Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FINANCING REST ACTIVITIES IN THE BUDGET OF THE IRKUTSK REGION

Bugushkinova I.N. 1 Agapova G.A. 1 Baldaev N.A. 1
1 Irkutsk National Research Technical University
The article analyzes the budget of the Irkutsk region in terms of financing recreational activities. The financial analysis of the expenses of the Irkutsk region for recreation, in the aggregate of such activities as education, healthcare, culture and cinema, is of research interest. Based on these data, conclusions are drawn about the effectiveness of using budgetary funds. Namely, for three years (2014-2016), regional budget expenditures increased by 12% compared to the base period (2014). The annual growth rate of the total budget expenditures was from 3% to 9% and was accompanied by an increase in the total cost of recreation by about 4%. The unevenness of the annual rate of change in spending on recreation is estimated at -2.6% and 7% (in 2015 and 2016, respectively). In general, in the Irkutsk region, total spending on recreation is about 50% of the expenditure part of its budget, which seems insufficient for expanded production, ability to work.
budget analysis
irkutsk region
recreation activity.

Мир, в котором мы живем, есть диалектическое единство природы и общества, которое, в социальной форме движения материи, проявляется в противоречиях труда и отдыха. Отдых, как фундаментальная основа человеческого бытия имеет сущностную ценность потому, что в нем восстанавливаются, накапливаются и приумножаются способности человека к труду [1]. При этом социальную структуру явления отдыха составляют общественные отношения, во многом определяющие функционирование отдельных сфер (экономико-демографической, социально-политической и идейно-психологической) и институтов жизнедеятельности человека [2,3]. В своем содержании отдых вполне может быть выражен совокупностью конкретных и абстрактных социально значимых видов деятельности людей, а, следовательно, отражаться в бюджете страны, региона, муниципалитета.

Анализ доходов и расходов бюджета Иркутской области [4] показывает, что в 2014 году наблюдался дефицит бюджета в размере 10, 891 млрд. руб., в 2015 году 8,848 млрд. руб., а в 2016 году возник профицит в размере 2,079 млрд.руб.

Рисунок 1 – Бюджет Иркутской области

В данной работе исследовательский интерес представляет финансовый анализ расходов Иркутской области на отдых, в совокупности таких видов деятельности как образование, здравоохранение, культура и кинематограф (табл. 1) [4].

Таблица 1 – Исполненный бюджет Иркутской области

Год

Расходы бюджета (млрд. руб.)

Образование (млрд. руб.)

Здравоохранение (млрд. руб.)

Культура, кинематограф (млрд. руб.)

Расходы на отдых (млрд. руб)

2014

110,027(100%)

35,702(32,4%)

22,365(20,3%)

1,781(1,6%)

59,848(54,3%)

2015

113,288(100%)

33,430(29,5%)

23,636(20,9%)

1,214(1,1%)

58,280(51,5%)

2016

123,475(100%)

36,218(29,3%)

24,959(20,2%)

1,229(1%)

62,406(50,5%)

 

Как видно из таблицы, за три года, расходы регионального бюджета возросли на 12% по сравнению с базовым периодом (2014). Годовые темпы роста общих расходов бюджета составили от 3% до 9% и сопровождались увеличением совокупных расходов на отдых примерно на 4%. Неравномерность годовых темпов изменения расходов на отдых оценивается в -2,6% и 7% (в 2015 и 2016 гг., соответственно).

Отмечаемое в 2015 году снижение расходов на отдых (см. табл.1) не может быть вызвано уменьшением общих расходов бюджета, так как расходы и доходы бюджета в последние три года имели тенденцию к увеличению (см. рис. 1). Эти колебания (относительное снижение расходов на отдых) вполне могут быть связаны с последствиями финансового кризиса 2014-2015 гг. которые повлекли за собой необходимость перераспределения ограниченных финансовых ресурсов внутри расходной части бюджета.

В целом снижение расходов на отдых было кратковременным (2015) и уже в 2016 году доходы бюджета Иркутской области были резко выросли, темпы роста доходов увеличились вдвое (примерно с 5% до 10%). Это было достигнуто за счет увеличения штрафов с владельцев транспортных средств, установки стационарных комплексов камер на дорогах региона, проведения рейдов ГИБДД «детское кресло», «нетрезвый водитель», «общественный транспорт» и т.д.

