Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITIES

Kokareva M.E. 1 Gordeev K.S. 1 Zhidkov A.A. 1 Pasechnik A.S. 1 Egorova M.I. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
After yesterday's graduates entered the University, they need to adapt to a different cultural and educational sphere, which in turn triggers the mechanism of the adaptation process. The result of the adaptation process is considered adaptability. This article is aimed at studying the adaptability of students to educational activities. The relevance of the study of adaptation of students is determined by the fact that in the process of studying at the University the basic elements of professionalism are laid, the need and preparedness for continuing professional education and self-education in changing conditions are developed. As a result of the high level of migration of the population that has arisen at present, Russian universities receive people for whom the Russian language, culture and nature of relations seem unfamiliar; a large number of students come from rural areas, for whom the way of urban life is not dual. Such students often experience difficulties in the process of adaptation to new activities. The article describes the stages of the process of adaptation, and, directly, a number of difficulties faced by students in the process of professional development. In addition, the ways of overcoming the problems of adaptation of students to educational activities are identified.
adaptability
difficulties of adaptation
disadaptation
educational process
career management
self-analysis.

На сегодняшний день вопрос эффективного обучения в вузе обусловлена потребностью человечества в компетентных специалистах, способных ориентироваться в затруднительных профессиональных ситуациях, готовых к профессиональному восхождению и развитию, отличающиеся высокой мобильностью и активностью. Эффективность обучения непосредственно зависит от адаптированности студентов к данному процессу.

Акименко А.К. рассматривает адаптированность как приспособление личности к жизни в обществе в соответствии с различными требованиями общества и личными потребностями, целями и интересами. Понятие «адаптированность» понимают также как уровень социального статуса и самоощущения человека, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, или своей жизнью [1].

Гречкина Л.Ю. говорит о процессе адаптированности не как о пассивном приспособлении человека к условиям и воздействиям образовательной среды, а как об активном взаимодействии человека с образовательной средой, в процессе которого происходит развитие и совершенствование личности человека [2].

Для того, чтобы достигнуть определённых успехов в процессе профессионального восхождения необходимо выстроить крепкий фундамент практических способностей, который будет содержать все совершенные умения и таланты физического лица. Путь по этой лестнице не обходится без определённых трудностей, требующих развитую способность к адаптированию.

Процесс адаптирования проходит несколько этапов:

  • ознакомление с новыми условиями обучения, с новыми требованиями преподавателей, с режимом и обязанностями студента, возникновение профессиональных намерений и целей;
  • адаптация непосредственно к образовательному процессу, к роли студента в группе;
  • адаптация к будущей профессиональной деятельности, к производственному коллективу, к самостоятельной профессиональной деятельности.

Явление эффективной адаптированности социального и психологического аспектов имеет актуальность для педагогической науки, для которой необходимо теоретическое понимание и разработка дидактических средств обучения, при помощи которых в процессе профессионально-педагогической подготовки можно обеспечить личность всеми необходимыми запасами знаний, умений и навыков, гарантирующих готовность индивида к управлению своей профессиональной карьерой.

Слабко Т. К., Чернявская В. С. В своём исследовании выяснили, что связь между успеваемостью и учебной адаптированностью имеет место быть. Выяснилось, что чем выше академическая успеваемость, тем выше степень адаптированности студентов к образовательной деятельности. Обнаружено, что чем выше баллы ЕГЭ, тем выше академическая успеваемость [3].

Необходимость стремительной адаптации к постоянно изменяющимся условиям современного мира имеет серьёзную значимость для поддержания профессиональной конкурентоспособности. Нормативные, то есть возникающие в процессе обучения, трудности в основном решаются посредством грамотного самоопределения и саморазвития.

Процесс адаптированности протекает через преодоление некоторого ряда трудностей. Рассматривать этот вопрос стоит непосредственно со стороны студентов, которые проходят через многие трудности профессионально-карьерного становления, обучаясь в высших и средне-специальных учебных заведениях.

Классификация трудностей профессионального становления следующая:

1) Дидактические сложности. К таким сложностям относят неготовность к обширной самостоятельной работе; изложение материала сложным научным языком; знакомство с разнообразными формами и методами обучения, возможно ранее незнакомыми; резкая перемена объёма предоставляемого материала.

2) Социальные сложности психологического содержания. К таким сложностям относят: неготовность самостоятельного существования; резкая перемена общественного окружения; нестабильность нервной системы.

3) Профессиональные сложности. К ним чаще всего относят сомнения студентов в правильности выбора учебного заведения и будущей профессии.

