Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ливинская А.Д. 1 Ерохина Е.В. 1
1 КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Статья посвящена актуальным вопросам развития кластерной политики в Калужской области. Изучена динамика развития кластеров, проанализированы перспективы развития промышленности. В статье уделено внимание роли кластеров как эффективного инструмента экономической политики и реализации стратегии развития. Показано, что за 2011-2018 гг. существенно увеличился объем средств, направленных из государственных и местных бюджетов территориальным кластерам с целью увеличения доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации. Практика реализации кластерных программ в ведущих странах мира показала, что кластерная политика – один из самых эффективных способов развития экономики. Создание кластеров дает возможность грамотно использовать конкурентные преимущества территории, поскольку группы компаний из взаимосвязанных отраслей, а также предприятий, обеспечивающих их деятельность, прямо влияют на развитие региона и экономику страны в целом. Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры. В 2009 г. в Калужской области была разработана и принята «Стратегия социально-экономического развития до 2030 г.», в которой кластерный подход представлен как основ-ной инструмент развития региона.
кластер
кластерная политика
промышленность
фармацевтический кластер
автомобильный кластер
транспортно-логистический кластер
1. Ерохина Е.В. Инвестиционный имидж и инвестиционная привлекательность региона – возможности развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. - №2. – С. 81 – 93.
2. Ерохина Е.В. Инновационная дискриминация регионов РФ: причины и по-следствия // Проблемы теории и практики управления. 2018. - №4. - С. 41-58.
3. Ерохина Е.В. Методологические и методические подходы к исследованию уровня конкурентоспособности и инновационности стран и регионов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. 2017. №2-3. С. 155 – 172.
4. Коокуева, В.В. Развитие инновационных кластеров как основа стратегии раз-вития территорий России [Электронный ресурс]: монография / В.В. Коокуева, Ю.С. Церце-ил. — Электрон. дан. — Москва: Креативная экономика, 2017. — 110 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97371. (дата обращения: 08.10.2018).
5. Тарасенко В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. Москва: Альпина Паблишер, 2016. — 201 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/95250. (дата обращения: 08.10.2018).
6. АO «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Ка-лужской области» [Электронный ресурс]: http://airko.org/ckr (дата обращения 10.112018).
7. Попов В. Бизнес поверил во взятый правительством курс на развитие фарма-цевтики // Вестник. – 2018. - №2. С. 16-18.
8. Разумовский Д.О. Гибкая налоговая система – стимул для развития отрасли // Вестник. – 2017. - №5. С. 10-11.
9. Яворский С. «Вольво Трак» - лидер продаж грузовых автомобилей в России // Вестник. - 2018. - №8. С. 34-35.
10. Инвестиционный портал Калужской области [Электронный ресурс]: http://investkaluga.com/media/news/ (дата обращения: 08.10.2018).

В настоящее время от управления экономикой зависит много условий и факторов, соблюдение правил и законов рынка. Адаптация существующего в мировой практике стратегического планирования, необходима для разработки новых подходов к экономическому обоснованию концепций и стратегий развития. Кластерная политика – это один из таких подходов, который основан на преодолении узкого отраслевого видения экономики и перехода к полноценному использованию потенциала развития региона. Главной целью реализации кластерной политики в регионе является обеспечение высоких темпов экономического роста и изменения экономики с помощью повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских, образовательных организаций и организаций, образующих территориально-производственные кластеры [1].

Инновационное развитие экономики делает актуальными вопросы формирования и развития региональных инновационных подсистем. Инновационный путь развития является наиболее перспективным для развития регионов РФ. В числе приоритетных целей Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» обозначены: создание успешной предпринимательской среды, благоприятных условий для ведения бизнеса и создание повышенной активности бизнеса в сфере инноваций.

Полувековой опыт ведущих стран мира показывают, что кластерная политика – один из самых эффективных способов развития экономики. Создание кластеров дает возможность использовать конкурентные преимущества территории, поскольку группы компаний из взаимосвязанных отраслей, а также предприятий, обеспечивающих их деятельность, прямо влияют на развитие региона и экономику страны в целом.

