Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Проблемой исследования, существующей в системе взаимоотношений «руководитель секции – спортсмен», является определение основного контура управления личностью и коллективом, деятельностью и формированием позитивной психологической атмосферы в команде военнослужащих. Особое место в этой проблеме занимает аспект применения принципов управления к межличностным взаимоотношениям.

По результатам исследования проблемы было выявлено, что личный пример тренера имеет большое значение в формировании межличностных взаимоотношений с воспитанниками. Эти результаты свидетельствуют о необходимости создания атмосферы взаимного доверия тренера и воспитанника. Как показало исследование наиболее важными качествами тренера, влияющими на взаимоотношения его со спортсменами, являются следующие: авторитет, объективность и справедливость, толерантность по отношению к неудачам и ошибкам спортсменов.

Одна из обязанностей тренера – мотивировать спортсмена к достижению успеха, в том числе и в ходе межличностного общения. Как показали результаты исследования, мотивация избегания неудачи формируется чаще всего при следующем типе реагировании тренера на неудачи спортсмена – «тренер выясняет причины неудач, и учитывает в дальнейших тренировках».

В ходе исследования была дана оценка некоторым компетенциям тренера, имеющим значение построении им системы межличностных взаимоотношений. В частности, наиболее важными в этом процессе по мнению респондентов были:

1 место – проектировочная компетенция,

2 место – прогностическая компетенция,

3 место – рефлексивно оценочная компетенция,

При этом военнослужащие воспитанники спортивной секции отмечают, что для них важна положительная психологическая атмосфера, поэтому 70% хотят стремиться отмечать свои победы совместно с тренером, надеются на его поддержку не только в спортивных, но и в жизненных достижениях.

Таким образом, были определены четыре основные модели межличностных отношений в системе «тренер-спортсмен». Было выявлено, что для спортсенов-военнослужащих не является определяющим воинское звание их руководителя спортивного направления, важнее его спортивные достижения. Наиболее важными среди качеств тренера спортсмены считают: выдержку, энергичность, трудолюбие. Исследование также показало, что в тренировочном процессе и в соревновательной деятельности для спортсменов важна и неформальная поддержка их тренера. Определено, что уровень конфликтности в секциях, где занимаются военнослужащие, ниже, чем в секциях, где занимается гражданское население.