Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПАРКОВКИ В ГОРОДЕ ТОМСК

Рекун Т.А. 1
1 Томский государственный архитектурно-строительный университет
Целью создания многоуровневой парковки является предоставление условий для хранения автомобилей различных групп населения: как посетителей торговых и офисных центров, так и жилого сектора. Так как часто парковки располагают в районах со сложившейся инфраструктурой, то к ним предъявляется ряд требований: минимизация воздействия на окружающую среду, небольшой срок строительства, максимальная эффективность вовлечения в проект всей выделенной площади, представительный внешний вид сооружений, низкая стоимость строительства. Подобным требованиям удовлетворяют многоуровневые паркинги из металлических конструкций. В данной статье рассмотрена проект-концепция открытой многоуровневой парковки на металлическом каркасе в Томске. Площадка для проектирования находится в северо-восточной части города Томска практически в центре большого спального района, недалеко от перекрестка двух ключевых для района автодорог, рядом располагаются несколько крупных торговых центров. Основной идеей концепции многоуровневой парковки из металлоконструкций являлось создание архитектурного объема, гармонично вливающегося в окружающее пространство. Предложенные архитектурные, конструктивные решения позволили создать автопаркинг, повышающий комфортность жизни и автомобилистов, и пешеходов, и жителей данного района города. В тоже время стилистика самого здания не противоречит имеющейся концепции окружающего пространства, дополняя ее интересным и презентабельным образом.
проект-концепция
открытая многоуровневая парковка
объемно-планировочная структура
металлические конструкции
1. Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Пособие по проектированию (ОАОЦНИИПромзданий). - М., 1998. – 105 с.
2. Ковалев А.О. Проектирование многоэтажных автостоянок. Курсовое и дипломное проектирование : учеб. пособие для вузов / А. О. Ковалев [и др.]. – М. : АСВ, 2003. – 215 с.
3. Малков И.Г. Архитектурно-строительное проектирование современных многоярусных гаражей-стоянок для легковых автомобилей: учеб.-метод. пособие / Малков И. Г., Карамышев А. А., Коновалова О. Н.; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2012. – 34 с.
4. Официальный сайт муниципалитета города Томска – Режим доступа: http://www.admin.tomsk.ru/
5. Серебров Б.Ф. Многоэтажные гаражи и автостоянки Учебное пособие. - Новосибирск: НГАХА, 2005. -131с.
6. SteelLib (первая в России энциклопедия по стальному строительству) – Режим доступа: http://www.steellib.ru/parkingi/

Еще 20 лет назад поиск парковочного места в городе Томске не составлял проблемы, существующий тогда парк машин позволял довольно просто относиться к проектированию парковочных пространств, не предъявляя строгих требований к максимально полному и рациональному использованию выделенной территории, к согласованности внешнего вида автопарковки с концептуальным образом городских территорий. В настоящее время в городе Томске проживает почти 600 тыс. человек, прирост автомобилей за последние шесть лет составил более 50 тысяч, и сейчас количество машин превысило 230 тысяч [4]. Учитывая перспективы роста автопарка к 2030 году до 300 тысяч, проблема временного и постоянного хранения транспорта настолько возрастает, что становится задачей практически государственного уровня. Уже на сегодняшний день Томск, как любой областной город, нуждается во вместительных и удобных парковках, способных обслуживать большое количество клиентов. Поэтому актуальность строительства многоуровневых автопаркингов не вызывает сомнения, а проектирование их становится одним из основных этапов стратегического планирования комплексного развития городских территорий.

Многоуровневые парковки имеют ряд существенных достоинств. Часто такие сооружения возводятся в границах жилой застройки, а также вблизи таких мест массового притяжения людей как торговые и культурные центры, крупные рынки, спортивные заведения. Подобные автопаркинги могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными в здания другого назначения [1, 2, 3]. Они также могут быть надземными и подземными. Кроме того, постоянное или временное хранение автомобилей может быть обеспечено в отапливаемых закрытых помещениях с принудительной вентиляцией или в открытых многоярусных стоянках с естественной вентиляцией.

Последний вид автопаркинга имеет большое распространение в Западной Европе и Америке. По некоторым данным, в Швеции хранение автомобилей в открытых многоэтажных паркингах составляет 30-35%, а большинство многоэтажных стоянок в США - это стоянки без наружных стен [5]. Также считается, что открытые парковки экономичнее и с ростом автомобильного парка станут все более распространенными. Построить открытую многоэтажную парковку значительно проще, чем здание с массивным ограждением. Немаловажно также и то, что открытый паркинг может иметь фасад, который будет удачно гармонировать с архитектурой существующей застройки. В сибирских условиях, в том числе в Томске, строительство открытых многоуровневых парковок сдерживается особенностями эксплуатации автомобилей в суровых климатических условиях, отсутствием специализированной строительной, нормативной базы и проектов для возведения экономичных и недорогих автопаркингов. Существующая в Томске единственная парковка такого типа, несмотря на удачные объемно-планировочные и конструктивные решения, не пользуется спросом, скорее всего, из-за невыгодного местоположения на окраине города.

