Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BHUTAN BETWEEN INDIA AND CHINA: “THE THUNDER DRAGON” IN THE GRIP OF ASIAN GIANTS

Tsidenkov K.M. 1
1 Saratov State University
Bhutan is a small monarchy state, which is situated to the southwest of China and southeast of India. It is India that is responsible for its defences capability. However, despite close bilateral relations, Bhutan treats India with caution fearing for its own sovereignty. Relations with China are tenser: the countries have not still established diplomatic relations and the border has not been settled yet. Territorial disputes are a potential source for future conflicts. In the foreseeable future Bhutan could hardly achieve a status of a significant regional power. There is a bunch of reasons which do not only concern on extremely severe geopolitical position, but are also connected with the inner situation: a long isolationist period, an autocratic regime and a low level of people’s education. At the same time, Bhutan’s perspectives depend on the highest authority of the country and the policy it pursues.
modernization.
isolation
“buffer state”
India
China
Bhutan
Для русскоязычного человека, особенно сведущего в химии, слово «бутан» прежде всего ассоциируется с соответствующим газом. Но не всем известно, что это же название носит маленькое монархическое государство (самоназвание - Друк Юл или Друк Ценден - «страна дракона-громовержца»), которое можно найти на карте к юго-западу от Китая и, соответственно, к северо-востоку от Индии.

Целью моего исследования является анализ положения Бутана как одного из буферных государств. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1) рассмотреть современное геополитическое положение Бутана в качестве яркого образца буферного государства;

2)  выявить тенденции в развитии отношений Бутана с его соседями - Китаем и Индией;

3) охарактеризовать перспективы дельнейшего развития страны.

История Бутана неразрывно связана как с Индией, так и с Китаем. Отношения между государствами всегда отличались высокой напряженностью, а в силу объективных причин Бутан, особенно начиная с XX века, вынужден лавировать между могущественными соседями, ведь одной гранью отношений была ведущая в никуда изоляция, мешавшая развиваться столетиями, а другой - потеря культурной идентичности, экономической самостоятельности и, в конечном счете, суверенитета.

Исторически сложилось так, что изолированный от внешнего мира Бутан оказался вассальным по отношению к Британской империи государством. Как автономное королевство Бутан ведет свою историю с 1907 года, однако полноценная независимость была обретена страной лишь после того, как в свою очередь ее получила Индия в 1947 году. Традиционные связи с ней лишь окрепли после присоединения Тибета к Китаю. Непосредственно прилегая к этой территории, Бутан оказался под угрозой потери едва обретенной независимости. В этих условиях был заключен пакт с Индией о защите от китайского вторжения [7]. До сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Еще в 1958 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сделал заявление о том, что «любая агрессия против Бутана будет рассматриваться как агрессия против Индии». Несмотря на то, что Бутан обладает собственными вооруженными силами (в составе Королевской бутанской армии, Королевских телохранителей, ополчения и Королевской бутанской полиции), полную ответственность за их подготовку и оснащение несет Индия [7].

Не менее тесными являются и экономические связи двух стран. Индия - основной торговый партнер Бутана, экспорт гидроэлектроэнергии в эту страну, наряду с сельским хозяйством и туризмом (который жестко регулируется властями) составляют основные статьи доходов бутанского бюджета. Что примечательно, правительство Бутана официально не рассматривает ВВП как мерило развития экономики, а ориентируется на показатель валового национального счастья (Gross National Happiness). Это рассматривается как ключевой элемент строительства экономики, которая бы согласовывалась с буддистскими духовными ценностями [3]. В целом же, несмотря на тесные двусторонние отношения, Бутан относится к Индии с некоторой осторожностью, опасаясь за свой суверенитет и культурную идентичность.

Если для Бутана Индия - властный и могущественный, но в целом доброжелательный сосед-покровитель, то в отношениях с Китаем все значительно сложнее. Страны не имеют установленных дипломатических отношений [9] (до 1971 года - год вступления Бутана в ООН - его интересы при переговорах с Китаем и вовсе представляла Индия), а напряженность в китайско-бутанских отношениях существенно возросла после включения Тибета в состав КНР. С тех пор защита от Китая стала приоритетной задачей для Бутана. По различным оценкам, в страну бежало около 6000 тибетцев, которым было предоставлено политическое убежище [4]. Тем не менее, в 1970-1980-х годах между странами начался переговорный процесс, в основном по пограничным вопросам, кульминацией чего стало подписание в 1998 году договора о мире и спокойствии на границе, а также договоренность о построении отношений на основе пяти принципов мирного существования.  Однако граница между государствами так и не была урегулирована, а территориальные споры являются источником потенциальных конфликтов. Ввиду этого какое-либо плодотворное сотрудничество между странами чрезвычайно затруднено.

Таким образом, для полноты картины можно сделать следующие выводы о современном международном положении Бутана:

1) страна, по сути, находится под достаточно благожелательным, но не вызывающим сомнений индийским покровительством. Безопасность Бутана напрямую обеспечивается Индией, которая также является ключевым эконмическим партнером гималайской монархии;

2) основным источником нестабильности является китайско-бутанская граница, позиция Пекина по этому вопросу ясна не до конца, а в случае силовой акции с китайской стороны Бутан не располагает достаточными силами для противодействия (пожалуй, вершиной бутанской военной мощи стала проведенная в декабре 2003 года операция по выдворению из пограничных районов сил ассамского сопротивления) [6];

3) будущее Бутана в самом общем смысле слова находится в абсолютной зависимости от двух переменных: положения Китая и положения Индии. При этом, какими бы коренными не были внутренние перемены в самом Бутане, вызванные изменением баланса между Индией и Китаем, они едва ли окажут заметное влияние на региональные процессы в целом.