Перечисленные трудности создают условия для дефицита внимания студентов в процессе обучение, неоднократные прогулы и медленной присоединение в учебный процесс. В учебный-воспитательский механизм подростки приходят, имея за спиной недостаточную школьную подготовку, инфантилизацию, неподходящую профессиональную мотивацию и, зачастую, негативной и равнодушное отношение к своей перспективной работе, которые, непосредственно, ведут к дезадаптироанности [4].

Любые препятствия означают и поиск их решения.

Во-первых, студенту необходимо как можно больше времени проводить в среде нового окружения. Совместные культурные походы в уютные заведения, посещение театров и музеев не только позволят сдружиться и сблизится с новым коллективом, но и обогатить общий кругозор.

Во-вторых, кураторам всех групп необходимо организовать подготовительные мероприятия, суть которых заключается в проведении профилактических бесед со студентами о новых методах обучения.

В-третьих, существенную роль в взаимодействии индивида и образовательного процесса играет посещение и дальнейшее анализирование разнообразных тренингов по повышению самооценки и коммуникабельности.

Получение высококачественного образования ставится в один ряд с обретением должного уровня профессиональной карьеры специалиста. Поэтому непрерывность образования имеет практический смысл для представителей молодого поколения, как и гарантированность предоставления разнообразных типов и видов образовательных учреждений и многообразие образовательных программ.

Образование для карьеры определяет рациональное распределение личностных ресурсов по видам деятельности, которые доставляли бы как моральное, так и материальное удовольствие.

В процессе становления профессиональной карьеры происходит формирование современной, целеустремлённой, мобильной личности, склонной к нововведениям и самосовершенствованию, обладающей умением координировать и контролировать трудовую деятельность [5].

Процесс привыкания студента к различным условиям профессиональной деятельности сводится к преодолению им психофизиологических и воспитательских сложностей. Процесс адаптации содержит в себе несколько принципов:

1) Наличие не менее двух объектов для осуществления взаимодействия;

2) Взаимодействие осуществляется в разнообразных условиях, к которым относят дисбаланс, несогласованность систем, которые в свою очередь позволяют достигнуть неплохой координации между образовательными системами;

3) При достижении этой цели предполагается наличие некоторых изменений.

К несчастью, стадии процесса адаптации каждым студентом преодолеваются по-разному, либо благополучно, либо с наличием определённый отрицательных ситуаций, затрудняющих адаптационный процесс.

Отличительной особенностью неадаптированных студентов является отсутствие навыков самоанализа и самооценивания. В результате, большая вероятность возникновения кризиса адаптации, имеющего своим следствием неблагоприятные эмоциональные потрясения и негативную реакция на определённые требования.

Выход из предполагаемого положения реализуется посредством предоставления подходящих условий для успешного функционирования психофизиологических и воспитательских механизмов. Человек, который в силах предоставить студентам такие условия, зовётся куратором. Он для бывших выпускником становится проводником, первым преподавателем и товарищем. Насколько грамотным и квалифицированным окажется куратор, настолько продуктивным станет предстоящее обучение студентов в вузе. От него же зависит плодотворность межгрупповых отношений.

Каждый куратор выполняет определённые функции, способствующие обучению первокурсников:

1) курирование учебной деятельности студентов, включающий успеваемость, посещаемость учебных занятий, осведомление о практической стороне деятельности вуза.

2) осуществление воспитательной деятельности, включающей ознакомление с традициями вуза и их соблюдение, организацию морально-психологической атмосферы в группе, обучение правилам подобающего поведения в университете, а также основам университетской культуры и навыкам общения. Сюда же входит совместное создание и организация мероприятий во внеучебной жизни.

3) организация работы с законными представителями первокурсников. Чаще всего этому вопросу уделяют значительно небольшое внимание, а это отражается как на учебном, так и на воспитательной процессах.

Можно сделать вывод о том, что куратор играет значительную роль в процессе адаптированности студентов к жизни в вузе. Он помогает бывшим выпускникам взаимодействовать с преподавателями и устанавливать благоприятные отношения среди товарищей в группе, что в свою очередь повышает уровень профессиональной культуры студентов.

Таким образом, адаптированность - это сложный процесс, нацеленный на вовлечение личности в социальную среду и производственные отношения, на усвоение людьми новых социальных ролей, образование мотивационной сферы, оценка самого себя и своего окружения. Кроме того, в новой профессиональной среде изменяется как сам человек, так и среда, в которой между ними формируются отношения, то есть происходит перестраивание структуры поведения и деятельность, а это и значит – адаптированность.