Предложенная площадка для проектирования открытой многоуровневой парковки из металлических конструкций находится в северо-восточной части города Томска практически в центре большого спального района, недалеко от перекрестка двух ключевых автодорог, одну из которых (ул. Беринга) предполагается значительно продлить до активно развивающихся микрорайонов и снабдить дополнительными транспортными развязками (рис. 1). В непосредственной близости от проектируемого автопаркинга располагаются несколько крупных торговых центров, вводится в эксплуатацию еще один. Площадка для проектирования выбрана удачно, сейчас на этом месте находится платная открытая парковка с хорошей наполняемостью. Планируется, что многоуровневый автопаркинг будет обслуживать как торговые центры, так и жилой сектор. Инфраструктура данного района, как и близость к проектируемой площадке многочисленных жилых домов в совокупности с необходимостью снижения инвестиционных затрат на строительство накладывают определенные ограничения на тип многоуровневой парковки. Именно парковки из металлоконструкций можно строить в любое время года за короткие сроки с минимально необходимым количеством техники не нанося существенного урона окружающей среде.

Основной идеей концепции многоуровневой парковки из металлоконструкций являлось создание архитектурного объема, гармонично вливающегося в окружающее пространство. Стилистика находящихся рядом торговых центров предопределила конструктивные и колористические решения проектируемого автопаркинга. Генеральный план был разработан с учетом градостроительной ситуации в данном районе (рис. 2). Предполагается, что территория вокруг автопаркинга будет благоустроена и будет иметь зеленые насаждения, площадь озеленения – 0,1 га, на территории небольшого сквера располагаются скамейки. В целях обеспечения безопасности движения прилегающая улица (ул. Ивана Черных) будет расширена. Это позволит свободно передвигаться на автомобиле даже в часы пик. Предусмотрен беспрепятственный проезда пожарной машины. Для удобства автовладельцев в 15 метрах от главного корпуса многоуровневой парковки находится временная парковка на 40 мест. Пешеходное движение организовано по основным потокам движения.

Наземная многоуровневая парковка на 300 машино-мест достигает высоты 17,6 метров, состоит из 5 этажей общей площадью 2100 м2. Строительный объем здания составляет 35700 м3. Эффективность объемно-планировочного решения автопаркинга подтверждается его структурой с четким зонированием помещения.

На первом этаже здания запроектированы станция технического обслуживания на 3 поста, автомойка на 2 поста, пост охраны, санузел (рис. 3). Для удобства водителей предусмотрен зал ожидания. Обеспечение производственного процесса на СТО предполагает наличие технических помещений и кладовых. Вертикальное перемещение автомобилей обеспечивается с помощью прямой двухпутной рампы. Для передвижения людей в правой части первого этажа находится лестнично-лифтовой узел, в левой – лестница. Эти лестницы также могут выступать в качестве пожарных коммуникаций. На первом этаже располагается стояночная зона на 8 парковочных мест для инвалидов.

Остальные четыре этажа являются типовыми (рис. 4). Типовые этажи, как и стояночная зона на 1 этаже, не предполагают отопления. Высота этажей 3200 мм.

Конструктивная схема многоуровневой парковки представляет собой полную металлическую каркасную систему с сеткой колонн с шагом 6000х6000 мм и 6000х8000 мм (рис.5). Металлическая несущая конструкция состоит из соединенных болтами вертикальных колонн и горизонтальных балок. Для перекрытий планируется выполнять монолитный железобетон по несъемной опалубке. Именно применение несъемной опалубки, как отмечено в [6], существенно убыстряет процесс возведения перекрытий и уменьшает себестоимость конструкций.

Местоположение автопаркинга в активно развивающемся микрорайоне города предопределило использование пластичных решений внешнего облика, позволяющих объекту органично вписаться в ансамбль торговых и жилых зданий. Для придания строению динамизма и легкости фасад автопаркинга был отделан металлической перфорированной сеткой в сочетании с особым элементом декора - металлическими ячейками. Ячейки представляют собой соты, частично перекрытые металлическими пластинами. Размещение ячеек на главном и боковом фасаде придает некую ажурность зданию, визуально облегчая конструкцию (рис. 6).

Таким образом, созданная проект-концепция отрытой многоуровневой парковки оптимальна для данного района Томска и может решить ряд приоритетных проблем, связанных с парковкой и хранением автомобилей. Предложенные архитектурные, конструктивные решения позволили создать автопаркинг, повышающий комфортность жизни и автомобилистов, и пешеходов, и жителей данного района города. В тоже время стилистика самого здания не противоречит имеющейся концепции окружающего пространства, дополняя ее интересным и презентабельным образом.


Библиографическая ссылка

Рекун Т.А. ПРОЕКТ-КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПАРКОВКИ В ГОРОДЕ ТОМСК // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19351 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674