Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гуссоева А.И. 1 Качмазова И.Л. 1 Тимошкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
Развитие познавательного интереса является необходимым и ключевым средством в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно. В статье рассмотрены уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и ведущие компоненты учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, приводящие к развитию у них познавательной активности. При организации работы по развитию познавательной активности младших школьников мы использовали различные формы и методы работы: активные и интерактивные методы и приемы, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, проблемные задания. Полученные на контрольном этапе результаты, указывающие на повышение в целом уровня сформированности познавательной активности учащихся по сравнению с результатами констатирующего этапа, свидетельствуют о продуктивности предложенных нами методических подходов в обозначенном направлении. Познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.
младшие школьники
уровни и компоненты познавательного интереса
1. Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников //Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 02. – С. 3-7.
2. Булатова О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте. //Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 11. – С. 78-81.
3. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для академического бакалавриата /Н.Ф. Талызина. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 172 с.
4. Тимошкина Н.В., Захарова А.А. Развитие основных мыслительных операций у учащихся в процессе изучения окружающего мира /Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – 2017. – С. 149-151.
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1988. – 208 с.

Возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса.

Школа занимает особое место в жизни ребенка и играет важную роль в судьбе каждого человека. Основная и трудная работа, возлагающаяся на школу, заключается в том, чтобы подготовить школьников к независимости в постоянно изменяющемся обществе и дать им необходимые знания об обществе и правильном отношении к жизни. Появление нового человека, чувствующего «комфортно» с изменениями, а также готовность к непредвиденным ситуациям и возможность их преодоления – задача современного обучения и воспитания.

Формирование познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Для формирования познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания.

Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес.

Познавательный интерес определяют как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.

В своем развитии познавательный интерес проходит последовательные стадии, которые можно определить как любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. В младшем школьном возрасте на смену преобладающих вопросов «Что это?» и «Почему» приходят: «Для чего?» и «Как?». Характерной особенностью обозначенного возрастного периода выступают познавательные интересы, которые выражаются во внимательном наблюдении за определенным процессом, рассматривании того или иного объекта или явления, в стремлении узнать у взрослых их причины и особенности, в самостоятельном поиске интересующей информации.

Активное развитие интернет-технологий, медиа, игровой индустрии в значительной степени влияют на уровень развития познавательного интереса у младших школьников. Проблема развития и формирования познавательного интереса учащихся является одной из актуальных проблем современной педагогики. Познавательный интерес, теоретический интерес, познавательная активность являются достаточно сложными понятиями. В науке на сегодняшний день существует несколько подходов к их определению, что позволяет рассмотреть данные процессы с различных точек зрения. Интерес, как и познавательный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Большой вклад в развитие исследуемой тематики внесли отечественные учёные (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Г.И. Щукина и др.), которые обосновали влияние познавательного интереса на развитие самой личности, на познавательную активность и на результаты учебной деятельности, а также рассмотрели познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника [5].

Познавательный интерес детей 7- 9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат [1].

Нами были рассмотрены уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Так, элементарным уровнем считают непосредственный интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемой ребѐнком в ходе обучения информации. Такой интерес ярко выражен и характеризуется открытостью. Дети часто задают неожиданные вопросы. У них просыпается любопытство.

Средний уровень познавательного интереса у младших школьников определяет интерес к познанию явлений, которые составляют более глубокую внутреннюю суть и нередко невидимую. Такой уровень требует догадки, поиска, активного оперирования приобретѐнными способами действий, умениями и навыками, определенного запаса знаний.

Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных [2].

Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.

Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определённую организацию самой познавательной деятельности.

Среди наиболее распространённых методов и приёмов развития познавательного интереса выделяют следующие: создание ситуаций успеха, проектный метод, использование ИКТ, игровой метод, метод создания эмоционально-нравственной ситуации и др. Обобщая методы, изучаемые различными учёными-практиками, стоит отметить, что для развития познавательного интереса необходимо организовать следующие условия: самостоятельное выполнение задачи ребёнком, организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату; поощрение учителем промежуточных действий и создание ситуаций успеха.

Мы рассмотрели ведущие компоненты учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, приводящие к развитию у них познавательной активности.

Первым компонентом являются мотивы учебно-познавательной деятельности. Они подразделяются на:

- познавательные мотивы выражают прямое отношение к познанию;

- социальные мотивы;

- моральные мотивы.

Вторым компонентом учебно-познавательной деятельности младших школьников в обозначенном направлении является учебная задача. В младшем школьном возрасте постановка учебной задачи имеет ярко выраженный учебно-познавательный характер, при этом используются задачи, как на усвоение знаний, так и задачи творческого, проблемного характера.