В Стратегия социально-экономического развития до 2030 года, принятой в Калужской области, кластерный подход представлен как основной инструмент развития региона. Привлечению в регион российских и иностранных инвесторов способствовало создание грамотной инвестиционной. Калужская область – один из первых регионов, предложивших инвесторам уникальные условия размещения в индустриальных парках со всем необходимым ресурсным обеспечением, а также упрощенную процедуру согласования, гарантирующую юридические права и практически полностью освобождающую от инфраструктурных рисков.

По состоянию на 2018 г. в Калужской области функционируют фармацевтический, автомобильный, логистический, композитный, IT-кластер, агропромышленный, ядерный и туристический кластеры. Все кластеры обладают большим потенциалом развития. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. №188 Калужский кластер «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» был наделен статусом пилотного инновационного кластера федерального значения [10].

Особенностью Калужской области является высокий потенциал развития кластерной политики. Между Агентством инновационного развития Калужской области, агломерацией Монпелье и Администрацией города Обнинск было подписано «Соглашение о сотрудничестве в области науки, технологий, инноваций и бизнеса». Соглашение предусматривает льготное предоставление помещений инновационным предприятиям, которые являются участниками кластера на территории агломерации Монпелье и возможность их участия в ряде научных программ, в том числе и в сфере биофармацевтики, финансируемых Европейским союзом. Также в рамках данного соглашения был подписан договор о сотрудничестве между НП «Калужский Фармацевтический Кластер» и кластера EUROBIOMED. Подписанное в 2012 году соглашение о сотрудничестве с инновационным кластером «Химический кластер Баварии» предусматривает активную совместную работу в области научно-исследовательской деятельности, коммерциализации проектов и разработок в сфере химических лекарственных препаратов [6].

Фармацевтический кластер Калужской области обладает достаточной мощностью для осуществления мероприятий, которые отсутствуют в фармацевтических кластерах других регионов России, к ним относятся:

  • промышленное производство готовых лекарственных форм;
  • разработка технологий производства препаратов и инжиниринг;
  • разработка, лицензирование и опытное производство оригинальных фармацевтических субстанций;
  • услуги по обеззараживанию фармацевтических субстанций, готовых лекарственных форм и отходов фармацевтического производства [7].

Принципиальным отличием Калужского фармацевтического кластера от конкурентов из других регионов является так же то, что он был сформирован на добровольных партнерских началах. То есть каждый из его участников (рис. 1) нашел в кластере свой интерес, и этот интерес учитывается всеми остальными субъектами [2].

Развитием фармацевтического кластера в Калужском регионе занимаются следующие структуры: Координационный совет при Губернаторе Калужской области по развитию фармацевтического кластера в Калужской области; ОАО «Агентство инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области»; Некоммерческое партнерство «Калужский фармацевтический кластер» (организация-координатор) и др. Территориально кластер разместится на двух площадках – в Калуге и Обнинске. В индустриальном парке «Грабцево» создана производственная база, а в Обнинске ведутся инновационные разработки [3].

Производственное ядро кластера составляют фармацевтические заводы крупнейших мировых компаний «АстраЗенека», «НовоНордиск», «ШТАДА СиАйЭс», «БерлинХеми/Менарини», также крупные и средние российские фармацевтические компании «НИАРМЕДИК ПЛЮС», «Мир-Фарм», «ФармВИЛАР», «БИОН», «Обнинская химико-фармацевтическая компания». В 2015 г. начали свою работу заводы «АстраЗенека», «НовоНордиск» и «НИАРМЕДИК ПЛЮС». В 2017 г. открылись еще два завода российских компаний «ФАРМ-СИНТЕЗ» и «Сфера-Фарм» [6].

