Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CREATIVE THINKING IN THE NEW SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

Bulyakanova A.R. 1
1 Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov
The article deals with creative thinking as an integral mental education as a generalized indicator of mental development, the concept of creativity as the ability to disclose the problem of individualization of learning. It is proposed to understand the creative thinking as a result of cognitive activity of the individual as opposed to the traditional approach to it as to the ability. Every activity has its own specific conditions for the existence and development, so it is necessary to the development of the specific knowledge and skills specific to this type of activity. Creative activity is not an exception to this, but it has an important feature - the versatility of its methods are useful in any kind of professional activity. Specificity of scientific - engineering creativity lies only in the fact that these versatile technique used to solve technical problems. Therefore, success in any professional activity is possible not only due to the knowledge and skills inherent in this kind of activity, but also thanks to the skillful use of this activity in the methodology of the creative process. The proposed concept of this article examines the development of creative abilities of students, based on the characteristics of the creative process. The sources of creative thinking are imagination and fantasy, and the variety of systems thinking, allowing to see the problem in its entirety.
creative thinking
creativity
creativity
cognitive theory
hypothetical thinking
strategy thinking
В современном российском обществе идет активный процесс аккультурации - социокультурных изменений, взаимодействия традиционной, национальной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой исследования творческого мышления, ну и, конечно же, социально-культурного развития страны. Методология социокультурного подхода, применительно к российскому обществу, возникла как следствие необходимости оценки его трансформаций и исследования педагогических систем.

Сущность социокультурного подхода как формы системного подхода состоит в попытке рассмотрения общества как некоторой определенной целостности. За основу берется его понимание как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе не может существовать, во-первых, вне общества как системы отношений, во-вторых, без культуры как совокупности ценностей и норм [7].

Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, фигурирует там, где речь идет о способностях и одаренности. Данный термин упоминается практически везде, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, недостаточно дифференцированным и неточно определенным от других психологических понятий. Даже общепсихологические характеристики творческого мышления сами по себе являются проблемой в силу некоторых причин. Во-первых, творческое мышление включено в глобальное понятие творчества, и часто, даже в высоко профессиональных исследованиях, авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление, как, например, в работах Г.С. Альтшуллера, Н.Н. Вересова и др., либо совершенно по-разному соотносить их, как, например, в диаметрально противоположных концепциях М.С. Бернштейна, Э. Боно, И.Н. Семенова. Во-вторых, большинство наработок по проблеме существует вне единой системы, и если понятие творческого мышления и его критерии определены, например, П. Вайнцвайгом и Я.А. Пономаревым, то сама структурированность знания о творческом мышлении либо отсутствует, либо мало значима.

Если обратиться к наиболее известным теориям мышления, предметом которых явилась какая-то конкретная форма мышления, то выдвинутый тезис также может быть доказан. Дивергентное, версионное, гипотетическое, продуктивное - все эти «виды» мышления на самом деле являются его высшими формами, результатами его наиболее эффективного развития. Авторы соответствующих когнитивных теорий - М. Вертгеймер, К. Дункер, О. Зельц, Р. Солсо - прямо или косвенно указывают на это. То же должно относиться и к творческому мышлению, поскольку оно представляет собой синтетический вариант по отношению к перечисленным «видам»: оно всегда поливариантно, всегда имеет вероятностную основу, характеризуется продуктивностью, разнонаправленностью, изменчивостью, отсутствием «правильных» или «неправильных» исходов.

Таким образом, творческое мышление - это одновременно и дивергентное, и версионное, и гипотетическое, и продуктивное мышление, это высшая форма развития мышления. Отдельного внимания заслуживает соотношение творческого мышления с разными видами мышления по содержанию. Наиболее популярная с этой точки зрения классификация - это деление мышления на наглядно-действенное, образное и словесно- логическое. Однако эти виды мышления являются одновременно и стадиями развития мышления, поэтому они не альтернативны по отношению друг к другу, и невозможно говорить о преимущественной роли одного из них в структуре творческого мышления. Одинаково возможны и одинаково продуктивны как наглядно-действенные формы творческого мышления (например, конструирование моделей), так и образное творческое мышление (например, написание стихов, рисование картин), а также словесно-логическое творческое мышление (научное творчество и т.п.). Как указывает С.Л. Рубинштейн, образное и словесно-логическое мышление чаще всего функционируют в единстве, и самым ярким примером тому служит метафора (в ней образ всегда обогащает мысль). На основании всего вышесказанного можно предположить, что именно одинаковая развитость этих видов мышления обеспечивает разносторонность творческого мышления.

Структуру талантливого мышления можно организовать с помощью программы АРИЗ, которая является не просто алгоритмом решения изобретательских задач, но и комплексной программой алгоритмического типа. Она основана на законах развития технических систем и предназначена для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Непосредственная цель теории решения таких задач - создание эффективной технологии изобретательства. Уже сегодня ТРИЗ обеспечивает уверенное решение достаточно широкого круга задач. Накоплен опыт обучения этой технологии; в принципе, ТРИЗ можно научить почти всех - как основам физики или химии [2].

Проблематика мышления как особого предмета исследования имеет большое значение в определении фундаментальных законов интеллектуальной деятельности человека в новых социокультурных условиях. Исследованием проблем творческого мышления занимались многие видные отечественные и зарубежные ученые. Однако, несмотря на разработанность целого ряда эффективных дидактических систем, система высшего образования по-прежнему уделяет мало внимания актуализации и развитию творческого мышления.