Следующим, третьим компонентом учебно-познавательной деятельности младших школьников является контроль за процессом и результатом усвоения. Контроль за собственными действиями вызывает существенные изменения в психике ребенка. Обучающиеся должны не только «слушать» указания, но и «слышать», то есть руководствоваться ими в своей деятельности.

Четвертым компонентом как одним из ведущих учебно-познавательной деятельности младших школьников является действие оценки и самооценки степени усвоения. Учащихся интересует не только процесс выполнения работы, но и результат. Сначала ребенка удовлетворяет факт получения результата, потом результат начинает сравниваться с требованиями [3].

В ходе изучения и анализа теоретического и методического материала, а также проведения экспериментальной работы в обозначенном направлении, мы пришли к заключению, что внедрение новых образовательных технологий, соответствующее обновление форм и методов работы на уроках окружающего мира является актуально и значимо на современном этапе образования. Педагогическая наука и образовательная практика доказали, что они являются важным фактором продуктивного изучения окружающего мира, лучшего восприятия естественнонаучного материала и создают предпосылки для повышения мотивации к его изучению. В школах должен осуществляться постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие объединить в цельный процесс работу по обучению, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах изучения окружающего мира.

Выбор методов, средств, технологий обучения окружающему миру в начальной школе должен опираться на требования к качеству современного образования, направленного на освоение предметных знаний; умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации); овладение междисциплинарными и коммуникативными умениями; овладение умениями работать с информацией, представленной в различном виде; сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.; овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.

Познавательная активность – сложное образование личности, которое формируется под воздействием самых различных факторов – субъективных (мотивация, любознательность, воля, усидчивость, прилежание и т.д.) и объективных (условия окружения, личность учителя, способы и приемы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает некую стимуляцию, увеличение процесса познания.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что значительное место в системе развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира занимают педагогические условия, максимально использующие объективные возможности развития познавательной активности учащихся на основе ориентации на различные виды деятельности учащихся; преобладание в учебно-воспитательном процессе активных форм, методов и приемов; максимальное включение ученика в учебный диалог, предоставление ему возможности выбора своего «места» в совместной деятельности.

Все предметы в начальной школе по своему сложны и задача учителя развивать на уроке, во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию [4].

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

Предложенные и апробированные в ходе экспериментальной работы формы, методы и приемы работы с учащимися базировались на том, что учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

При организации работы по развитию познавательной активности младших школьников мы использовали различные формы и методы работы: активные и интерактивные методы и приемы, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, проблемные задания. Полученные на контрольном этапе результаты, указывающие на повышение в целом уровня сформированности познавательной активности учащихся по сравнению с результатами констатирующего этапа, свидетельствуют о продуктивности предложенных нами методических подходов в обозначенном направлении.

В педагогическом процессе следует применять такие методические приемы, которые бы активизировали как произвольное, так и непроизвольное внимание и способствовали лучшему запечатлению и усвоению школьных знаний.

Это могут быть способы, направленные на:

- образование связей между материалом, не имеющим значения для ребенка, с теми сведениями или событиями, которые для него по тем или иным причинам значимы и имеют относительно устойчивый интерес;

- усвоение нового на основе известного, т.е. накопленного в памяти ребенка;

- использование приемов сравнения различных объектов, подчеркивание нового по отношению к известному ранее, сопоставление разных объектов друг с другом, с выделением общего и отличительного между ними;

- выбор наиболее оптимального режима учебной работы, дробление материала на части так, чтобы каждый отрезок учебного задания ребенок мог сделать за время, не превышающее его резервных возможностей;

- смену видов учебной деятельности на уроке для повышения устойчивости внимания младших школьников, но такая смена не должна быть частой, т.к. из-за недостаточности переключаемости внимания ребенку трудно включаться в новый вид работы;

- способы формирования самоконтроля и предварительное формирование интереса к предлагаемому заданию (проблемное обучение в дидактики) и др.
Выбор адекватных педагогических приемов для коррекции недостатков произвольного внимания младших школьников требует от учителя знания индивидуально-психологических особенностей ребенка и учета этих особенностей в педагогическом процессе [4].

Проблема активизации познавательного интереса всегда интересовала, интересует и будет интересовать педагогов и психологов, учителей, так как человек увлекающийся ориентирован на качественную работу, на достижение высоких результатов в труде. Также это отражается на здоровьесбережении: ребёнок совмещает полезное с приятным, учится достигать целей, которые поставил себе сам. В результате он избегает утомления, ощущает прилив энергии и удовлетворения от проделанной работы, что положительно сказывается на его физическом и психическом здоровье. Русская пословица гласит: «Здоров будешь – всё добудешь!» Здоровье, успехи, достижения, радость познания и созидательного труда помогают человеку ощущать себя счастливым!


Библиографическая ссылка

Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674