Также по данным из таблицы (табл.1) видно, что собственно расходы на отдых занимают около половины расходной части бюджета. Из них на образование в среднем составляет 30,4%, здравоохранение 20,5%, культура и кинематограф 1,2 %. В структуре этих расходов наибольшее влияние на отдых граждан оказывают расходы на такие виды его деятельности как образование и здравоохранение [3, c. 32].

Анализ показывает, что в сфере здравоохранения (рис. 2) расходы с каждым годом увеличиваются довольно равномерно (в 2015 году на 5,7 % по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году на 5,6 % по сравнению с 2015 годом). Это может быть связано с тем, что в регионе разработана и регулярно финансируется государственная программа «Развитие здравоохранения в Иркутской области на 2014-2020 гг.». В рамках этой программы в последние годы были построены больницы в п. Баяндай, в п. Бохан и в п. Кутулик. Были выделены деньги на капитальный ремонт Тайшетской районной больницы, Усольского родильного дома, Усть-Удинской районной больницы [7]. Также в 2015 году были направлены дополнительные средства на приобретение противогриппозных вакцин для населения, которые не входят в группы риска. Создали новое объединение станции скорой помощи [8]. Таким образом, вследствие роста финансирования расходы здравоохранения как одного из видов деятельности отдыха не могли оказать понижающего влияния на снижение общих расходов на отдых в 2015 году.

Рисунок 2 – Расходы на здравоохранение

В свою очередь, в сфере культуры (рис. 3) в 2015 году расходы были сокращены на 31,9 % по сравнению с предыдущим годом. Это может быть связано с общей экономической ситуацией в стране вызванной финансовым кризисом 2014-2015 гг. [9]. В то время отмечалась нехватка средств на выплату заработной платы работникам культуры, которая оказалась кратковременной. Уже в 2016 году произошло увеличение расходов в сфере культуры на 1,3 %, по сравнению с 2015 годом, что было связано с увеличением заработной платы работникам на 1,3 %.

Сокращение в 2015 году расходов на культуру и кинематограф повлияло на снижение общих расходов на отдых примерно на 30%, поскольку абсолютная цифра снижения составила 0,567 млрд. рублей по сравнению с общим снижением расходов на отдых в 1.57 млрд. рублей (см. табл. 1).

Рисунок 3 – Расходы на культуру и кинематограф

Основную роль в снижении расходов на отдых, оцененную нами в 70%, играет образование. В этой сфере (рис. 4) расходы в 2015 году упали на 6,4%, что было связано с общеэкономической ситуацией в стране, а именно кризисом 2014-2015 гг. В указанный период расходы сократились из-за нехватки средств на выплату заработной платы работникам образования. Также сократилось финансирование бюджетных мест в высших учебных образовательных учреждениях, однако последнее не рассматривалось нами как расходные обязательства областного бюджета [5].

Повышение в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) расходов в сфере образования на 8,3 % мы связываем с позитивным воздействием региональной программы по созданию новых мест в общеобразовательных школах, запланированной к реализации в рамках федеральной программы «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 гг.» [6].

Рисунок 4 – Расходы на образование

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

По сравнению с базовым 2014 периодом расходы бюджета в 2016 году возросли на 12 %, а расходы на отдых – на 4%. Указанная диспропорция свидетельствует об определенной недостаточности финансирования бюджетных видов деятельности способствующих формированию человеческого капитала и перераспределению средств в иные сферы бюджетной деятельности региона.

В целом в Иркутской области совокупные расходы на отдых составляют около 50 % расходной части ее бюджета, что представляется недостаточным для расширенного производства, способности к труду.

В 2015 году отмечалось кратковременное снижение расходов на отдых на 2,6 %. Снижение этих общих расходов на отдых можно объяснить, уменьшением объемов финансирования в сфере образования (70%) и здравоохранения (30%). В регионе была зафиксирована нехватка средств на выплату заработных плат в этих сферах.