Прежде чем говорить о перспективах Бутана более подробно, необходимо ответить на вопрос: для чего Индии носиться с Бутаном словно с писаной торбой, содержать его армию, брать на себя обязательства по обороноспособности, наконец, закупать электроэнергию? (импортируемые Индией 5000 мВт в год - для нее капля в море, а вот для Бутана - заметная статья доходов бюджета) [8].

Ответ становится ясным при взгляде на индийско-китайскую границу: территории Непала и Бутана разделяют ее на три участка, причем бутано-китайская граница является в этой системе наиболее слабым звеном. Учитывая напряженность индийско-китайских отношений, для Индии чрезвычайно важной задачей является охрана и укрепление границы с КНР. Поэтому значительные вложения в обороноспособность Бутана не вызывают удивления. Кроме того, на территории Бутана индийцами возводятся объекты инфраструктуры (мосты, дороги, аэродромы и пр.), приносящие несомненную пользу и самому Бутану. На его территории расположена индийская военная база в Хаа и несколько представительств, а с 1962 года в Бутане действует индийская военная организация IMTRAT (Indian Military Training Team).

Итак, какое же будущее может ожидать Бутан? Говоря откровенно, в обозримой перспективе стране едва ли удастся добиться статуса сколько-нибудь значимого регионального игрока. Причины этого кроются не только в чрезвычайно сложном геополитическом положении, о котором уже упоминалось, но и в сугубо внутренних причинах. Долгое время страна проводила политику изоляционизма, а доступ иностранцев, изначально непростой по географическим причинам, дополнительно осложнялся правовыми аспектами. И в настоящее время Бутан остается труднодоступен даже для туристического визита (за исключением граждан Индии, пользующихся правом беспрепятственного посещения страны). Кроме того, информационные потоки, проникающие и исходящие, крайне скудны, СМИ находятся на весьма низкой ступени развития. Автократический режим и невысокий уровень образованности населения не оставляют надежд на создание в ближайшем времени общества, способного повести страну по пути устойчивого прогресса. Отсутствует как индустриальная база для развития экономики (около 80 % населения заняты в сельском хозяйстве) [5], так и значимые запасы полезных ископаемых. И все-таки свои перспективы у Бутана есть.

Связаны они, прежде всего, с высшим руководством страны и проводимой им политикой. Бутан возглавляет молодой и энергичный 35-летний король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (один из самых молодых ныне находящихся у власти руководителей государств). Хотя страна и является конституционной монархией со своим парламентом и премьер-министром, король обладает реальной властью, которую использует для постепенной модернизации Бутана. Однако помимо осторожных реформ в социальном (таких, как создание телевидения в 1999 году) и политическом плане (постепенное внедрение механизма парламентских выборов с 2006 года), гораздо большее внимание уделяется развитию ведущей отрасли - сельского хозяйства.

Бутан является одной из самых экологически передовых стран Азии и мира (половина территории объявлена национальными парками, существуют планы по доведению этого показателя до 80 %, запрещены химические удобрения, экологически вредные производства, а также курение [2], выращивание и оборот табака и табачных изделий). Национальной идеей является уже упомянутая концепция валового национального счастья (ВНС), являющая, по сути комплексом мер по постепенной экономической модернизации, социальному, культурному и экологическому развитию, а также общему повышению уровня жизни и благосостояния населения. Следует отметить, что бутанский эксперимент по построению «счастливого» государства пока не вызвал существенного интереса у мировых держав, несмотря на то, что бутанский посол даже выдвигал в ООН идею использования ВНС в качестве одного из параметров мирового развития [1]. В целом, если давать краткую характеристику отношениям Бутана со странами «первого мира», можно отметить следующее. Королевство в последние десятилетия существенно открылось миру, однако не сумело стать желанным партнером и целью для вложения инвестиций, что не в последнюю очередь вызвано курсом на отказ от развития промышленности в пользу сохранения природы и окружающей среды.

Что можно сказать в заключение? Несмотря на то, что страна окружена Индией и Китаем, не имеет выхода к морю, несмотря на отсутствие экономических мощностей и один из самых низких в мире показателей ВВП, несмотря на невысокий уровень общественного развития и закрытость от мира, «пациент скорее жив, чем мертв». Бутан подает сигналы медленного, но устойчивого развития, король постепенно одаривает подданных благами цивилизации, сохраняя при этом основы бутанского существования: буддизма, работы на земле, семьи и бережного отношения к природе.

В условиях, когда у страны нет никаких возможностей стать новым азиатским тигром, подобная политика представляется единственно правильной. Резкая модернизация, индустриализация и допуск Запада «к телу» уничтожили бы вековой уклад жизни, подорвали бы основы общества и превратили бы Бутан из подопечного Индии (которая хотя и имеет огромное влияние на все сферы жизни королевства, но с уважением относится к основам его строя и общественной жизни) в марионетку западных держав. Перед страной встала бы мрачная, но реальная перспектива высасывания и так немногочисленных ресурсов и создания вредных производств, после чего она была бы выброшена на обочину мирового развития, или, что еще хуже, использована как плацдарм Запада практически «за пазухой» у Индии и Китая. Такой вариант развития событий точно не понравится двум мировым гигантам, поэтому в интересах каждого из них удерживать Бутан: Индии - «под крылом», Китаю - «в ежовых рукавицах».