3_5_1

Рис. 1. Структура и участники Калужского фармацевтического кластера

За семь лет существования кластер «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» добился серьезных результатов. По сравнению с 2011 г. объем производства вырос в пять раз. В кластере работает более 60 российских и иностранных компаний. Сегодня он объединяет ключевые звенья производственной цепочки: от доклинических и клинических исследований, разработки и производства фармацевтических субстанций, промышленного выпуска готовых лекарственных средств до производства фармацевтической упаковки и утилизации отходов. Объем продукции, произведенной предприятиями фармацевтического кластера, достиг 35 млрд. руб. - это лучшая динамика развития не только среди других отраслей региональной промышленности, но и в формате всего отечественного рынка лекарственных средств.

Высокие темпы роста фармацевтический кластер демонстрирует благодаря государственной программе импортозамещения и законодательным нормам, принятых Министерством промышленности и торговли по локализации фармацевтических производств.

Главная цель, которая стоит перед фармацевтическим кластером - это вывод на российский рынок эффективных, качественных и доступных лекарственных препаратов. Сегодня предприятиями кластера выпускается более 150 востребованных на рынке лекарственных препаратов. В стадии регистрации находится еще около 30 наименований, а в перспективе еще более 20 препаратов, направленных прежде всего на импортозамещение.

Преимуществами Калужской области как центра локализации фармацевтических производителей являются выгодное географическое положение, обуславливающее емкий рынок потребления центра России, и современная транспортно-логистическая инфраструктура, дающая выход на фармацевтические рынки европейских и азиатских стран. Для развития фармацевтической индустрии в регионе создана эффективная система поддержки инновационной деятельности: технопарк в сфере высоких технологий, инжиниринговый центр, бизнес-инкубаторы и т.п. Также 12 индустриальных парков и две площадки особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Калуга» предлагают условия, во многом опережающие потребности инвесторов.

Благодаря правильной инвестиционной политике в регионе создание и функционирование фармацевтического кластера приносит большие успехи. Инвестиционный климат является неотъемлемым политическим и финансовым условием, которое оказывает влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам [8].

Основу промышленного производства Калужской области составляют также машиностроение и металлообработка.

В состав Калужского кластера автомобилестроения входят организации со следующим направлением деятельности:

· Сборочное производство легковых автомобилей: Volkswagen, Volvo Trucks & Renault Trucks, Peugeot-Citroen-Mitsubishi Motors Rus.

· Производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов: Gestamp Automocion – производство металлических сборочных узлов; Benteler Automotive – производство деталей подвески автомобилей; Magna Experior – производство бамперов, фронтальных модулей и автомобильных зеркал; YAPP Automotive Parts – производство топливных систем; Betsema – производство навесного автомобильного оборудования; Visteon Deutshland – производство сидений и обшивки автомобилей; HP Pelzer – производство звукоизоляционных материалов; HT&L – производство шиномонтажных линий; Гестамп-Северсталь и Северсталь-Гонварри – штамповочное производство и металлообработка; Fuyao Glass Industry Group – производство автомобильного стекла; ООО «ЛИР» – производство автомобильных сидений и жгутов; ООО «Шердель» – производство металлических каркасов для сидений автомобилей [1].

В 2007 г. в Калуге начал работу автомобильный завод ООО «Фольксваген Груп Рус». На территории предприятия находится автомобильное производство Volkswagen и Skoda, а также завод по производству бензиновых двигателей. На данный момент на автомобильном заводе производятся модели Volkswagen Tiguan, Volkswagen Polo и ŠKODA Rapid, его максимальная производственная мощность составляет 225 тысяч автомобилей в год. Мощность нового современного завода по производству двигателей в Калуге составляет 150 тысяч двигателей в год.

