Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

EDUCATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION

Abzgildin D.A. 1
1 Ufa state aviation technical University
The article is devoted to problems of transition to the written knowledge control of the students in the form of tests, unlimited access to the Internet and additional educational platforms to expand the horizons of students of educational institutions. Considering the modern educational system it should be noted that the focus should be on professionalism and adaptability to the external market. The main indicator of the educational activities to become competent workers in their field. Education gives a certain basis for further work by the «former» student, developing logical thinking based on acquired knowledge. The transition from the standard «specialty» to the standard «undergraduate» and «graduate programs» allowed us to separate basic training from the training of high level, the level of research and management. The creation of knowledge at the level of «bachelor» allows students to learn the basics of the chosen direction, to obtain certain basic knowledge that they encounter in their professional activities.
education
teaching methods
interactive courses

Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает вузы России на развитие культурологического, информационного, личностного и ценностного потенциала личности. Обучение в вузе обязано сформировать у студентов компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний [4]. В нынешних условиях проблемы образовательного процесса в высших учебных заведениях проявляются как никогда отчетливо. В условиях экономии они показали наиболее серьезные ошибки и недоработки в формирования профессиональной личности. Для исправления ситуации необходимо плодотворная совместная работа государства и общества.

«В основу содержания высшего образования закладывается разработка модели специалиста, соответствующего требованиям постоянно изменяющегося общества и экономики. Моделирование должно быть не формализованным, а тесно связанным с действительностью и реальными проблемами общества. Важнейшая миссия высшего образования – это обучение. Оно представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, передача и усвоение специально отобранных научных знаний и способов деятельности, которое выработало человечество; с другой стороны, научить критически осмысливать полученные знания и информацию» [6, с. 95].

В настоящее время студенты получают образование, основанное на старом подходе, но уже слабо похожее на него. В нашей жизни появляются все больше и больше различных гаджетов, позволяющих постоянно быть не только на связи, но и получить доступ во всемирную библиотеку, базу данных сети Internet. Образовательная среда в сфере гуманитарных наук менее подвержена видоизменениям из-за динамики общественной жизни, а экономическое же образование прямым образом реагирует на изменение общественного созревания [2]. Во многом эффективность образования определяется методикой преподавания. Понятие «методика» переводится с древнегреческого как «теория, путь исследования, учение». Следовательно, это способ обучения определенной дисциплине. С одной стороны, в помощь преподавателю разработаны определенные методики, учебно-методическая литература, тесты для контроля знаний студентов. С другой стороны, для студентов данные из сети Internet также помогают в учебе, но иногда и мешают, так как они становятся менее уверенны в себе при отсутствии существующих гаджетов.

Рассматривая современную образовательную систему необходимо отметить что акцент должен делаться на профессионализм и адаптивность к внешнему рынку. Основным показателем образовательной деятельности становиться компетентность работника в сфере своей деятельности. Образование дает некую основу для последующей работы самого уже «бывшего» студента, развивая логическое мышление на основе полученных знаний. Для успешной работы недостаточно получить высшее образование, необходимо стремление к новым знаниям, саморазвитию в области своей послевузовской деятельности.

Для современной экономики необходим универсальный профессиональный работник, совмещающий в себе базу знаний по экономике, менеджменту, маркетингу, юриспруденции, информационным технологиям. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать рынок, владеть знаниями в области трудовых и гражданских правоотношений, обладать навыками предпринимательской деятельности.

Происходящие изменения из года в год, а бывает и чаще, сокращают объем знаний по конкретным дисциплинам, добавляя новые дисциплины, получаемых студентами. Переход от стандарта «специалитета» к стандарту «бакалавриата» и «магистратуры» позволило разделить базовую подготовку от подготовки повышенного уровня, уровня исследований и менеджмента. Формирование знаний на уровне «бакалавриата» позволяет студентам ознакомиться с основами выбранного направления, получить определенные базовые знания, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. На уровне магистратуры студенты получают образование, позволяющее анализировать тенденции и текущие изменения в окружающей его среде. С начиная с недавнего времени появилась тенденция к снижению количества студентов экономических специальностей в связи с отсутствием бюджетных мест. Уровень школьного образования все более ориентирован на технические специальности, внося свой вклад в количество студентов экономической специальности.

Экономические дисциплины позволяют понять экономические процессы, происходящие в обществе. Так же они являются неотъемлемым звеном в изучении смежных дисциплин, например, технических, в связи с тем, что ни одна из видов человеческой деятельностей не может не быть рассмотрена с экономической точки зрения. Экономические дисциплины должны иметь четкую логику с точки зрения их содержания и последовательности изучения в учебном плане.

Анализ нормативных документов и процесса преподавательской деятельности позволяет выделить определенные проблемы характерные для всей педагогической работы. Одной из проблем образовательной деятельности можно выделить применение в обучении сети Internet. Вторая проблема – это применение унифицированных методов проверки знаний студентов в виде тестов.

В процессе применения унифицированных методов (тестов) и переход на письменный контроль за усвоением студентами изученного материала фактически занижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель – студент [3].

В учебном процессе необходимо внедрять творческую составляющую. Необходимо уходить от стандартных задач к более прогрессивному типу, постепенно увеличивая влияние определенных факторов в типичной задаче, а также необходимо максимально приближаться к реальным условиям всех операций, так как студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических ситуациях. Нельзя не отметить, что в современном образовании немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов. Использование учебной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Internet как источник дополнительных интерактивных курсов. Предложение интерактивных, профессиональных курсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, выбор студента должен находиться в пределах основного направления подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору необходимо подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Исходя из вышеперечисленного, в настоящее время процесс преподавания экономических дисциплин должен быть направлен на решение экономических проблем посредством установления коммуникаций студент-преподаватель; умение их выстраивать в рамках имитации экономического процесса преподавателем – это будет иметь эффективное воздействие на формирование высокого профессионального уровня подготовки студентов. Это «способствует всесторонней образованности, развитию интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, деловых и нравственных качеств, что является необходимой предпосылкой формирования профессиональной культуры будущих экономистов» [5, с. 215].

Экономическое образование в высшей школе ориентировано на развитие специалиста, способного и развивать научно-экономические сферы деятельности, и направлять социальный прогресс. В условиях университетского образования реально получить качественно новый уровень профессиональной подготовки, создать оптимальные организационные, учебные и научно-методические условия для формирования поликультурной, гуманно-нравственной, творчески развитой, интеллектуальной, конкурентоспособной, целостной личности с высокой гражданской позицией [7].