Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INDIA: “THE SWADESHI CONCEPT” IN THE AGE OF GLOBALIZATION

Krut V.G. 1
1 Saratov State University
“The swadeshi concept” – “self-reliance” – could be found in Mahatma Gandhi’s philosophy during the fighting of the Indians against British colonialists. Primarily the idea concerned only the economic sphere and was seen in buyers’ strike of British goods. But since gaining independence in 1947 Indian government came to regard “swadeshi” as one of the domestic and foreign policy basic principles. Today’s Indian Prime Minister Narendra Modi has banked on “swadeshi” in his electoral campaign. The uniqueness of the course pursued by the Indian government can be traced both in domestic and foreign policy. But whether the Prime Minister will be able to meet the expectations of the people and strictly follow Gandhi’s philosophy, while the Republic’s international authority is at stake, time will show.
India
narendra modi
GDP
swadeshi
economic environment.

В 2014 г. к власти в Индии пришла Бхаратия джаната парти (БДП) – Индийская народная партия. В последний раз она была у власти в 1998-2004 гг., тогда это не принесло кардинальных изменений. В ходе предвыборных кампаний главным лозунгом партии было восстановление концепции «свадеши», т.е. опоры на собственные силы. Концепция появилась еще в учении Махатмы Ганди в годы борьбы индийцев с британскими колонизаторами [2].

Основная цель данной статьи – проанализировать, как проявляется концепция «свадеши» в современной внутри- и внешнеполитической и экономической жизни Индии, а также понять, насколько целесообразно ее использование в условиях глобализации.

Задачами исследования являются:

1) дать четкое определение концепции;

2) определить ее контуры во внутри- и внешнеполитическом и экономическом курсе нынешнего руководства страны;

3) установить, влияет ли концепция «свадеши» на положение Республики в современных международных реалиях, в особенности в условиях глобализации.

Само слово «свадеши» происходит от двух санскритских слов. Сва означает «свой, собственный», деш – страна. То есть свадеш – «своя страна», а свадеши (прил.) – «из собственной страны». Первое использование этого понятия в политической сфере относится к началу XX столетия. Тогда, на волне роста национально-освободительного движения, а также под влиянием русской революции, индийские рабочие, буржуазия и даже землевладельцы подняли восстание против английских колонизаторов. Поводом к нему послужило вышедшее в июле 1905 г. постановление о разделе Бенгалии. Против этого выступали также мусульмане. 16 ноября закон вступил в силу, после чего Национальный конгресс принял решение бойкотировать английские товары. Бойкот имел массовый характер, лозунгом которого стал патриотический принцип «свадеши». Главной целью было развитие национального производства взамен английских товаров. Идеологи свадешизма даже уверяли, что «это понятие выражает нечто большее, чем просто национальное единство и патриотизм, взятые вместе». Впоследствии, «свадеши» стало одним из положений в философии Ганди, который объяснял, что «свадеши – часть свараджа (независимости)».

Но ведь прошло уже более 100 лет. Актуален ли этот принцип в Индии сегодня? И если да, то, как он проявляется в философии поведения нынешнего руководства страны – премьер-министра Нарендры Моди?

Нарендра Моди, член Бхаратия джаната партии, пришел к власти в результате парламентских выборов в мае 2014 г. Одним из предвыборных положений кандидата было восстановление международного авторитета страны. Решение этого вопроса Моди видит в укреплении экономической обстановки внутри страны, что, по его мнению, «поднимет» Индию в глазах мирового сообщества. С целью поддержания экономического роста ключевой задачей правительства стало улучшение экономической обстановки в Индии и привлечение прямых иностранных инвестиций, поскольку после 2011 г. показатель роста ВВП резко снизился при возросшем уровне инфляции [6].

