Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

NON-STANDARD THEORY OF NUMERICAL SETS IN THE INTERACTIVE TRAINING DOCUMENT

Inozemtsev S.A. 1 Dublinskiy Ya.V. 1 Chasov K.V. 1
1 Armavir Institute of Mechanics and Technology
The article deals with the application of electronic teaching aids, training programs, etc. in the interactive learning environment along with interactive training documents. To study sets in the plane. To this end, the set-theoretic approach to the figure is used, as a set of points, the corresponding definitions and illustrations are given. In the interactive training document, an example of an enlarged didactic unit (UDE) is given, in which the teacher proposed a direct task, and the students themselves decided and did the opposite. The set-theoretic definitions and illustrations of some flat figures given in the article, the UDE solution and the given UDE conditions on a rectangle, motivate learners to master the educational material in active and interactive forms. The study of the topic allowed to prepare the structure of the training program, the necessary templates and individual fragments. Preliminary assembly of the training program.
information educational environment
electronic textbook
interactive teaching document
nonstandard theory of numerical sets
set-theoretical approach
enlarged didactic unit

В информационной образовательной среде (ИОС) кафедры могут быть размещены не только интерактивные обучающие документы, но и электронные учебные пособия, обучающие программы и т.п. ([1], [3]). Рассмотрим ситуацию, в которой нет возможности использовать в чистом виде интерактивные обучающие документы. В частности, это может быть так называемый «гибридный документ», в котором могут быть ссылки на соответствующие электронные учебные пособия, обучающие программы и др. ([1]).

Возникает подобная ситуация, к примеру, во время изучения множеств на плоскости. Числовые множества на R×R являются обобщением числовых множеств на R. При этом средствами офисных программ можно изобразить не все множества, да и подготовка некоторых изображений множеств занимает слишком много времени и требует определённых навыков работы с графикой и псевдографикой. Всё это может только отвлечь обучающегося от непосредственного изучения учебного материала. Рассмотрим часть документа.

Представим с помощью объяснительно-иллюстративного метода круг (рис. 1).

inoz1.tif

Рис. 1. График множества – открытый круг

inoz2.tif

Рис. 2. График множества – замкнутый круг

inoz3.tif

Рис. 3. График множества – прямоугольник

При этом R и inoz01.wmf имеют следующий смысл (рис. 4).

inoz4a.tif inoz4b.tif

Рис. 4. График множества – замкнутый и незамкнутый прямоугольники

1f.tif

В настоящей статье представлены фрагменты из диссертации одного из авторов. Один из фрагментов (рис. 1) приведённый в ([5]) содержит русский и английский текст – как современные учебные пособия. На рис. 2 продолжение определения.

Рассмотрим определение множества – прямоугольник на плоскости.

Указанные выше формулы (ниже рис. 4) практически невозможно набрать в Microsoft Equation, поэтому необходимо использовать некоторые готовые шаблоны или рисунки, которые затем встраиваются в обучающую программу.

В указанных выше двух определениях фигур используется теоретико-множественный подход к фигуре, как множеству точек. Рассмотрим укрупнённую дидактическую единицу (УДЕ), в которой прямую задачу предложил преподаватель, а обратную составили и решили сами обучающиеся.

Прямая задача (Direct problem) № 1.

I. inoz02.wmf: inoz03.wmf.

II. Mo, r.

III. inoz04.wmf.

inoz05.wmf.

Mo(2, 3), r = 3 (рис. 5). >

inoz5.tif

Рис. 5. График множества – круг

Обратная задача (Inverse problem) № 2.

I. inoz06.wmf (рис. 6)

II. inoz07.wmf.

III. inoz08.wmf.

inoz09.wmf.

inoz10.wmf. >

inoz6.tif

Рис. 6. Иллюстрация условия задачи

После выполнения ещё целого ряда УДЕ на множество круг, замкнутый или открытый, обучающимся предлагается УДЕ на произведение множеств – прямоугольник. Приведённая ниже УДЕ имеет все признаки обобщённой укрупнённой дидактической единицы, т.к. в ней применяется достаточно много математических операций изучаемой темы.

Приведём пример условия такой УДЕ (прямой и обратной).

Прямая задача (Direct problem) № 3.

I. Fig b = 2f.tif.

when (где) ● 3f.tif,

4f.tifinoz11.wmf

II. Геометрическую интерпретацию Fig b.

После решения обучающиеся приступают к составлению и решению обратной задачи.

Обратная задача (Inverse problem) № 4.

I.

inoz7.tif

Рис. 7. Иллюстрация условия задачи

II. Теоретико-множественное представление Fig b.

Рамки статьи не позволяют в полной мере представить все стороны теоретико-множественного подхода к графикам числового множества, как множеству точек.

Приведённые в статье теоретико-множественные определения и иллюстрации некоторых плоских фигур, решение УДЕ и приведённые условия УДЕ на прямоугольник, мотивируют обучающихся осваивать учебный материал в активной и интерактивной формах ([4]). По результатам изучения темы авторами была подготовлена структура обучающей программы, необходимые шаблоны и отдельные фрагменты. Ведётся предварительная сборка обучающей программы.