Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1
2323 KB

Одной из важнейших задач нашей цивилизации является формирование нового человека-идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости, ответственности и морали. Морально-этическая ответственность представляет собой личностное качество, которое заключается в осознании моральной необходимости выполнения социальных и личностных норм, а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершаемых поступков, оценивание собственных действий с позиций гуманности и с чистой совестью.

На базе Елабужского Института КФУ было проведено исследование среди студентов 3 курса факультета психологии и педагогики (29 человек, в возрасте 19-21 год). Для его реализации был использован «Опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И.Г. Тимощука. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: у 6,9 % студентов обнаружен низкий уровень морально-этической ответственности, т.е. низкий уровеньсамопонимания, рефлексии, стремление избегать ответственности, действовать «исподтишка». Около 65,5 % студентов показали средний уровень морально-этической ответственности, что говорит оразвитой рефлексии, следовании законам морали и совести, однако они могут,изредка, осознанно нарушать их. 27,6 % имеют высокий уровень морально-этической ответственности, т.е. наличие собственного «кодекса чести», ответственности за свои победы и поражения, высокого уровня рефлексии.

Таким образом, морально-этическая ответственность личности – это проблема, принимающая глобальные размеры. В результате исследования обнаружено, что даже будущие педагоги-психологи не обладают высоким уровнем морально-этической ответственности. Это объясняется, возможно, снижением общего уровня морально этической ответственности и трансформацией системы ценностей в современном обществе.