффективность воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а значит, методическую работу можно считать управленческим фактором осуществления воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Подтверждением этого является выделение специалистами следующих функций: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная, каждая из которых имеет управленческий характер образовательной организации.

Целью опытно-экспериментального исследования, проведенного нами на базе МАДОУ детский сад «Тылсым» с. Давлетово Республики Башкортостан, было выявить, во-первых, эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в данной дошкольной образовательной организации, во-вторых, определить достаточность выделенного комплекса педагогических условий для реализации этого процесса, в-третьих, экспериментально подтвердить результативность разработанной нами программы повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации. Анализ кадрового состава и уровня профессионализма работников данной организации показал, что МАДОУ детский сад «Тылсым» основную часть педагогических кадров составляют сотрудники, имеющие среднее педагогическое образование, соответствующее профилю педагогической деятельности (72% - 10 чел.). Низкий процент педагогических кадров с высшим педагогическим образованием, соответствующим профилю педагогической деятельности (28% - 4 чел.), среди которых (7% - 1 чел.) получают второе высшее образование, свидетельствует о недостаточном уровне квалификации педагогов. В области специальной педагогики имеет образование только учитель-логопед, работающий по совместительству. Оценка педагогического персонала показала, что доля работников, прошедших аттестацию, составляет 71%, причем, только 7% имеют высшую квалификационную категорию (1 педагог), первую – 43% (6 чел.), соответствие должности – 21% (3 чел.), без категории –29% (4 чел.).

Анализируя такой элемент, как обучение персонала, необходимо отметить, что переподготовку по какой-либо программе прошли на сегодняшний день только 85% (12 педагогов имеют курсы повышения квалификации). Кроме того, в соответствии с поставленной целью исследования, среди педагогов в МАДОУ детский сад «Тылсым», было проведено изучение личностной и групповой удовлетворенностью работой, которое позволило определить группу педагогов не вполне удовлетворенных профессиональной деятельностью (64% - 9 человек), 8 педагогов из которых прошли процедуру на соответствие занимаемой должности, и 1 педагог, не имеющий категории. В итоге, проведенный анализ  и его результаты явились основание необходимости совершенствования управления методической работой по повышению квалификации в МАДОУ детский сад «Тылсым». Полученные результаты исследования стали основой для разработки специальной модели управления повышением квалификации педагогических кадров в исследуемой дошкольной образовательной организации.

Основными структурными элементами предложенной модели стали компоненты профессиональной деятельности – эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий и компонент самосовершенствования, для которых были разработаны целевой блок, содержательный, организационно-процессуальный, включающий формы, методы, средства, и результативный блок.

В ходе реализации модели управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым» был выявлен комплекс педагогических условий процесса управления методической работой:

  • нормативно-регламентирующие - разработка «Положения о стимулировании педагогических работников »;
  • перспективно-целевые - разработка программы повышения квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым»;
  • деятельностно-стимулирующие - ежемесячное стимулирование педагогических работников в соответствии с «Положением о стимулировании педагогических работников МАДОУ детский сад «Тылсым»;
  • информационно-коммуникативные - обеспечение доступа к информационно-техническим средствам и ресурсам реализации профессиональной деятельности. Так же был составлен перспективный план работы по повышению квалификации педагогических кадров.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы были определены цель, задачи и содержание экспериментальной работы. Анализ сведений о педагогических кадрах, изучение личностной и групповой удовлетворенности профессиональной деятельностью, уровня развития педагогических способностей, доминирующего способа решения жизненных проблем педагогических кадров и наблюдение за организацией педагогической деятельности в МАДОУ детский сад «Тылсым» показывает необходимость совершенствования управления методической работой по повышению квалификации. Полученные результаты исследования были учтены при разработке специальной модели управления повышением квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы решение поставленной в исследовании цели потребовало разработки модели методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации. Основными структурными элементами данной системы стали управляющая, управляемая и инструментальная подсистемы. Инструментальная подсистема представляет собой систему, структурными элементами которой являются компоненты профессиональной деятельности, в свою очередь, работа, которая состоит из четырех блоков: целевого, содержательного, организационно- процессуального и результативного.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы в ходе реализации модели управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым» был выявлен комплекс педагогических условий процесса управления методической работой:

  • нормативно-регламентирующие - разработка «Положения о стимулировании педагогических работников »;
  • перспективно-целевые - разработка программы повышения квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым»;
  • информационно-коммуникативные - обеспечение доступа к информационно-техническим средствам и ресурсам реализации профессиональной деятельности.

В соответствии с педагогическими условиями процесса управления методической работой было разработано «Положение о стимулировании педагогических работников МАДОУ детский сад «Тылсым»; была разработана и реализована специальная программа повышения квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым», в частности, разработан и реализован план работы по повышению квалификации педагогических кадров на основании видов деятельности, позволяющих объективно оценить степень профессиональной компетентности: представление опыта работы педагогическому сообществу, участие в деятельности педагогического сообщества (в т.ч. в сети Интернет), наличие публикаций, участие в профессиональных конкурсах, участие в работе экспертных комиссий, разработка программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта работы других педагогов, ведение мониторинга достижений воспитанников, участие детей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня.

На четвертом этапе опытно-экспериментальной работы был осуществлен анализ реализации модели управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров в МАДОУ детский сад «Тылсым», что в целом, позволило подтвердить гипотезу настоящего исследования.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо сделать следующие обобщения:

  1. Большое значение в повышении профессионального роста педагога, повышении его профессиональной компетентности имеет правильно и высокоорганизованная методическая работа в образовательной организации.
  2. Методическая работа, по мнению большинства современных исследователей, выступает движущей силой повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности воспитателей дошкольной образовательной организации.
  3. Методическая работа является управленческим фактором осуществления воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
  4. Опытно-экспериментальное исследование, проведенное на базе МАДОУ детский сад «Тылсым» с. Давлетово Республики Башкортостан позволило выявить, эффективность управления методической работой по повышению квалификации педагогических кадров, определить достаточность выделенного комплекса педагогических условий для реализации этого процесса, экспериментально подтвердить результативность разработанной модели повышения квалификации педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Библиографическая ссылка

Фаттахова А.Р., Чернобровкин В.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19312 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674