Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

WAY OF LIFE PARTICIPANT OF THE GREAT PATRIOTIC WAR ALEXANDER GORASHCHENKO

Teslyuk V.S. 1
1 BSTU after V.G. Shukhov
The Great Patriotic War is one of the hardest historical trials that fell to the lot of Ukrainians, Russians, Belarusians and other peoples who lived on the territory of the USSR. These 1418 days and nights will forever remain in history as the most bloody and cruel time. I was always interested in the events of the Great Patriotic War, and I decided to learn more about it. Grandmother told me that my great-grandfather participated in the military operations of 1941-1945. The article examines the life and work of the veteran of the Finnish and Great Patriotic War, the sergeant-major of the Red Army Guard Alexander Aleksandrovich Goraschenko (7.01.1918 - 2.01.1992). The contribution made by my great-grandfather in the general victory over the aggressors is revealed. My great-grandfather, Alexander Goraschenko, went through the Great Patriotic War, participated in battles with fascist invaders for Budapest in February 1945, was awarded the Order of the Patriotic War II degree. From the beginning to the end of the Second World War, he fought for his country, performed feats for which he was awarded the medal "For victory over Germany in the Great Patriotic War", the medal "For taking part in the heroic assault and capture of Budapest", the medal "For Courage".
biography
veteran
alexander gorashchenko
great patriotic war.

В семье Горащенко было семеро детей, трое из них сыновья: Александр, Фёдор и Иван, и четыре дочки: Евгения, Мария, Наталия и Полина. Семья Горащенко проживала в селе Новая Таволжанка Курской губернии (настоящая Белгородская область) на улице Октябрьская.

Рис. 1. Горащенко Александр Александрович (фото 1939 г.)

Горащенко Александр Александрович, старший сын, родился 7 января 1918 г.

В 1932 г. окончил Новотаволжанскую школу. После окончания «семилетки» выучился на шофёра и пошёл работать на сахарный завод имени Боткина. Проработал водителем до призыва в ряды РККА в 1939 году. Он был зачислен в автороту А446, 42 стрелковой дивизии. В 1940 году дивизия участвовала в боевых действиях на Финском фронте, в частности, в прорыве линии Маннергейма на Карельском перешейке. В этой операции советские войска проявили стойкость и героизм, немцы создали очень серьёзные фортификационные укрепления, состоящие из ДОТ (долговременных огневых точек), фортов, пулемётных гнезд [1].

Роль автомобильных рот сводилась к своевременному подвозу боеприпасов подкреплений, а также вывозу раненых бойцов. Здесь прадедушка получил свой первый боевой опыт. Он не очень охотно делился воспоминаниями об этой боевой операции, но из рассказов бабушки я узнал, насколько сложным был его военный путь. Приходилось в непростых условиях выполнять поставленные командиром задачи, но его автомобиль был всегда исправен, заправлен, готов к выполнению приказов. В 1940 г., после окончания Советско-финской войны, боевая часть прадедушки была переведена в г. Брест, в частности в Брестскую крепость, героический оплот советских воинов, одним из первых, принявших на себя всю мощь фашисткой военной машины.

До фактического начала войны, подготовка к обороне велась не на должном уровне. Всех, кто говорил, что нужно серьёзно готовиться к войне называли паникёрами.

Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений этих двух дивизий - 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов ПТО и ПВО, разведбатов и некоторые другие подразделения. Утром 22 июня 1941-го в крепости находились 84-й стрелковый полк, 125-й стрелковый полк без батальона и саперной роты, 333-й стрелковый полк без батальона и саперной роты, 44-й стрелковый полк без двух батальонов 455-й стрелковый полк без батальона и саперной роты , 31-й автобат, 158-й автобат в котором служил мой прадед.

Подготовка к штурму началась в 4 часа утра 1941 года. Немецкая армия начала артиллерийскую подготовку атаки, нанося главный свой удар по казармам, а также по той части гарнизона, где располагался офицерский состав. Защитники были застигнуты врасплох, немецкая артиллерия вела огонь по подступам к самой крепости и ее воротам. В 4 часа 45 минут начался штурм [1].