В 2015 г. Индия добилась высоких темпов роста ВВП – 7,2 %, что позволило ей войти в список первых 15 стран мира по этому показателю. В 2016 г. ожидается до 8 % роста. Стоит особо отметить, что показатель темпов роста индийского ВВП стал самым высоким из всех стран БРИКС (у КНР – 6,8 %), а по заявлениям самого Моди, в конце 2015 г. даже инфляция стала снижаться. По прогнозам некоторых специалистов, уже в 2017 г. Индия может стать самой быстро развивающейся экономикой стран БРИКС [5].

Приток зарубежных финансовых инвестиций (в особенности в сфере обороны), оживление внутреннего спроса, предоставление страховки и банковских счетов для малоимущего населения стали проявлением так называемого курса «Модиномики», как его называют в правительстве Республики. Еще два года назад рейтинг индийской экономики мог быть понижен до «мусорного», а сегодня Индия провозглашает программу «make in India». Это самый грандиозный проект в индийской экономике со времен экономической либерализации 1991 г. Ее суть заключается в новой индустриализации страны и привлечении иностранных инвесторов, чтобы Индия стала мировым «сборочным цехом». «Я говорю миру: делайте в Индии! Продавайте где угодно, но производите здесь! У нас есть для этого и мастерство, и талант!» – заявил премьер. Индийское правительство повысило потолок участия иностранного капитала в оборонной и страховой сферах с 26 до 49 %, снизило ограничения в строительном секторе и разрешило иностранную собственность на железные дороги [3].

Заслуживает внимания политика Моди по стимулированию стартапов под лозунгом «Индия – это стартап». Основные ее принципы премьер высказал в январе 2016 г. Предложенный премьером план действий предусматривает освобождение стартапов, которые будут созданы после 1 апреля 2016 г., на три года от уплаты подоходного налога, новым стартапам разрешены также вычеты из налога на прибыль. Указанные меры схожи с законодательством, действующим для малых и средних предприятий Индии, что сближает разные типы хозяйственной активности [1]. Стартапы едва ли резко увеличат спрос на рабочую силу, поскольку в своем большинстве они высокотехнологичны  и нуждаются в квалифицированном труде, но обеспечить диверсификацию предложения товаров и услуг им под силу. Их инновационный характер способствует повышению технологического уровня производства в стране.

Самобытность проводимого руководством страны курса можно проследить и во внешнеполитической сфере. Нарендра Моди тщательно выбирает место своего следующего визита. Первый визит новоиспеченный премьер совершил в Бутан. В настоящее время во внешней стратегии Индии происходит постепенный переход от политики «смотреть на Восток» к политике «действуй на Востоке», что упрочит позиции страны в Юго-Восточной Азии, где наметилось мощное объединение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и квалифицированной рабочей силы во главе с АСЕАН. В то же время активизируется политика и в отношении стран, которые соседствуют с Индией с запада. Так, после ирано-саудистского дипломатического конфликта, в феврале 2016 г. Моди совершил визит в Эр-Рияд, запустив политику «думай о Западе» (или «думай на Запад»).

Моди понимает, что в Республике сейчас множество проблем, которые препятствуют успешной реализации инициатив, заявленных в предвыборном манифесте партии. Страна лидирует по числу нетарифных барьеров, что препятствует свободной торговле [4]. Власти занимаются разработкой законов о регулировании рынка труда и упрочении правил ведения бизнеса. «Индия приглашает инвесторов, чтобы производить товары на экспорт, но это вряд ли возможно, так как мировая рецессия еще не закончилась», – пишет авторитетная индийская газета The Hindu. Еще одним противоречием является традиционализм самой БДП, в то время как стране жизненно необходимы реформы. Да и в самой Азии у Индии есть серьезные конкуренты. Так, Китай растиражировал созвучную с индийской программу (make in China) для привлечения к себе высококлассных профессионалов и богатых инвесторов.

Таким образом, премьер-министру Индии придется сильно постараться, чтобы страна смогла «впрыгнуть» в XXI столетие. Обещаний было сделано достаточно, но одними стремлениями обойтись будет трудно. Нарендра Моди поможет только политическая дальновидность, последовательность в действиях и вера в собственные силы, про которую еще в начале прошлого века говорил Махатма Ганди.