Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Проблема идентичности личности является актуальной и активно обсуждаемой. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода Э.Эриксона, является как бы эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

В самом общем виде идентичность – это то, как человек представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств [1]. Конкретно в организации идентичность рассматривается как принадлежность человека к организации, в которой он работает. Иными словами организационная идентичность – это то, как человек видит себя в организации и его принадлежность к ней [2].

Организационная идентичность является предметом исследования многих наук, таких как психология, менеджмент, социология и др. Организационная идентичность является предметом исследований таких ученых как Г. Тэжфел, Р. Ван Дика, среди российских ученых можно назвать Т.Ю. Базарова, С.А. Липатова, Д.Б.Соболева.

Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи организационной идентичности и удовлетворенности трудом в коммерческих и бюджетных организациях.

Выборка состояла, в общем, из 67 человек из трех организаций, две из которых коммерческие и одна организация бюджетная.

Методы и методики исследования: семантический дифференциал (модификация Соломина), «Опросник удовлетворенности трудом» (А.В. Батаршева), методы статистической обработки с использованием критериев Спирмена и Фишера.

Были получены следующие результаты. В бюджетной организации получились следующие значения: у 85 % респондентов удовлетворенность трудом (УТ) на высоком уровне, у 11 % – средний и у 4 % – низкий уровень УТ. По результатам в коммерческой организации у 87 % испытуемых высокая удовлетворенность трудом, 9 % – средняя и 4 % – низкая. По результатам методики удовлетворенности трудом Батаршева в бюджетной организации и коммерческой организации существенных различий не выявлено.

Для изучения организационной идентичности был использован семантический дифференциал Ч. Осгуда. Результаты показали:

В бюджетной организации:

1. Наблюдается положительная корреляция между факторами «Оценка Я» и факторами «Оценка Организация» (р ? 0,01);

2. Наблюдается отрицательная корреляция между факторами «Оценка Я» и факторами и «Активность Организация» (р ? 0,01), и между факторами «Оценка Организация» и «Активность Организация» (р ? 0,05).

В коммерческой организации:

1. Сильная связь между факторами: «Сила Я» и «Активность Я», «Оценка Организация», «Оценка Организация» и «Сила Организация»( р ? 0,01);

2. Допустимая связь между: «Оценка Я» и «Активность Я», «Оценка Организация» и «Активность Организация», также между «Сила организация» и «Активность Организация», «Активность Я» и «Активность Организация».

По данным СД можно сделать вывод, что организационная идентичность выше в коммерческой организации, чем в бюджетной, так как связей в коммерческой организации существенно больше.