В 2009 г. заработал завод Volvo Group в Калуге, ставший первым иностранным полномасштабным производством грузовых автомобилей в России. Продолжилось развитие сервисной сети Volvo и офисов продаж. Было открыто 5 новых авторизованных сервисных станций, включая собственный Вольво Трак Центр Калуга. Сегодня Volvo Trucks в России располагает самой широкой и географически протяженной сетью СТО (41) и офисов продаж (45) от Калининграда до Владивостока. Более 1,5 млн. автомобилей произведено с 2007 г. Доля автомобильного производства в промышленности региона - 39,2%. Рост производства автотранспортных средств - 103,4 % к уровню 2016 г. При этом индекс производства кузовов для автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в рассматриваемом периоде составил 76,8 %. В 2017 г. увеличилось производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств (148,1% к аналогичному периоду 2016 г.) Объём производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов за январь-июнь 2017 г. превысил 121 млрд. руб. [9].

В 2013 г. состоялось открытие НЛМК-Калуга. Новолипецкий металлургический комбинат-Калуга - электрометаллургический завод нового поколения, крупнейший в Центральном федеральном округе производитель стального проката строительного назначения. В основе проекта НЛМК-Калуга - концепция мини-завода — комплекс электросталеплавильного и прокатного производства, расположенный в непосредственной близости к источникам сырья и основными потребителями.

Открытый в 2007 году «Учебный центр по подготовке специалистов» осуществляет подготовку кадров для автомобильного кластера калужского региона. Центр полностью оснащён современным оборудованием. В нём разработано около 100 программ обучения, создано более 30 лабораторий и мастерских. Для предприятий автомобильной промышленности центр уже подготовил около 12000 человек. Важная часть работы центра — взаимодействие и совместные проекты с компаниями — поставщиками оборудования и технологий, а также с европейскими учебными организациями.

Для обеспечения потребностей автомобильного кластера в регионе развивается логистическая инфраструктура, ведутся исследования и разработки, направленные на улучшение технических характеристик существующих и внедряемых на автомобильный рынок продуктов [4].

В Калужской области особое внимание уделяется формированию современной транспортно-логистической инфраструктуры. Для успешного развития кластера регион имеет ряд преимуществ. Калужская область находится в 180 км от Москвы и через территорию области проходят важнейшие железнодорожные магистрали, такие как Москва – Киев, Донбасс – Санкт-Петербург, Сызрань – Вязьма, Мичуринск – Смоленск. Территорию региона пересекают две крупнейшие автомагистрали федерального значения, по которым осуществляются транзитные связи Москвы с Украиной, Молдавией, Румынией и др. По плотности железных и автомобильных дорог общего пользования область входит в двадцатку передовых регионов страны. Регион сотрудничает с крупнейшими логистическими операторами: GEFCO, Green Logistics, Rhenus Logistics, «Транс-Контейнер» и другими [1].

Транспортно-логистический кластер Калужской области имеет большой потенциал развития. Это связано с наличием развитой транспортной инфраструктуры в регионе и конкурентным преимуществом перед другими кластерами, а соседство с Московской областью и надёжное партнерство с зарубежными странами еще более увеличивает данный факт.

К 2020 г. планируется увеличить объем привлечённых инвестиций и, следовательно, количество новых предприятий промышленности, малого и среднего бизнеса с активным участием частного капитала и иностранных компаний. В планах открытие пассажирского и грузового транспортного узла на базе аэродрома Ермолино, расположенного на границе Калужской и Московской областей. Также одним из перспективных проектов является строительство ТЛЦ «Сухиничи» [10].

Калужская область предлагает инвесторам уникальные условия размещения в индустриальных парках, обеспечивающих всю необходимую инфраструктуру, максимально упрощает процедуры согласования, гарантирует инвесторам юридические права и практически полностью освобождает их от инфраструктурных рисков [5].

Сегодня восемь индустриальных парков предлагают условия, опережающие потребности инвестора. Для компаний, которым экономически рискованно вкладываться в строительство в России, регион предоставляет возможность арендовать площади в построенных индустриальных парках или выбрать готовое помещение в уже существующих индустриальных парках со всеми коммуникациями. Система институтов развития – ОАО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области», ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области», оказывает всестороннюю поддержку инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных и инновационных проектов в регионе [6].


Библиографическая ссылка

Ливинская А.Д., Ерохина Е.В. КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19421 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674