В первые часы штурма в крепости царила неразбериха, паника, но затем, те командиры, которые остались живы, смогли организовать оборону крепости, начать эвакуацию за её пределы женщин, детей и раненых. Так как прадедушка был водителем со стажем, его отделению была поставлена боевая задача любыми путями вывезти секретные документы, женщин и детей в безопасное место. С этим заданием он справился, за что и получил свою первую награду.

http://radiator.ks.ua/images/content/kalendaqr2/26.07-1.jpg

Рис. 2. Боевой автомобиль моего прадедушки

Развертывание автомобильных войск в начале Великой Отечественной войны осуществлялось в тяжелых условиях, когда отмобилизование войск и тыла, особенно в западных районах страны, осложнялось неблагоприятным для Советской Армии ходом. Наши войска отступали, отступал и прадедушка. С тяжёлыми боями войска отходили до Волги, но после разгрома немецко-фашистской группировки под Сталинградом в 1943г., наши войска перешли в наступление и начали освобождать нашу страну от захватчиков.

1 марта 1943 года, на базе 298-й стрелковой дивизии, в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР была сформирована 80 гвардейская стрелковая дивизия. В рядах которой мой прадедушка прошёл боевой путь до самого окончания Великой Отечественной Войны.

Прадедушка проявлял героизм и смелость, при выполнении поставленных командованием задач. Это было отмечено боевыми наградами [3].

Рис. 3,4. Приказ о награждении медалью «За Отвагу»

Цитата из наградного листа: «Товарищ Горащенко служит в отдельной автороте А446 в должности командира отделения, за время боевых действий дивизии, товарищ Горащенко проявил себя самым выдержанным, выносливым и храбрым командиром, не зная усталости, в дни жарких боёв по 3е суток не слазил с машины, доставлял боеприпасы на передовую и продовольствие в дивизию. При рейсе на колонну автомашин напала вражеская авиация и подвергла её бомбёжке и обстрелу. Горащенко не растерялся, своим личным примером смелости и отваги воодушевил водителей, тем самым машины на предельной скорости были выведены из района бомбёжки. Приказание было выполнено своевременно, продовольствие было доставлено в срок. При подвозе боеприпасов товарищ Горащенко попал под обстрел со стороны врага, последний, умело маневрирую, машину вывел из опасности и боеприпасы доставил в срок. Товарищ Горащенко является лучшим агитатором в роте, дисциплинированный, исполнительный, младший командир пользуется большим авторитетом и доверием среди бойцов и командиров. Достоен награждения медалью «За Отвагу» [2].

Рис. 5. Наградной лист Горащенко А.А.

В одном из сражений прадедушка получил ранение в голову, его контузило, он пролежал в Госпитале города Барнаул 3 месяца. После излечения вернулся в родную дивизию и продолжил бить фашистов [4].

Однажды прадедушка увидел колонну беженцев, которая двигалась ему навстречу, в ней он встретил свою маму с 4-мя маленькими сестрёнками, пришлось колонне притормозить. Те бойцы, у кого был хлеб и сахар, поделились с маленькими девочками. Это вдохновило прадедушку на совершение новых подвигов. Он принимал участие в битве за Будапешт. Войну встретил в Городе Вена, домой вернулся в 1946 году и сразу приступил к работе на заводе, восстанавливал из руин: принимал участие в восстановлении разрушенного сахарного завода в родном селе.

Работал водителем в автоколонне, которая была на сахарном заводе. Был опытным водителем, поэтому его нередко посылали в командировки. Довольно часто перевыполнял производственные планы и был награждён денежными премиями и почётными грамотами. Трудился до выхода на заслуженный отдых в 1978 году.

В 1949 г. женился на Позикун Марии Васильевне. Воспитал двух дочерей Любовь и Татьяну (мою бабушку). Воспитал 2 дочери, 4 внука. Умер 2 января 1992 г. [1].

К сожалению, я не застал своего прадедушку при жизни, но я очень горжусь им!