Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

OPTIMIZATIONSOCIALPOLICY OF THE RUSSIAN STATEIN THE SPHERE OF PROTECTIONOF LARGE FAMILIES(FOR EXAMPLESVETLOYARSKOECENTERFOR SOCIAL ASSISTANCE TO FAMILYAND CHILDREN "FAMILY")

Shulmeyster E.A. 1 Kharinina L.V. 1 Andryuschenko O.E. 1
1 VolSU
In the article the author gave an assessment of the peculiarities of realization of social policy of the Russian Federation in relation to large families. The analysis of theoretical sources indicates the need for simultaneous implementation of two directions of social policy towards this category of population: a significant activity on the part of families and social support for children in these families. Implemented the program of support of large families in these areas should adequately correspond to the realities of life. It is concluded that the state policy in the field of social protection of large families is in a haphazard condition and also has a significant regional specificity and needs to be optimized.At the same time , it should be noted that these issues are made ??by the company and social workers who are in direct contact with them , which is the first step in solving any difficult social situation .
social policy
social protection
family
social support
social problem
specialized Agency.

Семья является сложным и многоплановым феноменом, базовым социальным институтом воспитания и социализации подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Институт семьи в современной России, как впрочем, и в развитых странах Западной Европы, находится в состоянии кризиса. Это связано с изменением ценностных ориентаций молодого поколения, первоочередная задача которого определяется карьерным ростом, жизненной активностью, не отягощенной заботой о детях и нежеланием выбиваться из привычного ритма, уклонением от ответственности. Брачный и детородный возраст отодвинулся далеко за 30 лет. Кроме того, отмечается неготовность молодых людей к созданию семьи. Это выражается в том, что молодежь абсолютно не способна к компромиссам, без которых невозможно построение новой семьи. А отсюда и неумение выстраивать семейные взаимоотношения. Будущие родители не обладают знаниями, навыками и желанием заниматься воспитанием детей. Степень разработанности проблемы современной семьи и многодетной в частности, в трудах ученых – социологов, педагогов и специалистов социальной работы. Данные проблемы освящаются в научной литературе.

Несмотря на то, что проблемам семьи и семейной политики в Российской Федерации на современном этапе уделяется много внимания как со стороны законодательства, так и со стороны специалистов: социологов, педагогов, психологов, социальных работников, тем не менее, в отношении многодетных семей испытывается недостаток работ, освещающих различные аспекты их жизнедеятельности.

В настоящее время Россия – впервые за всю многовековую историю – переживает кризис народонаселения, который не связан ни с войнами, ни с моровыми поветриями. Ежегодно страна теряет 700-800 тыс. человек, что сопоставимо с населением одного большого российского города или региона. По некоторым прогнозам демографов, население России к 2050 году может уменьшиться почти в полтора раза – до 100 млн. человек [6].

Чтобы предотвратить этот беспрецедентный по масштабам кризис или хотя бы минимизировать его последствия необходимо кардинальное реформирование социальной политики государства. Прежде всего, это относится к устранению разницы в социально-экономическом развитии регионов страны. Так, в настоящий момент существует три крупных кластера субъектов Российской Федерации принципиально различающихся между собой качеством и успешностью социальных программ.

Кроме того, необходима одновременная реализация двух направлений государственной политики в отношении многодетных семей: политика стимулирования правовой грамотности и большей активности со стороны самих семей и политика социальной поддержки детей в этих семьях [3]. Если второе направление политики имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном, нинаместном уровнях.

В настоящее время широкое социальное пространство многодетных семей России можно разделить на три основные части: семьи с запланированным количеством детей, семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего брака родителей и асоциальные семьи.

Очевидно, что степень ответственности и адекватности членов семей в различных социальных типах существенно варьируется, что накладывает непосредственный отпечаток как на остроту стоящих перед ними проблем, так и на способы их решения.

Так для первой и второй категории наиболее острыми являются вопросы социально-экономического характера, а также такие специфические проблемы, как сложность темпоральной интеграции в ритм жизни современного общества. Работающим родителям крайне сложно обеспечивать приемлемый уровень социализации и образования многочисленных детей в условиях острой нехватки свободного времени.

Для второй категории семей также достаточно актуальной является проблема психологической реабилитации детей, переживших развод родителей и реинтеграцию в локальное социальное домашнее пространство, необходимость выстраивания связей с новыми членами семьи.

Третья категория семей представляет собой как наиболее сложный объект социальной работы (по количеству необходимых реабилитационных мероприятий), так и наиболее простой с точки зрения методологии взаимодействия.

Однако указанные категории семей объединяет определенный круг общих проблем, характерных для современного российского общества и усугубленных наличием множества детей в семье. Недостаточные жилищные условия, подчас нарушение элементарных санитарных норм совместного проживания.Низкий уровень государственного социального финансирования [5]. Высокая степень бюрократизации процесса получения пособий, требующая значительного времени, нехватку которого особенно остро ощущают на себе взрослые работающие члены многодетных семей. Коммуникационная связанность многодетных семей с обществом определяется отсутствием льготного проезда, недостаточной обеспеченностью современными средствами информационной коммуникации. Кроме того, слабое развитие рынка «удаленных» рабочих мест в России, способствующее недостатку или полному отсутствию надзора за процессом обучения детей со стороны родителей [2].

В связи с нарастанием кризисных тенденций в экономике России особую остроту приобретает проблема сохранения рабочего места, что представляется затруднительным для многодетных родителей, чья рабочая продуктивность по объективным причинам является заведомо более низкой.

Программы поддержки многодетных семей должны адекватно соотносятся с реалиями жизни. А так же охватывать все стороны полноценного жизнеобеспечения семей, выходящие за рамки возможностей многодетных семей. Тем не менее, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства [4].

Социальные реалии современной России, однако, остаются далекими от перспектив решения комплекса обозначенных проблем многодетных семей. К тому же, как было указано выше, практика социальной работы с многодетными семьями существенно варьируется в зависимости от уровня социально-экономического развития региона. Волгоградская область относится к наиболее бедным и отсталым субъектам РФ[1]. Основным субъектом социальной политики в отношении многодетных семей на ее территории является Светлоярский центр помощи семье и детям «Семья».

Центр является многопрофильным учреждением, оказывающим поддержку самым различным категориям населения, что затрудняет высокую степень специализации в решении проблем именно многодетных семей. Тем не менее, на его примере мы видим значительное влияние субъективного фактора в отечественной социальной практике, выражающегося в активной позиции работников, разрабатывающих и внедряющих достаточно сложные инновационные программы поддержки многодетных семей. В настоящее время действует три такие программы и еще две находятся в стадии разработки.

Таким образом, можно заключить, что социальная политика государства в сфере защиты многодетных семей находится в крайне хаотичном, неупорядоченном состоянии, обладает значительной региональной спецификой и далека от перспектив оптимизации. В то же время, можно отметить, что данные проблемы осознаются обществом и работниками социальной сферы, имеющими с ними непосредственный контакт, что является первым шагом к решению любой сложной социальной ситуации.